Людмила Гребенникова
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему: «Веселое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закрепить знания о приспособлении живой природы к изменениям в неживой природе.
Задачи:
1. Создать у детей эмоциональный настрой.
2. Формировать знания о деревьях, зимующих птицах.
3. Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами, правильно формируя выводы.
4. Закреплять навыки описательного рассказа.
5. Развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом мире лесного царства.
6. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру.
Публикация «Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему: „Веселое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
7. Побуждать детей в зимнее время подкармливать птиц.
Материал и оборудование. Макеты деревьев, елки, картинки с изображением зимующих птиц, шишки, «снежки», грамзаписи со звуками зимнего леса П. И. Чайковского «Времена года», шапочки лесных зверей.
Предварительная работа.
1. Беседы по экологическому воспитанию о зимующих и перелетных птицах, изменениях в неживой и живой природе, об изменениях потребностей животных в зависимости от времени года.
2. Чтение художественной литературы о зиме.
3. Знакомство с зимними загадками, пословицами, приметами.
4. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года», слушание и заучивание песен о зиме разного характера.
Ход занятия:
Дети под спокойную музыку входят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель. – Дети, какое сейчас время года? Какой наступил месяц? Какие изменения произошли в природе с приходом зимы?
(ответы детей)
- Эти изменения произошли у нас в городе. А вы хотите узнать, какие изменения произошли в лесу?
(ответы детей)
- Мы сегодня отправимся путешествовать в зимний лес по экологической тропе. Там мы встретим много интересного и полезного. А что такое экология?
Дети (варианты ответов):
- Экология – это отношение человека к природе.
- Связь живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
Воспитатель. - Хорошо, давайте поедем на лошадках. Нам пора в дорогу.
(Звучит песня «Три белых коня»; дети двигаются по залу тройками)
Воспитатель. – Вот мы и в лесу. Прислушайтесь дети. Какая тишина, не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок.
(Слышится нарастающее звучание музыки)
Появляется Зимушка. – Гуляю по полю, летаю на воле.
Кричу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль дороги пробегаю сугробы наметаю. (кружится)
- Зачем ко мне пожаловали?
Воспитатель. – Очень нам захотелось посмотреть на зимний лес, как живется птичкам и зверушкам.
Зима. – Лес-то я разукрасила, что солнышко залюбуется. А вы чем меня порадуете? Если сумеете меня порадовать, покажу вам свои владения.
Дети.
– Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.
- Здравствуй, русская молодка, раскрасавица – душа.
Белоснежная лебедка. Здравствуй, матушка – зима!
Зима. – Очень мне понравились ваши слова, как вы меня величали: и русская молодка, и раскрасавица – душа, и белоснежная лебедка…
Воспитатель. – Зимушка, а еще наши дети знают пословицы о зиме…
1. Декабрь год кончает, зиму начинает.
2. Зима – не лето, в шубу одето.
3. Зима – лодыря морозит.
4. Зима – хранительница полей.
5. Мороз невелик, стоять не велит.
Зима. – Молодцы, ребята, понравились вы мне. Пойдемте со мной в лес. И вы узнаете много интересного в зимнем лесу.
(Звучит музыка)
Воспитатель. – Вот мы и добрались до лесной полянки. Присядем на пенечек и отдохнем немного.
(Дети садятся на стульчики)
Зима. – Я стараюсь быть доброй, я деревья согреваю. А вы, ребята, знаете, как?
Дети. – Укрываешь снегом корни.
Воспитатель. – Дети, скажите, а как деревья готовятся к зиме?
Дети. – Сбрасывают листья, замедляют рост.
Воспитатель. – Холодный сезон является для растений засушливым периодом: корни получают мало воды. Листья же продолжают испарять влагу. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. А еще каждое дерево «хитрит», чтобы сберечь тепло, не допустить мороз глубоко внутрь себя: все лето деревья откладывают под кожицей ствола, веток своеобразный панцирь – пористую, пробковую ткань, которая не пропускает ни воду, ни воздух. Собрав за лето силы, деревья перестают расти, погружаются в глубокий сон. И листья они сбрасывают осенью, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. В свою очередь, сброшенные с ветвей и гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни от промерзания. Но самая лучшая защита от мороза – пушистое, снежное покрывало, окутывающее лес. Чем больше снега, тем лучше деревьям.
Дети.
- Зимний лес искрится снежной белизной,
И туман клубится, над синею тропой.
Елочки – красавицы застыли на опушке,
А снежинкам нравится сверкать на их макушках.
Воспитатель. – Дети, давайте и мы поможем укрыть землю снежком.
Подвижная игра «Кто быстрее соберет снежок»
Дети встают в две команды. Берут снежок из обруча и через верх передают друг другу.
Воспитатель. – Снежинки укрыли землю снегом. Ведь под корой пней, покрытых снегом, спрятались мелкие букашки, пауки, червяки, а в норе между корнями свернулись колечком ящерицы. В канавах под опавшими листьями спят лягушки. А неподалеку, под кучей хвороста, заснул ежик.
Воспитатель. – Дети, а все деревья сбрасывают листья зимой?
Дети. – Нет. Зимой елка остается зеленой.
Воспитатель. – Дети, давайте подойдем к елочке и расскажем, какая она.
Дети составляют рассказ:
Ель похожа на пирамидку, все веточки у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей. Густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться.
(Под елкой лежат шишки)
Воспитатель. – Дети, а чьи это шишки?
Дети. – Белочки.
Воспитатель. – Дети, а для чего нужны шишки? Кто ими питается? Где живет белка? Как белка готовится к зиме?
Дети. - Осенью белка делает запасы на зиму: собирает орехи, желуди, сушит грибы.
Воспитатель. – Кто еще живет в зимнем лесу? Как они питаются?
Дети. – Волк и лиса ищут под снегом мышек. Ловят ослабевших маленьких животных. Зайцы и лоси обдирают с деревьев кору, откапывают из-под снега корешки, сухую траву.
(Раздается стук дятла)
Воспитатель. – Дети, а это кто стучит?
Дети. – Дятел.
Воспитатель. – А почему он стучит?
Дети. – Достает насекомых из-под коры.
Воспитатель. – А какие еще птицы остаются зимовать? И чем они питаются?
(Дети подходят у дереву, на дереве силуэты птиц. Они показывают и называют птичек. Дают описательную характеристику птицам)
Воспитатель. – Дети, как человек может помочь зимующим птицам?
Дети. – Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой могут найти корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Люди делают для птиц кормушки, туда кладут несоленое сало, пшено, семечки.
Воспитатель. – Дети, посмотрите, на улице зима, а на дереве гнездышко. Разве такое может быть?
(ответы детей)
Воспитатель. – Это гнездо клеста. Они зимой выводят птенцов. Гнездышко у них очень теплое – там пух и перо, а сверху – мать согревает своим теплом голых птенцов. А клест-отец кормит малышей и мать семенами шишек.
- Вот и подошло наше путешествие к концу. Спасибо тебе, Зимушка, за интересное путешествие по лесу, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте еще раз вспомним, что видели в зимнем лесу.
Дидактическая игра «Чье это?»
Цель. Формировать представления о зимнем времени года. Учить находить зимние приметы в окружающей среде.
Ход. Дети выбирают предметы на столе и говорят: чье это, для чего эта вещь нужна, чем питаются зимующие птицы.
(Звучит песня «Три белых коня». Дети встают тройками и уходят в группу)