Таня Казакова
Конспект открытого занятия в ДОУ «Чудесный платочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
с детьми старшего дошкольного возраста
«ЧУДЕСНЫЙ ПЛАТОЧЕК»
Составила воспитатель
Казакова Татьяна Анатольевна
ОРЕЛ – 2016
Образовательная область: физическое развитие
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие» (формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, навыков учебной деятельности,
- «Познавательное развитие» (формирование элементарных математиче-ских представлений, формирование целостной картины окружающего ми-ра,
Публикация «Конспект открытого занятия в ДОУ „Чудесный платочек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
- «Художественно-эстетическое развитие» (реализация самостоятельной изобразительной и конструктивно-модельной деятельности детей,
- «Физическое развитие» (развитие мелкой моторики пальцев рук).
Тип: интегрированное
Форма НОД: совместная деятельность
Формы организации: подгруппа
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников.
Программные задачи:
- развивать двигательную активность и гибкость сгибательных и разгиба-тельных мышц пальцев, кистей рук;
- формировать и закреплять понятия о вертикальной, волнистой и пунк-тирной линиях, навыки их проведения;
- развивать согласованность действий обеими руками;
- развивать воображение, слухо-моторную и зрительно-моторную коор-динацию;
- продолжать формировать и закреплять понятие пространственной ори-ентации;
- формировать навыки учебной деятельности: умение внимательно слу-шать воспитателя, действовать по предложенному им плану, самостоя-тельно выполнять поставленную задачу;
- формировать мотивационную готовность ребенка к школе;
- воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм.
Активизация словаря:
- по теме «Школа»;
- познакомить с новыми словами-терминами – «монограмма», «вензель».
Оборудование и материалы:
- платочки цветные,
- прищепки,
- палочки с лентами,
- корзинки,
- сюжетная картина «Школа»,
- демонстрационное панно или плакат,
- карточки с буквами (8 штук,
- заготовки для поделок (9 штук,
- деревянные заостренные палочки.
Предварительная работа:
- изготовление заготовок для самостоятельной работы,
- разучивание пальчиковых игр.
Ход непосредственной образовательной (совместной) деятельности
I. Организационный момент
Дети заходят в группу парами, здороваются. Становятся полукругом лицом к доске. На доске – сюжетная картина «Школа».
- Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на картину. Что на ней изображено? Кто знает ответ, поднимайте руку и отвечайте полным пред-ложением. (На картине изображены школа, класс, парты, доска, ученики, учитель, т. д.)
- Как вы думаете, зачем дети ходят в школу? (Дети ходят в школу, чтобы учиться читать, писать, считать, узнавать что-то новое)
- Как мы с вами готовимся к школе? (Учим буквы, цифры, учимся рисовать, пересказывать, т. п.)
- Еще мы с вами тренируем пальчики – делаем пальчиковую гимна-стику, рисуем по точкам, играем с пуговицами, бусинами, крупой. Для че-го мы это делаем? (Мы это делаем, чтобы пальчики стали более ловкими, и тогда в школе мы быстро научимся писать буквы красиво и аккуратно).
II. Введение в тему
Появляется старуха Шапокляк:
- Вот шла я мимо, слышу – в школу собираетесь? А вот и не возьмут вас в школу! Вы еще маленькие и ничегошеньки, наверно, не умеете. А я пойду в школу! Я уже почти все буквы знаю и даже две написать сама мо-гу!
Воспитатель: - Наши дети всё умеют! И буквы знают, и рисуют хо-рошо, и писать учатся. Давайте покажем старушке Шапокляк, как мы пе-ред занятиями пальчики к работе готовим? (Давайте)
1. Пальчиковая игра «Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
(ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Пять хватальцев, пять держальцев,
(сжимать и разжимать пальцы в кулачки от мизинца к большому)
Чтоб строгать
(правым кулачком провести по левой ладони, левым – по правой)
И чтоб пилить,
(ребром правой ладони провести по левой ладони, потом наоборот)
Чтобы брать
(пальцы сжать в кулачки, как будто что-то взяли и притянули к себе)
И чтоб дарить
(показали раскрытые ладошки).
