Ольга Мазяркина
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «О камнях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме «О камнях»
Конспект подготовила
воспитатель разновозрастной
группы
МБОУ ООШ с. Новозахаркино
Мазяркина О. В.
Дата проведения: 05.12.2019 г
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «О камнях»
Ведущая образовательная область познавательная.
Цели:
• познакомить детей со свойствами камней и с тем, как человек использует камни;
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „О камнях“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
• развить исследовательские навыки;
• совершенствовать умение наблюдать, помочь выделить сходства и различия предметов;
• содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);
• познакомить с одним из камней (янтарь).
Задачи:
Образовательные:
• Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах камней: камни имеют разную форму, цвет, размер, прочность и т. д. ;
• Познакомить детей с одним из камней (янтарь).
Развивающие:
• развить у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;
• развить наблюдательность, способность к сравнению;
• научить детей работать в команде;
• развить способность анализировать, находить самостоятельные решения и делать выводы;
• активизировать и обогащать словарь новыми словами.
Воспитательные:
• воспитать умение работать в коллективе.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации:
• использование ИКТ, музыкального сопровождения;
• практические (экспериментирование, решение проблемных ситуаций);
• наглядные (рассматривание, наблюдение, показ);
• словесные (загадки, поисковые вопросы, уточнения, рассуждение и составление сложных предложений, увеличение словарного запаса, беседа, ситуативные разговоры, описания, вопросы, подведение к выводу);
• познавательно – исследовательская деятельность детей (анализ, итог).
Оборудование: наборы камней, деревянных брусков, емкости с водой, деревянные молоточки, интерактивная доска для показа презентаций.
Ход занятия:
I. Введение в тему занятия.
Вос-ль: Здравствуйте, ребята! Я ученый. Мне сказали, что этом в детском саду очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?
Ответы детей: (Опыты, изучают предметы, их свойства).
Вос-ль: Правильно, в лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов. А что сегодня мы будем изучать, нам поможет узнать ящик ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Кто хочет быть ведущим и отвечать на наши вопросы? (Если все дети захотели быть ведущим, ведущего выбирают считалкой)
Вопросы детей: (Если дети не задают вопросы, воспитатель берет инициативу на себя: «Можно мне задать вопрос?»)
Вопросы:
Это живое или неживое?
Это съедобное или нет?
Холодное или теплое?
Плотное или рыхлое?
Тяжелое или легкое?
Этот предмет гладкий или шершавый)
Вос-ль: Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений?
Ответы детей: (Предположения о том, что это может быть).
Вос-ль: Хорошо, а теперь послушайте внимательно загадку, я думаю, что она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячи лет.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать.
Тяжелый, большой — одному не поднять!
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Ответы детей: (Камень).
Вос-ль: Как вы догадались, что это камень. Что вам помогло, какие строки из стихотворения?
Ответы детей: (Выводы).
Вос-ль: Молодцы! А кто из вас знает правила поведения в лаборатории?
Ответы детей. (Не шуметь, не кричать, аккуратно обращаться с посудой и др. приборами).
Вос-ль: Какие вы молодцы, все знаете! Предлагаю вам пройти в лабораторию, где мы будем изучать свойства… Чего?
Ответы детей: (Камней).
II. Основная часть занятия.
Вос-ль: Господа ученые, занимайте свои рабочие места.
1. Форма, цвет, размер.
Вос-ль: У всех вас лежат камешки. Рассмотрите их внимательно, можно взять в руки, потрогать. Как вы считаете, они одинаковые или разные?
Ответы детей: (Разные).
Вос-ль: А чем же они отличаются?
Ответы детей: (Размером, формой, цветом).
Вос-ль: Я заранее приготовила для вас специальные подсказки, которые помогут запомнить вам свойства камней. Давайте, еще раз вспомним, чем же отличаются камни, почему они такие разные?
А помогут нам в этом картинки (приложение 1) (камни разные потому, что у них разные цвет, форма, размер).
2. Твердость.
Вос-ль: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет?
Ответы детей: (пластилин изменит форму, а камень нет).
Вос-ль: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую – любой камешек. Сильно-сильно сожмите обе руки. Откройте ладони и посмотрите, что произошло?
Ответы детей: (Пластилин изменил форму).
Вос-ль: А почему?
Ответы детей: (потому, что он мягкий, а камень твердый).
Вос-ль: Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней. И эта подсказка (приложение 2) обозначает, что камни твердые.
3. Прочность.
Вос-ль: Ребята, а сейчас мы проверим прочные у нас камни или нет. А как мы можем это проверить? Может какой-то предмет на вашем столе подскажет вам о том, как проверить прочность (стукнуть молотком?
Ответы детей: (Дети бьют молотком).
Вос-ль: И что же произошло?
Ответы детей: (Камни остались невредимы).
Вос-ль: Какой вывод мы можем сделать? Картинка – подсказка (приложение 3) нам в этом поможет, она обозначает, что камни прочные.
4. Тяжелый.
Вос-ль: Ребята, что произойдет с камнем и бруском дерева, если мы бросим их в воду?
Ответы детей: (камень утонет, а брусок – нет).
А почему вы так думаете? Предлагаю с помощью опыта проверить ваши предположения. Опустите в емкость с водой один любой камень и брусок дерева. Что произошло? Деревянный брусок утонул?
Ответы детей: (Нет).
Вос-ль: А почему?
Ответы детей: (потому что он легкий).
Вос-ль: А камень?
Ответы детей: (утонул, потому что он тяжелый).
Вос-ль: Я вывешиваю еще одну картинку – подсказку (приложение 4, а вы сформулируйте свойство камня, которое мы изучили
Ответы детей: (камень тяжелый).
