Магомедова Мадина Джамалутдиновна
Конспект открытого занятия «Суд природы над человеком»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Детский сад «Ласточка» с. Мекеги
«Суд природы над человеком»
В подготовительной группе «Солнышко» 6-7лет.
Подготовила:
Магомедова М. Д.
22.03.2018г.
Цель: ознакомление детей с особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия „Суд природы над человеком“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
формирование знаний о жизненно необходимых условиях человека, животных и растений (питание, рост, развитие).
Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
Установить взаимосвязь между живой и не живой природой, формировать основы элементарной экологической безопасности и умение взаимодействовать с окружающим миром.
Развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру.
Ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека.
Формирование представлений о том, что человек—часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее, заботится об экологической чистоте.
Материал :
Карточки с животными, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы, птицы.
Глобус земли, макет глобуса земли
Аудиозапись; обращение земли к людям,
Слайды о деревьях лиственные и хвойные
Макеты деревьев и елок
Макет облаков и солнца
Макет лесной поляны
Мусор
Слайды о воде, земле, воздухе
Рисунок земли на ватмане загрязненная и чистая природа.
Организационный момент:
Дети садятся на стульчики.
Приветствие с гостями.
Рассказ стихов.
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг-
Тут речка, там зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где –то жарко и зимой.
Чудес нам всех не перечесть
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря-
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой-
Любимую планету!
Ребята, скажите как называется наша планета? Правильно, Земля! А какую форму она имеет?. Верно, форму шара. Только шар этот большой, и что бы объехать его, нужно много месяцев.
Подскажите, как называется модель земли?. Правильно, глобус.
Давайте на него посмотрим. Ребята, вы не замечаете ничего странного?. ( ответы детей: земля стала мрачной, изменился цвет океанов и т. д.)
Дети читают стихи;
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей,
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Чистый воздух загрязняет
Фабрик и заводов смог
В море гибнут кит и рыба
Загрязняется Байкал
И становится все мельче
Море дивное Арал.
Воспитатаель:
Да, мы говорим о самом важном,
Взглянуть на землю стало страшно
Вода мутнее с каждым днем,
А воздух-сколько грязи в нем!
Когда –то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может все живое,
Земля, что сделали с тобою?
Звучит за кадром голос Земли (аудио) :
Я планета земля, сейчас я больна
И в этом, поверьте лишь ваша вина.
Я, людям не верю и им в назиданье
Придумаю страшное наказание.
Вы пожалеете о том, что родились на свет,
За все, что натворили вы
Придется дать ответ.
Сейчас суда настанет час,
Все встаньте, призывают вас!.
Постой, Земля, не торопись!
Ведь мы за взрослых не в ответе.
Да, люди мы, но только дети.
Позволь нам разобраться в том,
За что ты нам грозишь судом?
Ребята, давайте же с вами разберемся, за что нас хочет судить Земля, что мы натворили за эти тысячелетия на земле.
Послушайте загадку:
«Такой маленький что в любую щель пройдет»? (воздух).
Какой он, ребята? (невидимый, прозрачный)
Как вы думаете, для чего нужен воздух, и кому? (что бы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем организмам и людям).
Эксперимент с воздухом:
-Давайте проведем с вами эксперимент.
Закройте пальцами нос, ладошкой другой руки закройте одновременно рот.
Что произошло? (не чем дышать, не хватает воздуха).
Какой орган нам помогает дышать? (легкие)
Чем мы дышим? (кислородом)
А что выдыхаем (углекислый газ).
Как вы думаете, что произойдет, если исчезнет воздух? (люди не смогут жить, погибнет все живое на земле).
Ребята как вы думаете, почему многие люди сейчас болеют?.(воздух на земле очень загрязненный).
Почему так происходит?.(заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, машины загрязняют воздух выхлопными газами).
Показ слайдов:
- Какие угрозы природе создаёт человек?
Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию( -установить очистительные фильтры на трубы фабрик и канализаций, придумать новое безопасное топливо, которое не так загрязняло бы природу, а еще очень полезно и безопасно для окружающей среды ездить на велосипедах).
Да, это хорошее решение проблемы. Вы молодцы!.
Физминутка:
Темным лесом, и зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом
Что б цветы нам не помять,
Будем ноги поднимать.
Теплый ветер нежно гладит,
Лес шумит густой травой
Кедр нам хочет поклониться,
Ель качает головой,
А кудрявая березка
Провожает всех ребят
До свиданья, лес зеленый.
Мы уходим в детский сад.
Загадка:
Послушайте еще одну загадку:
Без чего не может мама
Ни готовить ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать,
Чтобы дождик лился с неба
Чтобы росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без (воды).
Звучит музыка имитирующая шум воды:
Давайте рассмотри с вами глобус-модель Земли.
Из космоса наша планета видится голубой. Почему (большая часть земли занимает вода). Как изображена на глобусе вода?. Тоненькие линии –это Реки, небольшие синие пятнышки-Озера, большие –моря и океаны.