Их нетрудно сосчитать –
Раз, два, три, четыре, пять
(загибаем пальцы под счет).
2. Игра-упражнение «Повяжи платочек»
Шапокляк: - Вот вы меня вообще не удивили! Я тоже так могу паль-цы загибать. Ничего сложного!
Воспитатель: - Говоришь, ничего сложного, а платок у тебя на шее криво завязан, некрасиво и неправильно. Наши дети лучше сумеют, хоть и младше тебя намного. Правда, дети? Давайте попробуем?
- Я покажу, как вы будете это делать. Выходите ко мне Дарина и Миша (или другая пара детей, а остальные внимательно смотрите и запо-минайте.
- Сначала я дам платок девочке. Дарина, ты должна будешь повязать платок Мише на шею, как галстук.
Воспитатель показывает, как это нужно делать, используя свой пла-ток – завязывает и снимает.
- Потом я дам платок мальчику. Миша, а ты повяжешь платок Да-рине на голову.
Воспитатель показывает, как это нужно делать, используя свой пла-ток – завязывает и снимает.
- Всем понятно задание? Тогда вставайте и стройтесь парами, как вы заходили в группу, поворачивайтесь лицом друг к другу.
Дети выстраиваются на ковре парами, боком к зрителям, лицом друг к другу. Воспитатель раздает платки девочкам, девочки приступают к вы-полнению задания. Если кто-то из девочек быстро справился с заданием, то они могут помочь другим. Когда все справились, воспитатель раздает еще четыре платка – мальчикам. Мальчики повязывают платки девочкам, при необходимости помогают друг другу.
- Покажите, как вы справились с заданием. Все молодцы! Теперь ак-куратно снимайте платочки и складывайте на место.
Шапокляк: - Да, вы и правда молодцы! Ловкие у вас пальчики! А что еще вы умеете делать? Покажете?
3. Игра-упражнение «Выстираем платочки»
Воспитатель: - Мы можем еще поиграть с платочками – например, постираем и посушим. Возьмите платочек в правую руку и повторяйте за мной:
«Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами,
Раз, два, три, четыре,
(Встают, наклонившись, руками двигают влево-вправо)
Потянулись,
(Тянутся, как бы вытирая правой рукой пот со лба)
Наклонились,
(Полощут)
Хорошо мы потрудились!
(Руки в стороны)».
4. Упражнение «Веселые прищепки»
- Постирали, теперь платочки надо просушить. Сложим их пока в корзинки и приготовим веревки, на которые потом будем платочки разве-шивать.
Дети опять разбиваются на пары. Две пары становятся лицом друг к другу, две пары пока садятся на стульчики рядом. Каждый ребенок берет в руки палку по обе стороны от ленты и по сигналу начинает разматывать ее, работая всей кистью руки. Когда «веревки» полностью размотаны, дети натягивают их и держат, а две другие пары берут корзинки с платками и ленточки с прищепками и развешивают платки «сушиться». Затем дети ме-няются местами – одни снимают платки и складывают их на место, другие сматывают ленты. Игра проходит под спокойную музыку.
Дети, которые справились с заданием раньше, присаживаются на стульчики рядом с ковром.
5. Пальчиковая игра «Пальчики»
- Давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной:
«Пальчики уснули, в кулачок свернулись.
(Сжать пальцы правой руки в кулак)
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
(Отогнуть пальцы один за другим по очереди на счет)
Захотели поиграть!
(Пошевелить всеми пальцами)
Разбудили дом, соседей.
(Поднять левую руку, пальцы сжат в кулак)
Там проснулись: шесть и семь,
(Отогнуть пальцы один за другим на счет)
Восемь, девять, десять – веселятся все!
(Покрутить обеими руками «фонарики»)
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь!
(Загнуть пальцы левой руки в кулак один за другим под счет)
Шесть – калачиком свернулся,
(Загнуть большой палец левой руки в кулак)
Пять – зевнул и отвернулся,
(Загнуть мизинец правой руки)
Четыре, три, два, один -
(Загнуть остальные пальцы правой руки)
Снова в домиках мы спим.
(Поднять обе руки, сжатые в кулаки).