5. Где используются камни?
Вос-ль: Ребята, а вы знаете, где человек использует камни?
Ответы детей: (в строительстве дорог, украшениях, лечении).
Вос-ль: Правильно, ребята! (Просмотр презентации с комментариями воспитателя).
Еще давным-давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые и прочные. Они строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц и каминов. Посмотрите, как красиво смотрятся камни в дизайне приусадебных участков. Камни используют для оформления клумб, альпийских горок, дорожек.
III. Заключительная (закрепление пройденного материала).
Вос-ль: Дети, предлагаю вам пройти к доске, где мы еще раз вспомним о свойствах камней, а картинки-подсказки нам в этом помогут. Начнем с того, что камни какие?
Ответы детей: (разные, твердые, прочные, тяжелые).
Вос-ль: И они отличаются?
Ответы детей: (по цвету, форме, размеру).
Вос-ль: Молодцы, вы все очень хорошо запомнили. И сейчас мы с вами отправимся отдохнуть на берег Балтийского моря. Располагайтесь поудобнее, чтобы друг другу не мешать, можете прилечь (вос-ль включает аудиозапись «Шум моря»).
Вос-ль: Закройте глаза. Представьте себе, что мы находимся на берегу моря. Светит теплое солнышко, мы греемся под его лучами. Наши руки и ноги расслаблены, по телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (воспитатель касается рук, ног ребенка). Дышим спокойно и глубоко, набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Вдох — выдох. Нам хорошо и спокойно. Волна набегает за волной, играет камушками. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас. Вдох — выдох (2 раза). Волна набегает за волной и что-то несет к нашим ногам. Откройте глаза. (Воспитатель показывает на ладони янтарный камень). Что это?
Ответы детей: (камень).
Вос-ль: Кто-нибудь знает, как он называется?
Ответы детей: (предположения детей о том, какой это камень).
Вос-ль: Этот камень – Янтарь.
Янтарь — это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Отличительные особенности камня — золотистый цвет, напоминающий солнечный свет, прозрачность или полупрозрачность. Размеры янтаря колеблются от маленькой песчинки до размера лимона или гусиного яйца. Но изредка встречаются камни большего размера — с голову человека и даже больше.
О происхождение Янтаря существует очень много легенд, смысл большинства из которых сводится к тому, что янтарь – это слезы страдания.
Послушайте один из мифов.
Фаэтон – сын бога солнца Гелиоса, однажды взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не сдержав огненных коней, едва не погубил в страшном пламени Землю. Разгневанный Зевс пронзил Фаэтона молниями, а его тело, подобно комете упало в реку Эридан. Так горько плакали безутешная мать Фаэтона – Климена и его сестры, что боги превратили их в тополя. Но, став деревьями, они продолжали плакать, роняя в реку свои янтарные слезы.
Вот с такого маленького камушка и началась моя коллекция изделий из янтаря, которую я принесла вам сегодня показать (дети рассматривают коллекцию).
Вос-ль: Ребята! На память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас камешек, который может быть станет началом вашей коллекции (воспитатель раздает камни).
Вос-ль: Я благодарю вас за хорошую работу и хочу узнать, а что вам больше всего понравилось в нашей встрече, что вы запомнили?
Ответы детей.
Самоанализ открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме «Эти удивительные камни»
[/b]
Самоанализ подготовила
воспитатель разновозрастной
группы «Березка»
МБОУ ООШ с. Новозахаркино
Мазяркина О. В.
Дата проведения: 05.12.2019
Тема: «Эти удивительные камни»
Возрастная группа: старшая.
Ведущая образовательная область познавательная.
Цели:
• познакомить детей со свойствами камней и с тем, как человек использует камни;
• развить исследовательские навыки;
• совершенствовать умение наблюдать, помочь выделить сходства и различия предметов;
• содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);
• познакомить с одним из камней (янтарь).
Задачи:
Образовательные:
• Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах камней: камни имеют разную форму, цвет, размер, прочность и т. д. ;
• Познакомить детей с одним из камней (янтарь).
Развивающие:
• развить у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;
• развить наблюдательность, способность к сравнению;
• научить детей работать в команде;
• развить способность анализировать, находить самостоятельные решения и делать выводы;
• активизировать и обогащать словарь новыми словами.
Воспитательные:
• воспитать умение работать в коллективе.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации:
• использование ИКТ, музыкального сопровождения;
• практические (экспериментирование, решение проблемных ситуаций);
• наглядные (рассматривание, наблюдение, показ);
• словесные (загадки, поисковые вопросы, уточнения, рассуждение и составление сложных предложений, увеличение словарного запаса, беседа, ситуативные разговоры, описания, вопросы, подведение к выводу);
• познавательно – исследовательская деятельность детей (анализ, итог).
Занятие проводилось в старшей группе и состояло из трех этапов, взаимосвязанных между собой, в ходе которых, дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. В начале занятия использовались приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. Для достижения цели создана образовательная среда. Цели и задачи соответствуют возрастным возможностям, прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности.
Анализ организации организованной образовательной деятельности.
В ходе занятия старалась вызвать интерес у детей к новому виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
• групповая;
• индивидуальная.
Также в ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы и приемы:
1. Словесный (беседа, загадки, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно-демонстрационный (презентация камней);
3. Практический (исследовательская деятельность);
4. Игровой (загадывание загадок, пояснения, сюрпризный момент);
5. Индивидуальная работа (анализ, беседа).
Выполнению поставленных мной задач помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную, речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. В ходе занятия я постаралась вызвать интерес у детей к новому виду деятельности, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).
На занятии использовалось музыкальное сопровождение с шумом моря, который усиливал эмоциональное восприятие.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.