Наталья Андрюшина
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Белый снег пушистый»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦО № 49 «Детский сад п. Октябрьский»
«Белый снег пушистый»
для детей подготовительной группы.
Воспитатель: Андрюшина Н. В.
г. Тула 2018г.
Открытое занятие на тему : «Белый снег пушистый»
для детей подготовительной группы.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Белый снег пушистый“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Цель: исследовать с детьми что такое снег, какой бывает снег?
Задачи: 1) На основе знакомого образа «снега» помочь понять дополнительный смысл и новое звучание.
2) Представить снег в различных формах образного воплощения – слове, музыке, движении, иллюстрации.
3) Закрепить с детьми знания о свойствах снега. Умение проводить опыты со снегом.
4) Развивать связанную речь, любознательность, логическое мышление.
5) Создать условия для творческого использования новых для них образов.
Ход и методические приемы:
Приветствие, художественное слово:
«Я, как песчинка, мал, а землю покрываю;
Я из воды, а в воздухе летаю;
Как пух, лежу я на полях,
И, как алмаз, блещу при солнечных лучах!»
(снег)
I. Тихий снежок.
1) Образ снега задаемся несколькими загадками:
• «Бел да не сахар, ног нет, да идет» (снег)
• «Белое покрывало, с неба упало,
Всю зиму лежало, землю укрывало,
Весной солнце припекло, в реку утекло» (снег)
Снег лежит везде. И сегодня мы о нем поговорим.
2) Чтение стихотворения «Березы» С. А. Есенин (с картиной)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Беседа по вопросам:
• О чем говорится в этом стихотворении; (в стихотворении говорится о символе России – березе, в зимнее время года, в зимнем убранстве (наряде)
• С чем поет сравнивает снег, в этом стихотворении; (с серебром, каймой, бахромой)
• Слова «И горят снежинки в золотом огне», о чем идет речь; (о снежинках, которые блестят от солнечного света, а не тают, потому что на улицы сильный мороз). Как сказать по другому (блестят и сверкают)
• Как вы думаете, деревьям и другим растениям от снега тепло или холодно. (снег зимой помогает и сохраняет от сильных морозов деревья, кустарники, многолетние цветы)
• А нам от снега холодно? Как мы согреваемся, что делаем? (мы одеваемся в теплую одежду и на руки обязательно перчатки или варежки) (заранее приготовлены).
Живые организмы в отличии от человека в природе окружены снегом в течении нескольких месяцев – и день, и ночь. Для них снег на долгое время – среда обитания, фон, на котором проходит жизнь. Но чтобы жить на холодном снегу, им нужна «одежда» в виде шерсти, пуха, перьев.
3) Экспериментальная деятельность: «Свойства снега».
• Положим снег на цв. бумагу, приложим белый лист. Сравним и увидим, что снег такого же цвета, как и лист бумаги. (снег белый).
Какое значение имеет цвет снега для животных, живущих на снегу? (если животное живет на снегу и "не хочет", чтобы его издали было видно, оно должно быть белым. Такая окраска помогает хищникам охотиться, а их жертвам укрываться от опасности.)
Вспомните известные предметы, которые обладают такими же свойствами (мороженое, сахар, соль и т. д).
• Возьмем снег в руки и сдуем его, попробуем помешать палочкой. (снег рыхлый и легкий)
• Мы набрали снег в банку и поставили в группе (в помещении, что произошло, через некоторое время? (снег в банке превратился в воду, которую называют «талая вода»). Талая вода полезна или нет? Для кого она полезна? (для растений, цветов и т. д)
Выводы: снег белый, не прозрачный, рыхлый, легкий и холодный, в тепле быстро тает.
4) Загадка про снежинку:
«С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло» (снежинки)
Вопрос: «Как же можно назвать снежинку? Какая она?» (пушистая, теплая, тихая, белая, хрупкая, легкая)
Чтение стихотворения: Константин Бальмонт «Светлая – пушистая, снежинка белая…»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Вопрос: «Что умеют делать снежинки?» (летать, падать, танцевать, сыплется, кружится)
5) Физ. минутка: «Изобрази снежинку». Предложить детям представить себя снежинкой и покружиться. (под музыку)
Вопрос: «Куда бы вы хотели упасть, если бы были снежинкой?» (на поле, на дерево, кустарник, на дорогу, на елку.
II. Снежная буря.
1) Чтение стихотворений (картинки)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
2) Беседа: «О каком состоянии природы идет речь в прочитанном стихотворении»
3) Практическое упражнение: «воплотить обзор снежной бури» (голосом, похлопыванием, шелестом бумаги)
Экспериментальная деятельность: «Снежная буря в бутылке».
Возьмем пластиковые прозрачные бутылочки со снежинками внутри и подуем в бутылочку. Что получается? Так как же образуется снежная буря?
4) Упр. «Я начну, а вы закончите».
• Был ясный, морозный день. Снег на солнце… (сверкал, искрился, переливался, блестел)
• На улице шел снег, поднялся сильный ветер и началась… (вьюга, буря, метель)
• На улице сегодня теплая погода, выглянуло солнышко, капают капели и снег сегодня … (сырой, мокрый, липкий)
Писатели и поэты, художники подмечают в природе интересное. Они видят то, что мы иногда не замечаем. Какой снег? А ведь он бывает разный в начале, середине и конце зимы.
Послушайте как рассказывает писатель С. Иванов – каков снег бывает в январе. (сильный, спокойный, холодный, тяжелый) Чтение рассказа.
Сравнение двух музыкальных произведений.
Прослушивание.
Вопрос: «Какой снег воплощен в каждом произведении?»
III. Иней.
1) Загадать загадку:
1. «В белом бархате деревня —
И заборы и деревья,
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет» (иней)
2) Чтение стихотворения: «Иней серебристый».
«Иней серебристый,
Словно мишура.
Весело искрится
С самого утра.
Кто его развесил?
Может, Дед Мороз?
На еловых лапах,
На ветвях берёз.
А узор морозный
На окошки лёг.
Вот кораблик звёздный,
Пальма, мотылёк.
Всё перемешалось,
Как в волшебном сне,
Розы распустились
Прямо на окне.
Серебристый иней,
Словно мишура.
Вечер синий – синий.
Детям спать пора».
Щигрова Т.
Вопрос: «Когда появляется иней?» (иней появляется только в туманные, влажные дни; после туманных, влажных ночей)
Вопрос: «Чем отличаются снежинки и иней?»
• Снежинки – это пар, который замерзает в облаках.
• Иней – это пар, который замерзает на стекле, железе, ветках деревьев.
Вспомнить как мы рисовали рисунки на тему «Иней нарядил деревья». (как будто каждая веточка украшена маленькими красивыми кристалликами)
Беседа о проведенном опыте: «Что такое иней?» (иней – это пар, который замерзает на деревьях, стекле, металлических предметах)
4) Практическое упражнение: «Снежки». (Медведь на картине накрыт снежными комками под номерами, дети убирают их по заданию воспитателя, например: убрать ком под номером, больше чем 5 на 1 и т. д.)
Вопрос: «Почему снег не тает на медведе? А почему медведь не замерзает под снегом?» (Косматая шерсть, пропитанная жиром, не намокает в воде. Толстый слой подкожного жира защищает от холода.)
Угощение для детей.
Рефлексия: дети какой-же бывает снег? (Да мы с вами сегодня вели беседу, проводили опыты, играли, отгадывали загадки, читали стихотворения про тихий снег и снежную бурю)
А сейчас я предлагаю вам зарисовать в своих рисунках тот снег, который вы хотели видеть в своем рисунке.