Получи документы

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «О камнях»

Ольга Мазяркина
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «О камнях»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме «О камнях»

Конспект подготовила

воспитатель разновозрастной

группы

МБОУ ООШ с. Новозахаркино

Мазяркина О. В.

Дата проведения: 05.12.2019 г

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «О камнях»

Ведущая образовательная область познавательная.

Цели:

• познакомить детей со свойствами камней и с тем, как человек использует камни;

Темочки:

• развить исследовательские навыки;

• совершенствовать умение наблюдать, помочь выделить сходства и различия предметов;

• содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);

• познакомить с одним из камней (янтарь).

Задачи:

Образовательные:

• Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах камней: камни имеют разную форму, цвет, размер, прочность и т. д. ;

• Познакомить детей с одним из камней (янтарь).

Развивающие:

• развить у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;

• развить наблюдательность, способность к сравнению;

• научить детей работать в команде;

• развить способность анализировать, находить самостоятельные решения и делать выводы;

• активизировать и обогащать словарь новыми словами.

Воспитательные:

• воспитать умение работать в коллективе.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации:

• использование ИКТ, музыкального сопровождения;

• практические (экспериментирование, решение проблемных ситуаций);

• наглядные (рассматривание, наблюдение, показ);

• словесные (загадки, поисковые вопросы, уточнения, рассуждение и составление сложных предложений, увеличение словарного запаса, беседа, ситуативные разговоры, описания, вопросы, подведение к выводу);

• познавательно – исследовательская деятельность детей (анализ, итог).

Оборудование: наборы камней, деревянных брусков, емкости с водой, деревянные молоточки, интерактивная доска для показа презентаций.

Ход занятия:

I. Введение в тему занятия.

Вос-ль: Здравствуйте, ребята! Я ученый. Мне сказали, что этом в детском саду очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?

Ответы детей: (Опыты, изучают предметы, их свойства).

Вос-ль: Правильно, в лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов. А что сегодня мы будем изучать, нам поможет узнать ящик ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Кто хочет быть ведущим и отвечать на наши вопросы? (Если все дети захотели быть ведущим, ведущего выбирают считалкой)

Вопросы детей: (Если дети не задают вопросы, воспитатель берет инициативу на себя: «Можно мне задать вопрос?»)

Вопросы:

Это живое или неживое?

Это съедобное или нет?

Холодное или теплое?

Плотное или рыхлое?

Тяжелое или легкое?

Этот предмет гладкий или шершавый)

Вос-ль: Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений?

Ответы детей: (Предположения о том, что это может быть).

Вос-ль: Хорошо, а теперь послушайте внимательно загадку, я думаю, что она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий — в ладошке лежать.

Тяжелый, большой — одному не поднять!

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ответы детей: (Камень).

Вос-ль: Как вы догадались, что это камень. Что вам помогло, какие строки из стихотворения?

Ответы детей: (Выводы).

Вос-ль: Молодцы! А кто из вас знает правила поведения в лаборатории?

Ответы детей. (Не шуметь, не кричать, аккуратно обращаться с посудой и др. приборами).

Вос-ль: Какие вы молодцы, все знаете! Предлагаю вам пройти в лабораторию, где мы будем изучать свойства… Чего?

Ответы детей: (Камней).

II. Основная часть занятия.

Вос-ль: Господа ученые, занимайте свои рабочие места.

1. Форма, цвет, размер.

Вос-ль: У всех вас лежат камешки. Рассмотрите их внимательно, можно взять в руки, потрогать. Как вы считаете, они одинаковые или разные?

Ответы детей: (Разные).

Вос-ль: А чем же они отличаются?

Ответы детей: (Размером, формой, цветом).

Вос-ль: Я заранее приготовила для вас специальные подсказки, которые помогут запомнить вам свойства камней. Давайте, еще раз вспомним, чем же отличаются камни, почему они такие разные?

А помогут нам в этом картинки (приложение 1) (камни разные потому, что у них разные цвет, форма, размер).

2. Твердость.

Вос-ль: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет?

Ответы детей: (пластилин изменит форму, а камень нет).

Вос-ль: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую – любой камешек. Сильно-сильно сожмите обе руки. Откройте ладони и посмотрите, что произошло?

Ответы детей: (Пластилин изменил форму).

Вос-ль: А почему?

Ответы детей: (потому, что он мягкий, а камень твердый).

Вос-ль: Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. И эта подсказка (приложение 2) обозначает, что камни твердые.

3. Прочность.

Вос-ль: Ребята, а сейчас мы проверим прочные у нас камни или нет. А как мы можем это проверить? Может какой-то предмет на вашем столе подскажет вам о том, как проверить прочность (стукнуть молотком?

Ответы детей: (Дети бьют молотком).

Вос-ль: И что же произошло?

Ответы детей: (Камни остались невредимы).

Вос-ль: Какой вывод мы можем сделать? Картинка – подсказка (приложение 3) нам в этом поможет, она обозначает, что камни прочные.

4. Тяжелый.

Вос-ль: Ребята, что произойдет с камнем и бруском дерева, если мы бросим их в воду?

Ответы детей: (камень утонет, а брусок – нет).

А почему вы так думаете? Предлагаю с помощью опыта проверить ваши предположения. Опустите в емкость с водой один любой камень и брусок дерева. Что произошло? Деревянный брусок утонул?

Ответы детей: (Нет).

Вос-ль: А почему?

Ответы детей: (потому что он легкий).

Вос-ль: А камень?

Ответы детей: (утонул, потому что он тяжелый).

Вос-ль: Я вывешиваю еще одну картинку – подсказку (приложение 4, а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили

Ответы детей: (камень тяжелый).

5. Где используются камни?

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, где человек использует камни?