7. Рассматривание панно с платочками
Воспитатель: - Присаживайтесь за столы, и ты, Шапокляк, садись, позанимаешься с нами.
Когда все дети сели за столы, воспитатель убирает с доски картину – на доске висит плакат с изображением разных платков (восемь штук).
- Посмотрите на панно, которое висит у нас на доске. Я буду зада-вать вопросы. Кто знает ответ, поднимает руку и отвечает, только полным предложением, не забывайте.
- В каком углу платочек в горошек с ромбиками? (Платочек в горо-шек с ромбиками в левом верхнем углу)
- Какого цвета платок справа вверху? (Платок справа вверху красно-го цвета)
- Где четырёхцветный платок? (Четырехцветный платок находится вверху посередине)
- Сколько всего платочков? Я показываю, вы считаете и загибаете пальчики по одному на каждое число. (Восемь)
- Этот платочек украшен волнистой линией. На что она похожа? (Линия похожа на речную или морскую волну)
- Этот платочек обведен вот такой линией – из коротких черточек. Как она называется? (Такая линия называется пунктирная)
- Теперь внимательно посмотрите на платочки в нижнем ряду. В уголке каждого платочка вышит узор. На что он похож? (На буквы). Та-кой узор называется монограмма.
Слово «монограмма» в переводе с греческого языка означает «одна буква». Это может быть знак, который составлен из соединенных между собой, поставленных рядом или переплетенных одна с другой начальных букв имени и фамилии.
Такие знаки использовались еще в Древней Греции на монетах, ме-далях, а позже – на картинах, гравюрах, полотенцах, постельном белье и на носовых платках. Наиболее изящные и замысловатые монограммы называются вензель. Вензель вышит на платочке, который находится в правом нижнем углу.
Несколько столетий назад в Европе и России носовой платок с моно-граммой или вензелем был обязательным дополнением к костюму богатых и знатных людей, мужчин и женщин.
III. Самостоятельная работа
- На столах перед вами заготовки для «платочков» (квадратные ку-сочки картона, покрытые слоями воска и гуаши) и стаканы с деревянными палочками. Ваша задача – деревянной палочкой прочертить монограмму на «платочке» - одну букву, которая будет написана у каждого на карточ-ке.
Воспитатель раздает детям карточки с буквами (печатная и пропис-ная) Ш, А, П, О, К, Л, Я, К (буквы из имени Шапокляк).
- Чтобы украсить букву, можете использовать элементы узоров плат-ков, которые изображены на панно, или самостоятельно придумать орна-мент. У вас есть десять минут.
Воспитатель заводит таймер на десять минут.
Шапокляк и воспитатель помогают детям, которые затрудняются вы-полнить задание.
IV. Подведение итогов. Оценка.
По сигналу таймера работа заканчивается.
Дети выходят из-за столов, выстраиваются полукругом, держа в ру-ках свои работы. Воспитатель складывает их на полочку магнитной доски, и из них получается слово «Шапокляк». Один из детей (по желанию) чита-ет слово.
Шапокляк: - Вот здорово! Какие вы все молодцы! Простите меня, что я вас дразнила и обзывала. А вы меня с собой в школу возьмете? Я всему научусь, обещаю!
Воспитатель: - Шапокляк была злой старухой, которая не знала, ка-ким должен быть ученик. А теперь, как вы думаете, она стала какой? (Доброй, хорошей)
- Можно ей в школу с вами? (Да, конечно)
Шапокляк: - Спасибо! Я побежала готовиться! До встречи, друзья!
Шапокляк уходит, дети прощаются с ней.
Воспитатель: - Давайте вспомним, что вы сегодня делали? (Стирали, развешивали платочки, повязывали платочки друг другу, придумывали узор для поделки)
- Чем вам больше всего понравилось заниматься? О чем вы расска-жете маме?
- Какие новые слова вы сегодня узнали? (Монограмма, вензель)
- Вы молодцы! Все отлично поработали сегодня. Можете забрать свои платочки с монограммами домой или подарить гостям на память о нас и нашем детском садике.
Дети забирают свои платочки или дарят их гостям, строятся парами, прощаются и уходят.