Белые участки земли –лед, северная часть где все время зима. Жизнь есть только там где есть вода!.
Скажите, для чего нам нужна вода (пить, купаться, вода нужна животным, растениям).
Что вы можете рассказать о воде, какая она бывает?.(пресная,родниковая, питьевая очищенная, минеральная, мутная).
Где живет вода, где мы можем ее встретить?.(в океане, море, в речке, в болоте, озере, водопроводе, фонтане, в кулере, в бутылке и т. д.).
Глядя на глобус мы видим что вода бывает разная, Какая (пресная и соленая, морская).
Можем ли мы пить морскую воду (пить ее нельзя так как она соленая).
Ребята а вы знаете, что запасы пресной воды в мире уменьшаются.
Почему это происходит? (отходы предприятий сбрасывают в реки мусор, сбрасываются в моря, множество людей поливают огороды качая насосами воду из речек).
А есть и такие места, где людям, негде набрать чистой питьевой воды.
Показ слайдов:
Ребята, вы поняли (воду нужно беречь).
Как это сделать? (экономить воду, не загрязнять)
-Когда мы моем руки, много воды тратится даром пока их намыливаем, она просто течет без надобности. Можно просто закрыть кран перед намыливанием, и вновь открыть что бы их сполоснуть.
-Кран открывать не на полную мощность а чуть –чуть.
-Не загрязнять реки и океаны
Ну что же ребята снова в путь, но прежде нужно отдохнуть.
Дидактическая игра:
Дети становятся в круг, проводится игра с мячом «Земля, воздух, вода» :
«земля»-ребенок называет животного,
«воздух»- птицу
«вода»- обитатели морских глубин.
Дети садятся.
Воспитатель загадывает загадку о земле:
Черным-черно, но не страшна,
Всем людям мать-кормилица она…. (земля)
Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
Здесь были туристы, которые не умеют себя правильно вести в природе. Они разбросали мусор. Ребята, посмотрите, здесь целлофановые мешки, пластиковые бутылки, жестяные банки, пластиковая посуда.
Звучит аудиозапись земли:
Когда то раньше я была
И лесом, и цветущим садом,
Шумела ярким листопадом,
Была красавица земля,
Была кормилицей для вас,
И плодородной, и могучей,
А стала мусорною кучей,-
Такой вы сделали меня!.
Да ребята, ситуация плачевная. Замусорили мы нашу землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора-это целый грузовик. .
: Ребята, а что может произойти с мусором, если его не убрать?
- Скоро и человечеству негде будет жить.
-Он, будет скапливаться! Разрушать природу!
-Может загореться на солнце!
Ребята можно ли сжигать мусор? (нет, он выделяет вредный дым).
А закапывать в землю? (да, но не все, не все сгниет в земле)
А что гниет в земле, какой мусор – (яблоко, дерево, картошка- природный материал многие другие пищевые отходы)
А вы знаете, в некоторых странах перерабатывают весь мусор?.
: Ребята, вы поможете мне собрать мусор? (Да)
Дети одевают перчатки и собирают мусор по пакетам (по группам отходов)
Игра «Рассортируй мусор» :
бумаги, картон- макулатура
пакеты- полиэтилен,
пластиковые бутылки- пластмасса,
баночки, жесть- металлолом,
-одежда -текстиль
яблоко, картофель- пищевые отходы и т. д.
-какой вид мусора у каждого в пакете (дети отвечают).
Что вы поняли? (мусор необходимо сортировать, сжигать его нельзя, закапывать в землю можно но не весь мусор).
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса
А под крышей голубою-
Моря, горы и леса,
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и вы!
-Я прочитала стих-е о природе. А что такое природа?
-Это предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека).
Какая бывает природа (живая, неживая).
-Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы
Задание «Живая и неживая природа» : -
Что относится к живой природе?
- Живая природа-это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно так же как человек. Это все не сделано руками человека.
-Что относятся к живой природе?- грибы, растения, животные, бактерии и сам человек.
Неживая природа- это тоже что не сделано руками человека, это те предметы природы которые не растут. Они находятся все время в одном состоянии.
-Что относится к неживой природе?- вода, камни, почва, горы, радуга, ветер, дождь, солнце, луна.
Все мы знаем что Вода -это не живая природа, но рыбки живые и они не могут жить без воды.
Так же Солнце- не живая природа, но растения живут благодаря солнечному свету.
На грядках растут овощи и фрукты –это живая природа -Земля-не живая природа.
Значит все в природе взаимосвязано.
Прогулка по лесу:
Давайте ребята мы немного по путешествуем, возьмемся за руки и оправимся в лес. (звучит музыка леса)
(Один из мальчиков скачет по лужайке. Влетает бабочка с поломанным крылом:)
Что за слон пришел к нам в лес?
Только шум стоит и треск.
Все цветочки затоптал,
Крылышко мое сломал,
Наступил на червяка,
Чуть не раздавил жука.
Как теперь я полечу?