Ответы детей: (в строительстве дорог, украшениях, лечении).

Вос-ль: Правильно, ребята! (Просмотр презентации с комментариями воспитателя).

Еще давным-давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые и прочные. Они строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц и каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни в дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.

III. Заключительная (закрепление пройденного материала).

Вос-ль: Дети, предлагаю вам пройти к доске, где мы еще раз вспомним о свойствах камней, а картинки-подсказки нам в этом помогут. Начнем с того, что камни какие?

Ответы детей: (разные, твердые, прочные, тяжелые).

Вос-ль: И они отличаются?

Ответы детей: (по цвету, форме, размеру).

Вос-ль: Молодцы, вы все очень хорошо запомнили. И сейчас мы с вами отправимся отдохнуть на берег Балтийского моря. Располагайтесь поудобнее, чтобы друг другу не мешать, можете прилечь (вос-ль включает аудиозапись «Шум моря»).

Вос-ль: Закройте глаза. Представьте себе, что мы находимся на берегу моря. Светит теплое солнышко, мы греемся под его лучами. Наши руки и ноги расслаблены, по телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (воспитатель касается рук, ног ребенка). Дышим спокойно и глубоко, набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Вдох — выдох. Нам хорошо и спокойно. Волна набегает за волной, играет камушками. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас. Вдох — выдох (2 раза). Волна набегает за волной и что-то несет к нашим ногам. Откройте глаза. (Воспитатель показывает на ладони янтарный камень). Что это?

Ответы детей: (камень).

Вос-ль: Кто-нибудь знает, как он называется?

Ответы детей: (предположения детей о том, какой это камень).

Вос-ль: Этот камень – Янтарь.

Янтарь — это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Отличительные особенности камня — золотистый цвет, напоминающий солнечный свет, прозрачность или полупрозрачность. Размеры янтаря колеблются от маленькой песчинки до размера лимона или гусиного яйца. Но изредка встречаются камни большего размера — с голову человека и даже больше.

О происхождение Янтаря существует очень много легенд, смысл большинства из которых сводится к тому, что янтарь – это слезы страдания.

Послушайте один из мифов.

Фаэтон – сын бога солнца Гелиоса, однажды взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не сдержав огненных коней, едва не погубил в страшном пламени Землю. Разгневанный Зевс пронзил Фаэтона молниями, а его тело, подобно комете упало в реку Эридан. Так горько плакали безутешная мать Фаэтона – Климена и его сестры, что боги превратили их в тополя. Но, став деревьями, они продолжали плакать, роняя в реку свои янтарные слезы.

Вот с такого маленького камушка и началась моя коллекция изделий из янтаря, которую я принесла вам сегодня показать (дети рассматривают коллекцию).

Вос-ль: Ребята! На память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас камешек, который может быть станет началом вашей коллекции (воспитатель раздает камни).

Вос-ль: Я благодарю вас за хорошую работу и хочу узнать, а что вам больше всего понравилось в нашей встрече, что вы запомнили?

Ответы детей.

Самоанализ открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме «Эти удивительные камни»

[/b]

Самоанализ подготовила

воспитатель разновозрастной

группы «Березка»

МБОУ ООШ с. Новозахаркино

Мазяркина О. В.

Дата проведения: 05.12.2019

Тема: «Эти удивительные камни»

Возрастная группа: старшая.

Ведущая образовательная область познавательная.

Цели:

• познакомить детей со свойствами камней и с тем, как человек использует камни;

• развить исследовательские навыки;

• совершенствовать умение наблюдать, помочь выделить сходства и различия предметов;

• содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);

• познакомить с одним из камней (янтарь).

Задачи:

Образовательные:

• Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах камней: камни имеют разную форму, цвет, размер, прочность и т. д. ;

• Познакомить детей с одним из камней (янтарь).

Развивающие:

• развить у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;

• развить наблюдательность, способность к сравнению;

• научить детей работать в команде;

• развить способность анализировать, находить самостоятельные решения и делать выводы;

• активизировать и обогащать словарь новыми словами.

Воспитательные:

• воспитать умение работать в коллективе.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации:

• использование ИКТ, музыкального сопровождения;

• практические (экспериментирование, решение проблемных ситуаций);

• наглядные (рассматривание, наблюдение, показ);

• словесные (загадки, поисковые вопросы, уточнения, рассуждение и составление сложных предложений, увеличение словарного запаса, беседа, ситуативные разговоры, описания, вопросы, подведение к выводу);

• познавательно – исследовательская деятельность детей (анализ, итог).

Занятие проводилось в старшей группе и состояло из трех этапов, взаимосвязанных между собой, в ходе которых, дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. В начале занятия использовались приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. Для достижения цели создана образовательная среда. Цели и задачи соответствуют возрастным возможностям, прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе занятия старалась вызвать интерес у детей к новому виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

• групповая;

• индивидуальная.

Также в ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы и приемы:

1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (презентация камней);

3. Практический (исследовательская деятельность);

4. Игровой (загадывание загадок, пояснения, сюрпризный момент);

5. Индивидуальная работа (анализ, беседа).

Выполнению поставленных мной задач помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную, речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. В ходе занятия я постаралась вызвать интерес у детей к новому виду деятельности, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).

На занятии использовалось музыкальное сопровождение с шумом моря, который усиливал эмоциональное восприятие.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект открытого интегрированного занятия по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги» Конспект открытого интегрированного занятия — экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» Цели и задачи: Дать первоначальные знания.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам» Конспект открытого занятия победителя муниципального конкурса «Воспитатель года» 2020 Конспект интегрированного занятия в подготовительной.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «О камнях»
Опубликовано: 18 июля 2020 в 20:12
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «О камнях»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мазяркина (УИ 960643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД