Алевтина Шатилова
Конспект открытой интегрированной НОД по знакомству с окружающим и развитию речи «Мой дивный град!»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Шатилова А. А. воспитатель ГБДОУ№49 Колпинского района
г. Санкт-Петербурга
Участники - дети подготовительной группы 6-7 лет.
Количество детей 12 человек
Педагогический замысел:
Образовательная область Социализация
Задачи:
Совершенствовать навыки разговорной речи : учить отвечать точно (кратко и развёрнуто) в зависимости от вопроса.
Активизировать словарь детей за счё т слов: река Нева, Летний сад, Медный всадник, набережная, широкая, просторная, огромный, старинный, решётка, ажурная, аллеи, экскурсант.
Публикация «Конспект открытой интегрированной НОД по знакомству с окружающим и развитию речи „Мой дивный град!“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывать любознательность, наблюдательность, любовь и уважение к родному городу, умение культурно себя вести в общественных местах;
Образовательная область Коммуникация:
Задачи:
Развивать дружеские взаимоотношения между детьми;
Формировать умение представлять свой город гостям;
Закрепить правила поведения в общественных местах;
Образовательная область Познание:
Задачи:
Продолжать формировать у детей знания о том, что наш город большой и красивый, есть много памятников, площадей, улиц, набережных;
Познакомить с некоторыми из них : «Дворцовая площадь», «Невский проспект», Памятник «Медный всадник», река Нева»;
Закрепить знания о наводнении;
Материал к занятию: Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга, игра «Сложи и назови».
Организация детей: Занятие проводится в виде экскурсии от одного архитектурного памятника к другому (перемещаются дети по группе).
В НОТ использованы методы и приемы:
• совместной деятельности взрослого и детей;
• самостоятельной деятельности детей;
• наглядный (рассматривание иллюстраций о городе»
• словесные методы;
• практические методы;
Ход проведения совместной деятельности
Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живём?
Дети: Наш город называется Санкт-Петербург.
Воспитатель: Почему он так называется?
Дети: Наш город был назван в честь святого Петра, который оберегал Петра-русского царя, основателя города.
Воспитатель: Да, совершенно верно, наш город был назван в честь святого Петра. Город наш стоит на реке Неве. Петербург знаменит на весь мир. Давайте прочтё м стихотворение:
«Петербург широк в плечах
Силы непомерной,
Синь горит в его очах
Пламенно и верно.
И от этой сине
Небеса в сатине.
Сколько здесь аллей густых
По весне кипучих,
Сколько шлемов золотых,
Разорвавших тучи!
Сколько улиц заревых
И просторов мировых
Знает этот город».
Воспитатель: Какие улицы, площади вы знаете?
Дети: У нас в Санкт-Петербурге есть Дворцовая площадь, там находится Зимний дворец. Есть площадь искусств. Я знаю площадь Декабристов.
Воспитатель: О нашем городе сложено много песен. В песне поё тся:
«Над Россией небо синее,
Небо синее над Невой.
В целом мире нет, нет красивее
Петербурга моего».
Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня у нас будет экскурсия, а вы будите экскурсантами. Напомните, как ведут себя экскурсанты в автобусе?
Дети: В автобусе нельзя громко говорить, а нужно сидеть и слушать экскурсовода. Нельзя в автобусе кушать, кидать фантики и огрызки, бегать по автобусу. А ещё, если станет плохо, нужно сказать взрослому.
Воспитатель: Молодцы, все правильно подметили, старайтесь всегда выполнять эти, на мой взгляд, несложные правила. Посмотрите, мы проезжаем по самой главной улице Санкт-Петербурга, как она называется?
Дети: Это Невский проспект.
(Проходим мимо выставленных иллюстраций)
Воспитатель: Посмотрите, какой дворец мы видим из нашего окна автобуса?
Дети: Да это же Зимний дворец, где раньше жили цари. А ещё мы видим Александровскую колонну. Она тоже находится около Зимнего дворца, на Дворцовой площади.
Воспитатель: А вот наша первая остановка. Куда мы приехали?
Дети: Мы приехали на набережную.
Воспитатель: Что такое набережная?
Дети: Набережными называют улицы, расположенные вдоль реки Невы.
Воспитатель: Что вы можете рассказать про Неву?
Дети: Наш город Санкт-Петербург стоит на реке Неве. Он широко раскинулся на её берегах. Нева очень глубокая, по ней ходят большие корабли. Нева быстрая, многоводная.
Воспитатель: Скажите мне, в какую сторону бегут волны Невы.
Дети: Волны Невы бегут в залив.
Воспитатель: А какая особенность есть у нашей Невы?
Дети: При сильном ветре с залива она выходит из берегов, в городе бывают наводнения. Сильно, мощно дует ветер, вода не успевает попасть в залив, возвращается обратно в город.
Воспитатель: Наш город – один из красивейших городов в мире. Русский царь Пётр приказал здесь построить город. А А. С. Пушкин, великий русский поэт, жил когда-то в Петербурге, часто гулял по набережной Невы, очень любил город и воспел его в стихах. Кто хочет прочесть стихи?
Дети: Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит …
Воспитатель: Давайте сейчас полюбуемся Невой. Подберите слова, какая Нева?
Дети: Нева широкая. А ещё она просторная, полноводная, бурливая, а ещё бывает и спокойная.
Воспитатель: Какие здания видны на противоположной стороне Невы?
(Показать иллюстрации).
Дети: На противоположной стороне Невы видна Академия наук, Зоологический музей и Петропавловская крепость.
Воспитатель: Подберите слова, какие эти здания?
Дети: Здания красивые, они невысокие, трёхэтажные.
Воспитатель: Как укреплены берега Невы?