Нужно мне скорей к врачу. (плачет)
Воспитатель:
Вот видишь, что ты натворил,
В лесу, где хочешь ты ходил.
Опять не знаешь право
Одно простое правило!
Не рви цветы, и не топчи траву,
Не обрывай с кустов листву,
Не мни зеленую былинку,
В лесу ходи лишь по тропинке.
Мальчик говорит:
Я понял: я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука- и он умер у меня на ладони, и тогда я понял, что нужно наблюдать за природой, не разрушая ее.
Правила поведения детей на природе :
-Не рви и не топчи цветы
-Не обижай животных
-Убирай мусор за собой
-Не шуми
-ни когда не пробуй на вкус грибы, ягоды и растения.
-Не собирай не известные тебе растения и грибы- они могут быть ядовитыми.
-Не разжигай костры
-Не ломай ветки деревьев
-Не убивай насекомых
Лес- это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм, защиту.
Лес –верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей.
-Ребята, как вы думаете, кто следит за порядком в лесу, помогает животным?
Дети- Лесник (хоровое и инд. проговаривание).
Видео показ-слайд о лиственных деревьях.
Как называется этот лес? (лиственный потому что в нем растут лиственные деревья и кустарники).
Назовите деревья лиственные (береза, клен, дуб, осина, рябина?.
У какого дерева можно брать сладкий сок? (Береза)
Слайд хвойного леса.
Как называется этот лес(-хвойный)
Какие деревья растут в хвойном лесу? (-сосна, кедр, ель, пихта и другие). Какие кустарники имеют съедобные ягоды (малина, ежевика, черника, смородина, рябина, калина).
Видео показ. Смешанный лес.
Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья-(смешанный).
Физминутка:
Мы корзиночки возьмем,
В лес по ягоды пойдем.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем ягоды искать.
Пробежимся по дорожке
Перепрыгнем через лужи
Под листочки мы заглянем
Ягод соберем на ужин.
Что такое луг? (Участок, покрытый травянистой растительностью).
Какие съедобные грибы растут в лесу (рыжик, белый гриб, подберезовик, груздь, волнушка, опята) и др.
Какие грибы нельзя трогать и тем более применять в пищу (мухомор, белая поганка)
Какие цветущие растения растут на лугу?-(ромашка, василек, мать- и –мачеха, лопух, клевер, одуванчики и др.).
На нашей планете существует огромное количество самых разных животных, сейчас мы разъясним, какие бывают животные. А кто мне скажет как называется наука о животных (Зоология).
Группы животных:
На какие группы здесь поделились животные?
1-группа-рыбы
2-группа-птицы
3-группа -насекомые
4-группа-звери
5-группа –земноводные и пресмыкающиеся
1-группа-рыбы. Все мы знаем что рыбы живут только в воде
Какие у них отличительные признаки-(наличие плавников и чешуи.)
При помощи чего дышат рыбы?-(жабры)
Какое самое большое животное в мире живущее в воде (Кит)
Каких вы знаете рыб назовите некоторые виды?.(щука, окунь, треска, сельдь, карп, горбуша, карасьи т. д.)
2-группа-птицы. Тело их покрыто перьями, две ноги, два крыла.
Какая самая большая птица, которая не умеет летать?.(Страус)
Как называются птицы которые улетают в теплые края (перелетные- ласточки, скворцы, утки, журавли, кукушка, лебеди.)
Как называются птицы которые остаются зимовать в своих краях (зимующие-воробей, сорока, снегирь, синица, ворона, голубь,дятел и др.).
Чем мы можем помочь птицам зимой? (подкармливать их, сделать кормушки для птиц). Подсыпать в кормушку для птиц корм –семена, зерна, ягоды.
3-группа-насекомые. У них шесть ног. Обитают они в почве, на земле, в воде в воздухе-везде. (муха, пчела, паук, стрекоза, комар, муравей, оса, жук, и многие др.)
4-группа-звери. Их тело покрыто шерстью, у них 4-ноги. Каких мы знаем зимующих зверей впадающих в спячку?-(еж, медведь)
Какое самое большое животное в мире живущее на земле?. (Слон)
5-группа земноводные и пресмыкающиеся.
Какие животные относятся как земноводным? (червяга, тритон, лягушка/жаба.) они живут как на земле так и на суше.
К пресмыкающимся относятся- ящерица, змеи, крокодилы черепахи, тритоны, гекон)
Зачем человеку животные? Что они нам дают?
Человеку животные необходимы не только что бы питаться, но еще наблюдая за ними, за их повадками люди учатся жить, оберегать друг друга.
Природу нужно беречь потому, что природа нас кормит, если бы не было природы, не было бы урожая, всяких фруктов, овощей и многих других продуктов питания необходимых для жизни человека. А что ребята можно сделать для природы полезное?
(посадить деревья, кустарники, елки).
А для чего сажают деревья? (деревья поглощают углекислый газ, еще под деревом можно укрыться в жаркий зной).
Деревья рубить нельзя. Дерево оно живое. Оно дышит.