Любовь Медведева
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, сочетание существительных с числительными; образовывать притяжательные прилагательные, закреплять навык звуко-буквенного разбора слова.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», мультимедийная презентация «Зимующие птицы», плоскостные изображения птиц, кубики с цифрами и изображениями птиц, мяч, картинки с изображением сюжета, разрезная картинка совы, указка
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят, звучит аудиозапись голосов птиц.
Логопед : Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте со всеми поздороваемся (дети приветствуют гостей). Все гости хотят посмотреть, какие вы умные, сообразительные, как вы много знаете и как вы готовы к школе.
Наш девиз:
1, 2, 3, 4, 5
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
2. Основная часть. Аудиозапись птичьих голосов
Логопед : Чьи голоса вы услышали? (Птичьи.) Сегодня мы будем говорить о птицах. И я хочу вам рассказать интересную историю, которая произошла с Совушкой.
– Жила-была задумчивая СОВА. Сова она была неплохая, но уж очень задумчивая. Летит она, летит, а на ходу размышляет. Иногда настолько задумывается, что начинает падать.
– Ой-ой-ой, – всегда кричит сова.
– Бедная, я несчастная. Надоело мне быть обычной задумчивой совой, хочу стать сверхптицей!
– Решить-то она решила, но вот кто ее сделает такой? Поможем сове?
-Да!
Логопед : Вам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, надо как следует подготовиться. Давайте сделаем артикуляционную гимнастику
а) Птенчики ждут пищу (сделать «чашечку» из языка и удерживать ее под счет до 6);
б) Дятел стучит по дереву ( поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «тдд-тдд-тдд-тдд»);
А ещё мы с вами выполним дыхательную гимнастику «Согреем Ладошки»
Логопед : Люди, которые изучают птиц, называют ОРНИТОЛОГАМИ. Мы тоже с вами сегодня побудем орнитологами и поможем сове узнать много нового о жизни птиц, которые зимуют.
Давайте все дружно проговорим ОРНИТОЛОГИ
– Вы готовы к выполнению заданий?
-Да!
– Тогда начинаем.
Первое задание
Логопед : Посмотрите на экран и отгадайте загадки и назовите птиц (ворона, сорока, воробей, дятел, сова, свиристель, голубь, синица, снегирь).
– Как можно назвать этих птиц? (зимующие птицы)
«Сочини чистоговорку»
Логопед : Я говорю слоги, а вы сочиняете чистоговорку. Например: ца-ца-ца –летела синица.
Бей-бей-бей (воробей) – …
Ва-ва-ва (сова) – …
Ка-ка-ка (сорока) – …
На-на-на (ворона) – …
Гирь-гирь-гирь (снегирь) – и т. д.
Логопед : Ребята, сравните птиц с людьми и животными
У человека – дети, а птицы – птенцы
У человека – нос, а у птицы – клюв
У животных – шерсть, а птиц - перья
У кошки – лапы, а у птицы – ноги.
Второе задание
Игра с кубиками «Сколько птиц?»
(употребление существительных с числительными)
Дети по очереди бросают кубик, на гранях изображены цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т. д.).
Игра «Назови ласково»
Логопед : Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково (У каждого ребенка своя картинка – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка ит. д.).
Игра с мячом, «Какой? Какая?»
1. Воробей (какой) – маленький, шустрый …
Если у воробья короткий клюв, он какой? – короткоклювый.
2. Ворона (какая) – осторожная, крикливая …
Если у вороны толстый клюв, она какая? – толстоклювая.
3. Снегирь (какой) – нахохлившийся, голодный, яркий, весёлый …
Если у снегиря красная грудка, он какой? – красногрудый.
4. Синица (какая) – маленькая, шустрая, яркая, пугливая, быстрая …
Если у синички жёлтая грудка, она какая? – желтогрудая.
5. Дятел (какой) – пёстрый, работящий …
Если у дятла длинный клюв, он какой? - длинноклювый.
6. Сорока (какая) – хитрая, вороватая …
Если у сороки белые бока, она какая? – белобокая.
Если у сороки длинный хвост, она какая? – длиннохвостая.
Логопед : - Ребята давайте отдохнем немножко.
Физминутка «Снегири» (координация речи с движениями)
Вот на ветках посмотри
(по 4 поворота головы в каждую сторону поочередно)
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
(потряхивание кистей рук и по 2 удара ладонями по бокам)
Греются на солнышке.
Головой вертят
(повороты головы)
Улететь хотят
(машут руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
(кисти рук разжимают – «кыш», машут руками)
За метелью, за метелью!
Логопед : Молодцы, все задания выполнили правильно и физкультминутку выполнили хорошо.
Третье задание
Игра «Чей клюв, чья голова?»
(образование притяжательных прилагательных)
У вороны клюв (чей) – вороний, голова (чья) – воронья.
У сороки клюв (чей) – сорочий, голова (чья) – сорочья.
У голубя клюв (чей) – голубиный, голова (чья) – голубиная.
У совы клюв (чей) – совиный, голова (чья) – совиная.
Третье задание
Игра «Слушай внимательно»
Логопед : Ребята, определите хлопками, сколько слогов в слове : ворона, сорока, воробей, дятел, сова, свиристель, голубь, синица, снегирь, сова.
Логопед : Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз чтобы глаза отдохнули.
Птицы прилетели, на окошко сели,
Птицы вправо полетели,
Птицы влево полетели,
Птицы вверх полетели и на ветку сели,
Птицы посидели и вниз полетели.
Четвертое задание
«Составление рассказа-описания»
Логопед : Давайте изобразим нашу Сову и расскажем. какая она.
Дети составляют фигуру совы из частей,называя части тела,сколько их,какие?
Это сова -зимующая птица. У совы большая круглая голова. На голове у совы большие глаза и острый клюв. Крылья у совы широкие и летает сова бесшумно. На лапах острые когти. Сова охотится на мышей. У совы есть птенцы-совята.
Логопед : Ребята, вы молодцы, ОРНИТОЛОГИ из вас получились отличные, много знаете о птицах, со всеми заданиями справились. Помогли СОВЕ узнать много нового и стать сверхптицей.
Итог занятия :
– Что вам больше всего понравилось в занятии?
– Какую профессию сегодня вспомнили?
– Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.