Дети: Берега Невы одеты в гранит, это очень красивый камень. А ещё он очень прочный.
Воспитатель: Неву украшают фигуры львов. Их высекли из камня скульпторы. Посмотрите на них. Какими вы видите львов?
Дети: Львы красивые, как живые. Они стоят с поднятой лапой. Львы как-будто сторожат что-то.
Воспитатель: А теперь посмотрите на ту сторону Невы. Какое здание вы видите? (показать иллюстрации)
Дети: Мы видим Адмиралтейство.
Воспитатель: Да верно, это бело-жёлтое здание называется Адмиралтейство. Слово «Адмиралтейство» происходит от слова «адмирал». Кто знает, кто такой адмирал?
Дети: Адмирал – это самый главный капитан моряков.
Воспитатель: Кто же догадается, что здесь строили для моряков?
Дети: Для моряков здесь строили корабли.
Воспитатель: Правильно. Сейчас мы с вами пройдём вдоль Невы Адмиралтейской набережной, через бульвар – широкую аллею, обсаженную высокими деревьями. Куда мы с вами пришли?
Дети: Мы пришли к памятнику Петру 1. Он называется «Медный всадник». Это самый первый памятник нашего города. Его воздвигла русская царица Екатерина 2 Петру1 за великие дела на пользу России.
Воспитатель: Русскую землю, вот эти берега хотели завоевать шведы. Пётр1 воевал с ними, победил их, а затем на этих берегах, покрытых лесами, болотами, заложил город. Кто хочет прочитать стихотворение А. С. Пушкина о том времени?
Дети: На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полон
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслась, бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, чёрным берегам
Чернели избы здесь и там … и лес…
В тумане спрятанного солнца
Кругом шумел
И думал он
Отсель грозить мы будем шведу
Назло надменному соседу …
Воспитатель: Помните, что написано на памятнике Петру1?
Дети: На «Медном Всаднике» написано: «Екатерина2 Петру1»
Воспитатель: За что же поставлен памятник Петру1?
Дети: За то, что он заложил здесь город. Пётр1 очень много хорошего сделал для нашей родины.
Воспитатель: Горожане любят этот памятник, гордятся им, берегут его. А что с ним было во время войны?
Дети: Когда наш город бомбили, памятник закрыли мешками с песком, обложили досками и сохранили.
Воспитатель: Посмотрите на лицо всадника. Что оно выражает?
Дети: Решительность.
Воспитатель: Да, на лице отражены ум, энергия. А что на голове у всадника?
Дети: На голове у Петра1 венок.
Воспитатель: А что находится у пояса?
Дети: У пояса находится меч.
Воспитатель: Рассказывают, что во время отливки памятника случился пожар. Все растерялись. И лишь один мастер Емельян Хайлов, не боясь погибнуть, погасил огонь. Но всё же статуя пострадала. Голова Петра1 и голова лошади были испорчены. Скульптор Фальконе приказал испорченные
головы отпилить. Лишь через два года сделали новые головы и припаяли их. Это было сделано искусно. Ведь совсем незаметно, что «Медный всадник» состоит из трёх частей. Кто хочет рассказать, на каком камне находится памятник?
Дети: Памятник находится на камне – великане, его называют трон – камень. А нашли его в деревне возле Финского залива. Передвигали камень к этому месту почти год.
Воспитатель: У какого памятника мы сегодня побывали?
Дети: Мы гуляли у памятника Петру1, у «Медного всадника».
Воспитатель: Наш город – один из прекрасных городов мира. Его украшают парки, музеи, памятники. Одним из лучших памятников архитектуры является … (показать иллюстрации)
Дети: Летний сад.
Воспитатель: Мы видим прекрасную решётку Летнего сада, известную всему миру. Постарайтесь описать её.
Дети: Ажурная решётка, как кружево. Она чёрная с золотом.
Воспитатель: Да, решётка лёгкая, воздушная, тонкая. На воротах решётки красивые вазы. Решётки Петербурга называют «чугунным кружевом». Об решётке Летнего сада рассказывают много историй. Может, кто-нибудь хочет рассказать одну из них.
Дети: В наш город приехал иностранец. Осматривать Петербург он начал с решётки Летнего сада. Рано утром он сел напротив неё и просидел весь день, не спуская с решётки глаз. Он увидел, что решётка выглядит по - разному в разное время суток. Красота её так поразила иностранца, что он на следующий день уехал, чтобы запомнить это навсегда.
Воспитатель: Замечательная история. А что ещё есть в Летнем саду?
Дети: В Летнем саду много статуй.
Воспитатель: Кто знает, сколько статуй в Летнем саду?
Дети: Там находится 30 статуй, а ещё в Летнем саду много деревьев, которые подстригают под геометрические формы.
Воспитатель: В Летнем саду есть пруд, где плавают лебеди. Есть домик Петра, где он жил раньше. Ещё там находится памятник баснописцу И. А. Крылову.
Воспитатель: Всё правильно вы говорите, а кто знает стихи о нашем городе?
Дети: Чтение стихов.
Воспитатель: А теперь посмотрим, какие вы у нас архитекторы. Устройтесь поудобнее в нашем автобусе, сейчас по дороге обратно в детский сад мы поиграем с вами в игру «Сложи и назови» (по типу разрезные картинки).
Подводится итог занятия.
Планируемый результат:
1. Расширить знания детей о Петербурге, о его достопримечательностях;
2. Развивать любовь и гордость за свой город;
3. Развитие психических процессов: память, внимание, мышление, сосредоточенность;
4. Развитие монологической и диалогической речи;
(Некоторый материал взят из книги Н. А. Ушаковой «Словом душа полнится» стр. 94.