Папки-передвижки

Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Край, в котором я живу»

Аня Лаптева
Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Край, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию речи.

Тема: «Край, в котором я живу»

Составила: воспитатель Лаптева А. Ю.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Публикация «Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Край, в котором я живу“» размещена в разделах

Цель: Закрепить знания детей о родном крае.

Задачи:

- Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,

дать детям общее представление о Республике Мордовии,

- Формировать представления о народах, населяющих Мордовию,

- Способствовать развитию любознательности, мышления

- Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным ответом.

- Обогащать словарь детей, развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук.

- Воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.

- Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Родина, страна, достопримечательность, столица, президент страны, глава республики, неямазынок (до свидания, шумбратада (здравствуйте, панар (рубаха, врьгаз (волк, нумол (заяц, овто (медведь, келазь (лиса).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание альбомов о Мордовии, знакомство с устным народным творчеством мордовского народа, беседа о мордовском народном творчестве, составление рассказа - описания по схеме, разучивание песни «Луганяса келунесь», рассматривание изделий народного творчества, беседа с детьми о достопримечательностях города Саранска и заучивание отдельных фраз.

МАТЕРИАЛ: куклы в национальном костюме, салфетки, выставка книг мордовского народного искусства, карта Мордовии, фонограмма песни «С чего начинается Родина», макет с символиками Республики Мордовии, России; схема для рассказа детьми о животных, изделия из дерева мордовских мастеров, музыкальные инструменты и поделки, видеопрезентация; шапочки животных; стереомагнитофон.

Ход занятия:

Организационная часть:

Дети встают в круг…

Все:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок. (показ действий в соответствие с текстом)

Воспитатель:

Мы живём в одном краю

Всех я вас приветствую.

Воспитатель: Шумбратада, ялгат! Здравствуйте, дорогие ребята!

Дети: Шумбратада!

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Ребята, на каком языке я сейчас с вами поздоровалась?

Дети: Вы поздоровались на мордовском языке.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине, в которой мы с вами живём и отправимся в увлекательное путешествие по нашей республике. И первая наша остановка называется «Родина моя любимая».

Прослушайте пожалуйста отрывок из песни «С чего начинается Родина?»

Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, сл.

М. Матусовского).

Воспитатель: С чего начинается Родина, как говорится в песне?

Дети: Родина начинается с картинки в букваре, с хороших товарищей.

Воспитатель: А еще кто как понимает слово Родина?

Дети. Родина – это родной дом, где живёт моя семья, Родина – это наш двор, где мы играем с друзьями.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Народ придумал много пословиц о Родине. Давайте вспомним их.

«Родина любимая – мать родная».

«Человек без Родины – что соловей без песни».

«Одна у человека мать, одна у него и Родина»

«Нет ничего краше, чем Родина наша»

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете смысл фразы «Родина любимая –мать родная»?

Дети: Мы к Родине относимся, как к родной маме. Мы маму бережём, любим, жалеем. И так же относимся к Родине.

Воспитатель: Мы с вами живем в одной большой стране. Как называется наша страна? Дети: Наша страна называется – Россия.

Воспитатель: Катя, а ты как считаешь?

Дети: Наша страна называется – Россия.

Воспитатель: Правильно, Россия - это наша «большая» Родина. Но у нас с вами есть и малая Родина – это наша республика. Кто скажет, как называется наша республика?

Дети. Наша республика называется - Мордовия.

Воспитатель: Дима, а ты как считаешь?

Дети. Наша республика называется - Мордовия.

Воспитатель: А почему наша республика получила такое название?

Дети: Потому что здесь раньше в основном проживало мордовское население – мокша и эрзя.

Воспитатель: А теперь людей каких национальностей можно встретить в нашей республике?

Дети: Можно встретить - мордву, русских, татар, таджиков, узбеков.

Воспитатель: Правильно. Дарнель, а ты у нас кто по национальности? Рахбар? Вова? Дима?

Дети: Я - татарин (таджичка, мордвин, русский)

Воспитатель: Вот видите, даже в нашей группе можно встретить деток разных национальностей: Дарнель у нас – татарской национальности, Рахбар –таджикской национальности, Дима – мордовской национальности, Сеня – русской национальности.

Воспитатель: А кто мне скажет, какая она, наша Мордовия?

Дети. Мордовия - большая, любимая, красивая, сильная.

Воспитатель: (Показывает карту Мордовии.) Ребята, посмотрите на карту. Республика Мордовия разделена на территории- это районы республики Мордовии. Каждая территория имеет свое название – это Краснослободский район, Торбеевский район, Инсарский район и другие районы, которые мы подробно рассмотрим после занятия.

Воспитатель: Ребята, у каждой страны и республики есть свои руководители. Назовите мне пожалуйста президента нашей страны России?

