Ольга Шаброва
Конспект открытого занятия в старшей группе — «Прощание с осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Прощание с осенью»
Цель:-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-уточнить и углубить знания детей об осенних изменениях в природе;
-активизировать глагольный словарь по данной теме;
-продолжить учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
-продолжить учить согласовывать движения с речью;
-продолжать развивать память, внимание, мышление, речь;
-закрепление знаний о подготовке к зиме животных;
-закрепление знаний о водоплавающих и перелетных птицах;
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе — „Прощание с осенью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-учить устанавливать зависимость внешнего вида животного от условий жизни;
- воспитывать любознательность, интерес к природе.
Задачи:-воспитание умения работать в коллективе;
-воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу и к
окружающей обстановке;
-развитие мелкой моторике через сочетание игр для тренировки
пальцев рук.
Оборудование:1. Карточка с пунктирными точками;
2. вата;
3. клей;
4. кисть;
5. проволока для нанизывания грибов;
6. модели грибов;
7. контейнер с песком;
8. овощи и фрукты;
9. влажные салфетки;
10. готовые шаблоны зайцев;
11. шаблоны животных, сделанных из разного материала;
12. картины с изображением леса в разные осенние месяцы;
13. календарь природы;
14. указка;
15. фломастеры.
Воспитатель: Ребята, у нас в группе сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: С гостями поздоровались, а теперь давайте поприветствуем друг друга.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА:»ПОВЕРНИСЬ И ПОЗДОРОВАЙСЯ». (в кругу).
Смотрим, кто справа (дети поворачивают голову вправо и отставляют вправо правую руку, затем ставят ее на пояс).
Это наш друг, (приветственно наклоняют голову).
И скажем все вместе «Привет».
А кто же там слева?
Это наш друг
И скажем все вместе «Привет».
Воспитатель: Вот и поприветствовали друг друга, а теперь сядем, аккуратненько на стульчики и послушаем о чем пойдет речь на нашем занятии :
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит,
Мы ее тихонько спросим:
-Кто ты?- и услышим.. .
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие времена года вы знаете?
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: По каким признакам мы отличаем осень от остальных времен года?
Дети: На улице холодно; листья на деревьях желтые; птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: А вся ли осень одинаковая?
Дети: Осень бывает поздняя и ранняя.
Воспитатель: А что бывает ранней осенью и чем отличается, поздняя осень нам расскажут стихи :
Ребенок 1 Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки :
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый тополям,
Фрукты осень дарит нам!
Ребенок 2 Скучная картина!
Тучи без конца
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
Воспитатель: Молодцы, дети!
А какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: В народном календаре каждый месяц имеет свое характерное название. Сентябрь называют Хмурень.
Как вы думаете почему?
Дети: Потому что хмуро, холодно и пасмурно.
Воспитатель: За ветры и дожди сентябрь называют Ветродуй и Ревуном. А еще его называют Листопадником? За что как вы думаете?
Дети: Потому что с деревьев падают листочки.
Воспитатель: Давайте ребята, посмотрим Календарь наблюдений за погодой в сентябре. Какая погода была в сентябре?
Дети: (отвечают, смотря на календарь, в котором отмечают погоду).
Воспитатель: А чем нас радует сентябрь?
Дети: Своим урожаем, овощами и фруктами.
Воспитатель: Правильно. Мы свой урожай собрали и убрали на хранение, спрятали от морозов. Давайте посмотрим, что же храниться в нашем погребе? Но прежде это сделать вы ответите на мои вопросы.
1. Листья осенью (какие) … (желтые, красные)
2. Дождь осенью (какой (холодный, моросящий)
3. Погода осенью (какая (дождливая, хмурая)
4. Деревья осенью (какие) (голые).
ИГРА С ПЕСКОМ.
(найди в песке спрятанный фрукт или овощ).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились в сентябре.
А Октябрь в народе получил такое название: ГРЯЗНИК.
А как вы думаете, за что его так назвали?
Дети: На улице идет дождь и становится грязно.
Воспитатель: Посмотрим наш Календарь природы, что он нам говорит о погоде? Каких дней было больше в октябре?
Дети: Дождливых, ветреных, пасмурных.
Воспитатель: Правильно, дети! В октябре идут дожди, ветер срывает листья с деревьев. Давайте и мы покажем, как листочки падают на землю.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЛИСТОЧКИ».
Мы листики осенние (покачивание руками вверху над головой)
На веточках сидим
Дунул ветер, полетели (руки в стороны)
Мы летим, летим, летим
И на землё тихо сели (присели)
Ветер снова набежал (покачивание руками вверху над головой)
И листочки все поднял
Закружились, полетели (дети садятся на свои стульчики)
И на землю тихо сели.
ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАЛОСЬ?»
