ольга Солодовченко
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительная группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Продолжать учить детей, развивать системность мышления в процессе расширения и углубления знаний у детей о временах года (Зима).
2. Закрепить умение различать и называть части растений с использованием моделей (корень, ствол, крона). Развивать у детей логическое мышление. В экологических играх «Такой листок – лети ко мне!» «Такое дерево – такой лист». Упражнять детей в нахождении листьев по сходству: активизировать словарь детей ( название деревьев: дуб, берёза, клён и ель). Воспитывать слуховое внимание.
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в подготовительная группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Формировать представление о том, что птицы и звери приспосабливаются к изменениям погодных условий.
4. В беседе ознакомить детей с правилами поведения на природе. Воспитывать любовь к окружающему миру.
5. Развивать у детей общее внимание и понимание речи воспитателя, а также продолжать передавать детям радостное настроение.
Материалы и оборудование.
Игрушка кукла Красной Шапочки, дидактическое настенное панно дерева, фланелеграф, иллюстрационные картинки деревьев, вырезанные картинки зимующих птиц и лесных животных.
Методическое обеспечение.
1. Программа «Детство»
2. Т. М. Бондаренко (комплексные занятия подготовительной группы)
3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
4. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»
Ход занятия:
Воспитатель вводит детей в группу.
Воспитатель: Сегодня рано утром, к нам пожаловала Красная Шапочка.
Мама её отправляет к бабушке в гости и просит отнести ей, пирожки,
маслица. Бабушка её живёт в лесу. Что делать Красной Шапочке?
Дети: Давайте поможем красной Шапочке. Мы расскажем её всё, что мы
знаем о лесе.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: А как вы узнали?
Дети: На улице лежит снег, очень холодно, день стал короче, люди одеты
тепло. Деревья стоят голые, сбросили листву, приготовились к зиме и теперь
покойно тихо спят.
Солнце глазки открывает,
Лес притихший оживает.
Дверь лесную отворим,
С лесом мы поговорим.
Дети садятся перед фланелеграфом на стульчики.
Воспитатель: А что такое лес?
Даша: Лес – это большой участок земли, заросший деревьями и другими
растениями. Родной дом для многих животных. Лес – как многоэтажный
дом, в нём много жильцов. Он состоит из нескольких этажей. Деревья
составляют самый верхний этаж – «этаж леса».
Воспитатель: Какие же деревья растут в лесу?
Дети: В лесу растут разные деревья. (Ель, дуб, клён, берёза, сосна, тополь,
кедр).
Воспитатель: Даша, как ты думаешь, почему первую ступень занимают
деревья?
Даша: Деревья – самые древние и самые большие представители живой
природы на Земле. Деревья очень красивые. Они играют огромную роль, в
сохранении окружающей среды, насыщают кислородом воздух и
предохраняют слой почвы от выветривания и размывания дождём. Деревья
растут высокими. Им достаётся больше всего солнечного света.
Воспитатель: Какие же растения занимают второй ярус?
Кристина: Второй ярус занимают кустарники.
Воспитатель: Как ты думаешь, чем отличается куст, от дерева?
Кристина: Дерево с крупным, твёрдым стеблем. Кустарник имеет несколько
твёрдых стеблей от общего корня.
Воспитатель: Какие же растения занимают третий ярус?
Алина: Третий ярус занимают мхи, травы и цветы. Деревья дают им прохладу
и влажность в жару, защищают от сильных ветров.
Воспитатель: Но мы с вами сегодня поговорим, да и Красной Шапочке
покажем наше любимое дерево. Как это дерево называют?
Дети: Дуб.
Воспитатель: Давайте тихо подойдём к нашему дубу и покажем Красной
Шапочке как устроено это дерево.
Дети подходят к модели дуба.
Воспитатель: Посмотрите дети, у меня составлена модель частей нашего
дерева (показывает). Кто может рассказать об этой модели.
Соня: У дуба есть корень, ствол и крона.
Воспитатель: Я буду показывать на картинке часть дерева, а вы расскажите,
какую функцию они выполняют.
Соня: У дуба есть крона.
Крона – это ветви дерева с листьями. В кроне дерева кипит работа. Ветви
подставляют листья, солнцу, пытаясь уловить каждый луч. Листья производят
органические вещества и снабжают ими все части дерева.
