Татьяна Клевцова
Конспект открытой НОД в средней группе: «Ах, матрёшечка-матрешка, хороша — не рассказать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• Продолжать знакомить с русской матрешкой, способах ее изготовления, показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек.
• Совершенствовать диалогическую форму речи, навыки порядкового счета в пределах пяти.
• Развивать память, мышление, связную речь, мелкую моторику.
• Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Ход занятия.
(Воспитатель и дети одетые в русские народные костюмы приходят в мини-музей русского быта «Комната сказок»).
Публикация «Конспект открытой НОД в средней группе: „Ах, матрёшечка-матрешка, хороша — не рассказать!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В: Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас у себя в горнице. Я сегодня хотела бы вам показать игрушки с которыми я играла в детстве, хотите посмотреть их? (Да)
В: Отгадайте, какие же игрушки я для вас приготовила.
Погляди скорее-
Щеки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки-
Это русские …. (Матрешки)
В: Правильно ребята – это матрешки. А давайте, их внимательно рассмотрим.
(Дети подходят к полочке, на которой выставлены матрешки).
Во что одеты матрешки? (Сарафан, фартук, платок)
В: А какая на них одежда?
(Дети называют прилагательные красивые, нарядные, яркие).
1 ребенок.
Кукла славная матрешка,
Где-же ручки,
Где –же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные румяные,
На фартучке цветочки и на сарафане.
2 ребенок.
Русская красавица
И по всюду славиться.
У матрешки говорят-
Самый лучший наряд.
В: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука
В деревянные бока
А внутри ее секретик есть.
В: Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик.
Ребята, вам интересно, какой секретик есть у матрешки?
Кукла первая толста,
А внутри она не пуста,
Разнимается на две половинки
В ней живет еще одна,
Кукла в серединке
Эту куколку открой
Будет третья во второй
Половинку отвинти плотную притертую
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вынь ее и посмотри
Что в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая
В ней живет шестая,
А шестой седьмая
Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех
Вот поставлены все в ряд
Сестры куколки стоят.
(Дети помогают доставать матрешек).
В: Сколько сестриц спряталось внутри мы можем сказать не считая?
(Много).
В: Первая какая? (большая).
В: А последняя какая? (самая маленькая).
В: Ребята, вам хочется узнать когда и как появилась кукла - матрешка? (Да).
Садитесь поудобнее и послушайте, как это было! (Дети садятся на скамейку).
В: Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки. «Не печалься» сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочку. И придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмаркерассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может.
Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку (воспитатель показывает чурочку деревянную)и выточил из нее фигурку куколки, (показ деревянной заготовки матрешки) и яркими краскамирасписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Мотя, Матрена, а потом ее стали называть Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать. Раскрывалась, а из нее Матрешка меньше выходила.
Полюбилась эта кукла русскому народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему.
В: Посмотрите, все ли матрешки у нас похожи? (Нет)
У каждой Матрешки свой узор на сарафане, платке и фартуке. Вот, она какая кукла расписная.
В: Одним из основных центров изготовления матрешек является город Семенов. В росписи этой матрешки используется три цвета: красный, желтый и синий. Ее отличает большой букет, который украшает всю фигуру матрешки.
В: В городе Загорске делают вот такую матрешку, на голове у Загорской матрешки платок в горошек, на кофточку надет сарафан с различными цветами и она обязательно в фартуке.
У мастеров из села Полховский Майдан тоже свой стиль росписи – полхов –майданский, у этих матрешек вместо фартуков-овальный передник, на котором расцвел чудо-букет из роз или красных маков.
А в нашем городе тоже были мастера умельцы, которую расписывали вот такую Воронежскую матрешку. Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. На голове у матрешки красный платок с яркими цветами. Одета она в черную юбку с красными клетками, которые символизируют землю и отражают народные костюмы Воронежской области. (Предлагаю детям поиграть с понравившейся матрешкой).
В: У кого в руках матрешка, тот попляшет для нее немножко (из сундука достаются платочки и одеваются девочкам, а мальчикам раздаются деревянные ложки).
Девочки становятся в круг, мальчики играют на ложках
Мы – веселые матрешки.
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щёчки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах наших пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
1р. Кукла матрешка нарядна, красива.
2р. Кукла Матрешка-улыбка России.
3р. Матрешка-игрушка, ты всем нам нужна.
Вместе: Матрешка-подружка на все времена!
Матрешке понравился танец к нам пришла вот такая большая.
Воспитатель говорит от лица матрешки :
Ребята какие вы молодцы, столько приятных слов сказали про нас матрешек, станцевали нам, очень вы нас повеселили и порадовали и за это я приготовила вам подарок, откройте меня и узнаете, что там.
(Угощение для ребят).
Воспитатель раздает угощение и дети возвращаются в групповую комнату.