Воспитатель: Дети, посмотрите ветер дул и под стульчики вам упали листочки. Давайте посмотрим, кому, какие листочки попались?
(Дети берут листочки скомканные, выпрямляют их и называют с какого они дерева.)
Воспитатель: В октябре звери в лесу заканчивают подготовку к зиме. Расскажите, пожалуйста, кто и как готовится к зиме?
Дети: Медведь ложится в Берлогу спать, заяц меняет серую шубку на белую, а белка всю осень готовит запасы на зиму.
ИГРА «КТО СПРЯТАЛСЯ ПОД СНЕГОМ»
( дети отгадывают из чего сделаны звери на ощупь: медведь из гречневой крупы, ёж -наждачной бумаги, заяц -манной крупы, белка-салфетки).
Воспитатель: В лесу происходят изменения в жизни животных. А что же делает белочка у нас в лесу. Расскажите, пожалуйста, стихотворение о белочке.
Ребенок 1: Белка-кисточками ушки
Гриб увидит на опушке
Прыг за ним с густых ветвей
И домой несёт скорей
Воспитатель: А чем же питается наша белочка?
Дети: Шишками, орехами, грибами.
Воспитатель: Давайте, сделаем доброе дело, наберём белочке гостинцев и отправим в лес.
ИГРА «СОБЕРЁМ ГРИБЫ БЕЛКЕ»
(дети на проволоку нанизывают грибы)
Воспитатель: Сделали доброе дело, а теперь пройдём на свои стульчики и продолжим беседу. Сейчас у нас идёт последний осенний месяц-ноябрь. Что мы можем про него сказать? Какая у нас погода?
Дети: Деревья голые, выпал снег.
Воспитатель: Правильно, за это его прозвали «полузимник», «студень». Потому что он похож на зимние морозы и в давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец». Ребята может кто-нибудь знает почему?
Дети: Потому что речка покрывается льдом, и если наступить, то можно провалиться т. к. лёд ещё хрупкий. И это очень опасно.
Воспитатель: Молодцы!
В это время от нас улетают водоплавающие птицы. Какие?
Дети: Утки, гуси, лебеди.
Воспитатель: А почему они улетают?
Дети: Потому что водоёмы замерзают, где они плавали, жили, кормились.
Воспитатель: Но ведь к нам прилетают и другие птицы. Какие?
Дети: Снегири, синички, воробьи.
ИГРА «ЛАБИРИНТ»
(помощь снегирю; дети карандашом соединяют точки от снегиря до рябины.)
Воспитатель: А что нам говорит календарь природы о ноябре? А говорит он нам, что осень кончается и пора наступать зиме. Завтра уже первый день зимы. И плохо становится жить лесному зверю, а особенно зайчику. Почему?
Дети: Потому что холодно и он не успел поменять серую шубку на белую.
Воспитатель: Давайте же ему поможем. Сейчас мы поработаем волшебниками и быстро заменим серую шубку на белую. А поможет нам в этом клей и вата. Давайте вспомним, как нужно работать с этим материалом.
Дети: Намажем клеем зайчика, отщипнем вату и приложим к зайчику пальчиками.
Воспитатель: А теперь дружно за работу.
А теперь, я хочу поговорить о том, что вы узнали сегодня на занятии.
РАБОТА ПО КАРТИНЕ.
(дети определяют по картине в каком месяце изображен лес).
Воспитатель: Молодцы!
Осень – это особая пора, она настраивает нас на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов были написаны и посвящены этому времени года. Осень – это любимое время года А. С. Пушкина.
Ребята, а вы знаете стихи об осени.
Ребенок 1: Скучен осени самой
Частый дождик проливной
Слезы катятся с небес
Таит в них осенний лес.
Ребенок 2: Туча небо кроет
Солнце не блестит
Ветер в поле воит
Дождик моросит
Воды зашумели
Быстрого ручья
Птичьки улетели
В теплые края.
Ребенок 3: Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора
Стоял ноябрь уж у двора.
Ребенок 4: Среди тропок и дорожек
Растерялся бедный ежик:
Как ему попасть домой, ой-ой-ой,
Если б маму он послушал
Возвращался не по лужам.
А ведь дождь, хоть и грибной,
Очень мокрый ой-ой-ой.
Воспитатель: Молодцы, дети!
Сегодня вы мне на занятии понравились. Вы были очень активными: хорошо работали, отвечали на вопросы, стихи очень понравились.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.
Воспитатель: Ой, мне кажется или правда где-то, что-то шумит, нет шуршит! заглядываетпод дерево).Ой, правда, да здесь еж сидит. Вот какой хитрый, спрятался под деревом и сидит слушает наше занятие. Да он еще с собой из лесу принес корзину, а она не пустая, в ней грибочки шоколадные. (показывает детям корзину с грибами).
Вот сейчас мы по лакомимся.
Раздача грибов.