Воспитатель: Как же дерево удерживает тысячи килограммов своих веток и
листьев?
Кирилл: У дуба есть ствол. Он создаёт опору ветвям и листьям.
Древесина ствола пронизана тонкими сосудами, по которым вода и
минеральные вещества поднимаются вверх. Ствол покрыт корой. Кора
защищает дерево, если кору повредить, дерево может погибнуть.
Воспитатель: У дуба есть?
Даша: У дуба есть корень. Корень держит дерево, проникает глубоко в
землю и добывает из неё воду. Он не даёт упасть дереву даже при сильном ветре.
Воспитатель: Дети, давайте немного отдохнём, поиграем. Игра называется:
«Такой лист – лети ко мне!». У меня в руках листья от разных деревьев
(показывает). Давайте повторим их название.
Дети: Лист дуба, клёна, берёзы, а это иголки ели.
Воспитатель: Я сейчас раздам вам всем по листу и у себя оставлю несколько
штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне». Вы
подойдёте ко мне. Будьте внимательны.
Воспитатель обращает внимание детей на Красную Шапочку.
Воспитатель: Дети, посмотрите, наша красная Шапочка не может подобрать
листья к этим деревьям. Давайте её поможем.
Дети подходят к столу, где лежат картинки с изображением деревьев и
листьев.
Дидактическая игра «Такое дерево - такой лист».
Воспитатель: Нужно взять со стола картинку с изображением листьев и найти
дерево, на котором растут такие же листья.
Дети: Это дуб – дубовые листья. Это берёза, у берёзы – берёзовые листья.
Это клён, у клёна кленовые листья. Это ель, у ели – еловые листья.
Воспитатель: Молодцы! Видно, что вы хорошо запомнили название
деревьев и их листьев. Давайте присядем за столы и побеседуем.
Дети, вам нравится, когда зимой выпадает много снега?
Дети: Да, хорошо, когда зима снежная.
Воспитатель: Почему?
Дети: Можно кататься с горки, играть в снежки, кататься на лыжах, на
коньках.
Воспитатель: А как выдумаете, для кого это может быть плохо?
Дети: Для птиц и зверей. Зимой деревья стоят голые, солнце совсем не
греет, а снег укрыл опавшие плоды, ягоды и листья.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Я сейчас размещу на наш дуб птиц, а вы скажите их названия.
Можно говорить хором.
Воспитатель размещает птиц.
Дети: Снегирь, синица, сорока, дятел и сова.
Воспитатель: Что же делают люди, чтобы птицам зимой не было голодно?
Дети: Их подкармливают люди, делают кормушки и развешивают их на
деревьях.
Воспитатель: Скажите дети, а следы, каких животных можно встретить в
лесу?
Дети: Диких животных.
Воспитатель: Я и диких животных размещу возле нашего дуба, а вы скажите
их название.
Дети: Белка, лось, кабан, медведь.
Воспитатель: Медведь, как вы знаете, зимой спит в своей берлоге. Но если
охотник разбудил медведя, как его называют?
Дети: Медведь – шатун.
Воспитатель показывает рукой на животных.
Дети: Это дикие животные и поэтому добычу они добивают сами себе. В лесу
животных ещё подкармливает лесничий.
Воспитатель: Дети, лесничий прислал нам письмо. Вот оно. В этом письме
лежат напоминающие знаки. «Как нужно вести себя в лесу». Вот их сколько
(показывает). Я буду показывать карточку, а вы по одному будете говорить,
кто на ней изображён.
Дети:
1. Никогда нельзя шуметь в лесу. Шум и музыка сильно пугают зверей и птиц.
2. Нельзя собирать я довитые грибы.
3. Нельзя разорять муравейник, он может исчезнуть.
4. Нельзя трогать зверей.
5. Нельзя ломать ветки деревьев и тоже больно.
6. Нельзя оставлять после себя мусор, животные могут пораниться.
7. Нельзя жечь костры, может возникнуть пожар.
Воспитатель: Об этих знаках мы ещё будем говорить на занятиях.
Красная Шапочка: Спасибо, вам дети, как много я узнала о лесе. Я хочу угостить вас яблоками.