Дети: Президент России- Путин Владимир Владимирович.

Воспитатель: Назовите мне главу республики Мордовия?

Дети: Глава республики Мордовии- Волков Владимир Дмитриевич.

Воспитатель: Правильно! А еще в каждой стране и республике есть свой главный город—столица Назовите пожалуйста столицу России.

Дети: Столица России- это город Москва.

Воспитатель: Назовите пожалуйста столицу республики Мордовия?

Дети: Столица республики Мордовия - это город Саранск.

Воспитатель: Молодцы! А мы с вами отправляемся дальше. Встали все возле стульчиков.

ФИЗМИНУТКА.

Все мы делаем умело,

И шагаем дружно, смело,

Повернемся вправо, влево,

И осмотрим все вокруг,

Нам вдвойне все интересно,

Если рядом лучший друг.

Воспитатель: Ребята, а мы отправляемся дальше на экскурсию по достопримечательным местам города Саранска. Ребята, а что такое достопримечательность города?

Дети: Достопримечательность — это интересное место города, то, что гости города запоминают больше всего.

Воспитатель: Совершенно верно, а с каждым вашим верным ответом, будет открыта самая последняя достопримечательность города Саранска, которой больше нет ни в каком городе нашей большой страны России. (вывешивается картинка, укрытая звездочками).

Воспитатель показывает слайд. Давайте сейчас расскажем нашим гостям о первой достопримечательности города Саранска.

Дети: Это собор святого воина Федора Ушакова. Его назвали в честь русского флотоводца, адмирала Федора Ушакова. Он не потерял в боях ни одного корабля, ни один его воин не попал в плен.

Воспитатель: Молодец! Сними первую звездочку.

Воспитатель: показывает следующий слайд. Ребята, кто хочет рассказать о следующей достопримечательности города Саранска?

Дети: Это парк имени А. С. Пушкина. Его назвали в честь русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Он написал много сказок: «У Лукоморья дуб зеленый»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о царе Салтане».

Воспитатель: Умница! Ребята, посмотрите, в парке и на фонтанном спуске установлен памятник великому поэту и писателю А. С. Пушкину. Снимай еще одну звездочку.

Воспитатель: А вы были в этом парке? Что вам там больше всего понравилось?

Дети: В парке очень красивые аллеи, фонтаны, памятники. Нам нравится кататься на каруселях. А еще в парке есть зоопарк.

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами отправимся в зоопарк. Но чтобы попасть в зоопарк, нужно закрыть глаза и произнести заклинание «Шарики, ларики, кошки, мартышки, раньше животных мы видели в книжках, но, а теперь их увидим вживую. Глазки открыли, на месте застыли». (Звучит аудиозапись с голосами животных.)

Ребята, вот мы и очутились в зоопарке. Назовите животных, которые нас встречают?

Дети: Нас встречают – лев, медведь, лиса, верблюд.

Воспитатель: Правильно! Давайте с вами расскажем о некоторых животных, которые обитают в мордовских лесах.

Обратите внимание на схему, которая перед вами. Она вам будет служить помощницей в ваших рассказах.

Воспитатель: Чтобы первое животное появилось, отгадайте загадку.

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (лиса) (келазь)

Выходит ребенок, надевает маску лисы и рассказывает о звере по схеме. (название, место обитания, внешний вид, повадки, питание, жилище)

Дети: Здравствуйте, меня зовут лиса. Я, дикое животное и живу в лесу. У меня красивая рыжая шерстка и большой пушистый хвост. У меня хороший нюх. Я питаюсь зайцами, курочками, ловлю мышей. Мой домик называется – нора.

Воспитатель: Молодец! Снимай звездочку. Ребята, а кто мне скажет, как будет звучать на мордовском языке слово «Лиса»?

Дети: На мордовском языке слова лиса будет - Келазь.

Воспитатель: Слушаем следующую загадку.

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (медведь) (овто)

Дети: ответы.

Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц) (нумол)

Дети: ответы.

Если долго в брюшке пусто,

На луну он воет грустно. (Волк) (врьгаз)

Дети: ответы.

(Воспитатель спрашивает названия животных на мордовском языке после каждого выступления).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А какие животные еще обитают в мордовских лесах?

Дети: Бобры, лоси, белки, ежи, кабаны.

Воспитатель: Молодцы! А теперь мы с вами немного отдохнем. Встали все перед своими стульчиками.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

(Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

(Дети идут на места.)

Воспитатель: Присаживаемся на места.

Воспитатель: Славится наш город и музеями. Ребята, а что вы можете рассказать о музеях города Саранска?

Воспитатель показывает слайды с музеями.

Дети: Я хочу рассказать о Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. Степана Дмитриевича Эрьзи. Музей назвали в честь известного скульптора Степана Эрзи. В этом музее много скульптур из глины и много картин известных художников.

