Анна Соломатина
Конспект отрытого фольклорного занятия «А-ну сыграй-ка, балалайка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого фольклорного занятия.
(Музыкальный руководитель Соломатина А. В., МДОУ «Пронский детский сад», подготовительная группа, дети 6-7 лет).
Тема: «А ну сыграй-ка, балалайка!»
Содержание занятия.
1. Струнные русские народные инструменты.
Публикация «Конспект отрытого фольклорного занятия „А-ну сыграй-ка, балалайка!“» размещена в разделах
- Балалайка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Струнные русские народные инструменты: балалайка и гусли.
Беседа о них : балалайка - старинный инструмент, а гусли - древнейший, один из самых первых струнных инструментов славян. Показ инструментов на иллюстрациях, фотографиях и в реальном виде. Рассматривание инструмента балалайки и слушание ее звучания.
Цель:
- познакомить детей со струнными русскими народными инструментами : балалайка, гусли.
Задачи:
- запомнить названия этих инструментов,
- уметь их различать по форме,
- знать отличие от других инструментов: отряд струнных /вид/.
2. Страдания и былины.
Под аккомпанемент балалайки исполняли страдания, а под аккомпанемент гуслей – былины.
Страдания - вид частушек с припевками «ох», «ах», только с грустным юмором, пением (растягивание текста интонацией). Былины - древнейший песенный жанр, рассказ-песня. Текст несет в себе смысл, гусли – аккомпанемент.
Исполнение былины с голоса музыкального руководителя и слушание («Вольга и Микула» запись Т. Г. Рябинина).
Показ-иллюстрация пение «Вепских страданий» (соло ученицы 7 класса ДМШ Краснопевцевой И.) под аккомпанемент балалайки (концертмейстера-преподавателя ДМШ Приписновой М. В.)
Внимательно вслушиваться в текст и понимать художественный смысл.
Цель:
- познакомить детей с жанровой особенностью страданий и былин,
- объяснить роль аккомпанемента,
- познакомить со звучанием балалайки и вокальным исполнением страданий, былины.
Задачи:
- уметь на слух различать звучание балалайки,
- знать жанровые отличия страданий и былины,
- знать роль аккомпанемента.
3. Распевание.
1) Скороговорка: «На мели мы лениво налима ловили».
Цель:
- закрепление материала.
Задачи:
- работать над дикцией,
- уметь в среднем темпе четко и синхронно, осознанно проговаривать скороговорку.
- Повторение скороговорки «Ани-бани, барабани».
Цель:
- повторение, закрепление.
Задачи:
- дети должны в быстром темпе, четко и эмоционально, выразительно проговаривать скороговорку.
2) Пальчиковая игра: «Паучина».
Цель:
- познакомить с текстом и пальчиковыми движениями.
Задачи:
- развивать мелкую моторику,
- дикцию,
- внимание,
- развивать память, мышление,
- работа над ритмическим рисунком текста.
3) Попевка: «Ой, на дворе дождь».
Цель:
- закрепление материала.
Задачи:
- четкая дикция,
- звуковедение связанное, добавить огласовки для более связного пения,
- открытая манера звукоизвлечения,
- приближенно-чистое интонирование,
- дети должны уметь петь попевку, как веселую песню, эмоционально, с четким произношением текста.
4. Игры с пением и театрализацией.
Игра «Дрема» (игров. Ряз. обл.).
Цель:
- познакомить с новым материалом.
Задачи:
- вспомнить жанровую характеристику русских народных игр,
- разучить текст, мелодию,
- разобрать художественный смысл и движения игры,
- выбрать ведущего (роль Дрёмы,
- уметь детям играть и исполнять эмоционально, по-актё рски: синкретизм.
5. Народные плясовые движения.
Парная круговая пляска «Тимоня» (р. н., шуточная, плясовая).
Цель:
- познакомить с плясовыми движениями в парах по кругу.
Задачи:
- прослушать плясовую,
- познакомить с текстом и движениями, разучить их,
- разучивать парную пляску по кругу,
- развивать умение раскрепощено и ритмично двигаться под музыку и собственное пение (синкретизм,
- вызывать положительные эмоции в пляске.
Результат занятия :
- дети уяснили названия русских народных инструментов, их звучание, смысловую принадлежность,
- поняли художественный смысл страданий, былин,
- сумели ритмично двигаться и петь в паре по кругу и в хороводе, врассыпную,
- приняли участие в театрализованной игре, шуточной пляске и эмоционально среагировали на них, выразив свою индивидуальность.