Воспитатель: Молодец! Сними звездочку. Кто еще хочет рассказать об еще одном интересном музее.

Дети: Я хочу рассказать про Краеведческий музей. Этот музей расположен в здании старой церкви. В этом музее собраны коллекции разных насекомых, чучела животных, редкие растения. Еще можно увидеть русскую народную избу, старинную посуду, оружие и много разных интересных вещей, которые расскажут нам об истории нашей республики.

Воспитатель: Молодец! Снимай последнюю звездочку.

Воспитатель: Ребята, вы так интересно рассказывали, посмотрите, у нас открылась еще одна достопримечательность нашего города Саранска – Это площадь Тысячелетия, которая стала одной из центральных площадей города. Главным ее украшением является светомузыкальный фонтан «Звезда Мордовии», такого фонтана нет ни в одном городе России. Он выполнен в виде элемента национального мордовского орнамента, в виде звезды.

Воспитатель: Ребята, все вы знаете, что Р. М. славится работами народных умельцев. И нашей следующей остановкой будет «Город мастеров».

Дети подходят к выставке.

Воспитатель: Ребята, а с какими игрушками мордовских мастеров вы знакомы?

Дети: Нам знакомы матрешки, лошадка, мордовские куклы.

Воспитатель: Назовите мордовские народные инструменты?

Дети: Трещетки, свистульки, деревянные ложки.

Воспитатель: Ребята, а как называется верхняя одежда мордовских мужчин?

Дети: Верхняя одежда мордовских мужчин- это рубаха.

Воспитатель: А кто знает, как по мордовски будет звучать слово рубаха?

Дети: Рубаха по мордовски будет – панар.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о рубахе? Из чего она сделана?

Дети: Она сделана изо льна. Летом такая рубаха охлаждает, а зимой не дает замерзнуть.

Воспитатель: Правильно! Все вы знаете, что раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. И сейчас мы с вами тоже исполним песню на мордовском языке. А называется она «Луганяса келунясь» .

Воспитатель: Ребята, вы так красиво спели, так интересно рассказывали, но наше путешествие подошло к концу.

- Что нового вы узнали на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте на мордовском языке попрощаемся с нашими гостями.

Дети: Неямазынок! До свидания!

Литература:

• «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.

• «Валдоня» - программа и методические рекомендации

• «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Край, в котором я живу»Фотоотчет «Край, в котором я живу» В нашем детском саду проходил конкурс : «Край,в котором я живу».Критериями конкурса являлось :-разнообразие;-доступность расположения;-соответствие.

Фотоотчет о конкурсе рисунков «Край, в котором я живу»Фотоотчет о конкурсе рисунков «Край, в котором я живу» Здравствуйте, уважаемые гости моего блога. Нашему Краснодарскому краю в сентябре 2017 года исполняется 80 лет! Юбилейные мероприятия запланированы.

Планирование воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию на неделю «Край, в котором я живу» Тема недели: «Край, в котором я живу» Итоговое мероприятие: Развлечение «Родной свой край люби и знай!» День недели, дата Непосредственно.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Дом, в котором я живу» Цель: ознакомление детей с названиями комнат и их назначением. Задачи: 1. Образовательные: • Познакомить детей с названиями комнат и их.

Конспект НОД в подготовительной группе «Край, в котором мы живём» Елена Голованова. Конспект НОД «Край, в котором мы живем». Цель: углубление и совершенствование знаний о народных и художественных промыслах.

Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе «Пушкинский бал».Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе «Пушкинский бал». Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе: «Пушкинский бал»Автор: Табакова О. И. Соавторы: Лантухова Е. М., Мансурова С. А.

Конспект по развитию речи в первой младшей группе «Край, в котором я живу» «Край, в котором я живу» Воспитатель 2 группы раннего возраста Головкина Н. В. Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств,.

НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» «Край, в котором я живу». Старшая группа Программное содержание: -Обобщить и закрепить знания детей по теме: «Край, в котором я живу»; -Знание названий городов ХМАО-ЮГРЫ; -Названий.

НОД по развитию речи в старшей группе «Балашиха — город в котором я живу». Цель : систематизировать и обобщить знания детей о родном городе. Задача: Воспитывать любовь к городу, желание увидеть его красивым, экологически.

План по проекту «Город, в котором я живу» для детей подготовительной к школе группе Занятие на тему: 1. «Советский- город мой» с использованием презентации; 2. «Знаки» в нашем городе» (номера домов, дорожные знаки); 3. «Мой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Край, в котором я живу»
Опубликовано: 5 ноября 2017 в 22:10
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Край, в котором я живу»» (включая файлы) размещена пользователем Аня Лаптева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД