Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «Золотая Хохлома»

Любовь Сеидова
Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «Золотая Хохлома»
▼ Скачать

Тема: «Золотая Хохлома».

Вид продуктивной деятельности: рисование

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Учебно-методический комплект:

Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада». Москва. Издательство «Синтез» 2012г. Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

Публикация «Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе „Золотая Хохлома“» размещена в разделах

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей. Способствовать овладению росписи в стиле «Золотая Хохлома». Роспись бумажной тарелочки в стиле «Золотая Хохлома».

Задачи:

1. Образовательные:

Познавательные:

- уточнить представления об истории хохломской росписи;

- продолжать знакомиться с элементами хохломской росписи;

Изобразительные:

- формировать умения передавать элементы хохломской росписи;

- формировать умения подбирать соответствующие для хохломы цвета;

- формировать умения размещать изображение на листе в форме круга;

Технические:

- формировать умение выполнять приё мы: работа всей кистью, работа всем ворсом, концом кисти;

2. Развивающие:

- отгадать загадки про посуду;

- развивать мелкую моторику;

- развивать внимание, воображение;

- развивать способности к изобразительной деятельности;

3. Воспитательные:

- проявлять самостоятельность при выполнении работы;

- проявлять аккуратность в работе при выполнении рисунка;

Предварительная работа:

Знакомство с произведениями хохломской росписи; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных золотой Хохломы; целевые прогулки в парк для рассматривания травы, листьев, ягод и сравнения их с произведениями хохломских мастеров; упражнения в рисовании элементов узоров хохломской росписи : «травка», «листочки»; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», «Угадай-ка».

Предполагаемые результаты

будут знать

Предварительная работа:

Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.

Чтение.

Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства:

«Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка»,

«Филимоновская свистулька».

Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.

Загадывание загадок.

Изготовление с детьми альбома «Промыслы России».

Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской

росписи. Тонирование шаблонов.

Предварительная работа:

Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.

Чтение.

Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства:

«Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка»,

«Филимоновская свистулька».

Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.

Загадывание загадок.

Изготовление с детьми альбома «Промыслы России».

Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской

росписи. ТонированиешаблонПланируемые результаты: будет знать:

- виды художественной росписи;

- художественные промыслы Нижегородской области;

- названия цветов, оттенков;

- правила смешения красок и получение основных цветов;

- разнообразные материалы, которыми можно пользоваться вхудожественной деятельности;

- разнообразные выразительные средства – цвет, линия, объем, композиция,

ритм.

будут уметь:

- правильно сидеть за столом, правильно держать кисть, бумагу, карандаш;

- свободно работать карандашом, кистью, проводить линии;

- правильно расположить рисунок на лист бумаги или на поделку

- согласовывать цвет, фон;

- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также

приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в

процессе совместной художественной деятельности.

Материалы и оборудования:

Изделия Хохломской росписи, печатная презентация «Золотая хохлома», таблицы поэтапного изображения основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки»; иллюстрации хохломских изделий; тарелочки, гуашь, кисти, вода, картинки посуды и изображения элементов данной росписи и росписи «Гжель» для игры. Дидактическая игра «Народные промыслы России» Музыкальная запись русских народных песен «Во поле березка стояла», «Калинка», «По малину в сад пойдем».

Ход занятия.

(Группа украшена иллюстрациями хохломской росписи, на столе стоит хохломская посуда).

1. Организационный этап

Воспитатель. Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво!

Ребята, мы с вами попали в город мастеров. Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана. Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.

(Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская», дети рассматривают выставку)

2. Основной этап

Воспитатель

- А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими?

- Хохлома – это крупное, торговое село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в «золотую». На ярмарках продавцы кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?» А они отвечали: «К нам приехала сама Золотая Хохлома Так и повелось Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

Звонит колокольчик и входит Мастерица- сказочница.

Воспитатель

К нам пришла мастерица- сказочница, которая хотела бы рассказать нам удивительную историю

Мастерица -сказочница

Здравствуйте ребятушки!

Жил-был давным-давно мужичок, мастер деревянную посуду делать. Вот как-то раз и решил на базаре распродать сделанную продукцию. Полдня на базаре провел все без толку, развернулся в обратную дорогу. Доехал до опушки и остановился – стыдно домой с пустыми руками возвращаться …

Прилёг на травку, а солнечный Лучик поиграть с ним задумал: бочек припекает, в глазок заглядывает, а мужик хмурый как тень. Спрашивает его Лучик, чего он такой не живой прям как горшки его. Поведал мужик беду свою, что не продал ничего, а дома его детки с гостинцами ждут. Жалко Лучику стало мужичка и решил он ему помочь.

–Вот, держи мой лучик золотой, вижу,что ты не бездельник. Так посмотри по сторонам и лучику моему применение найди. … Посмотрел, подумал мужик взял горшочек и лучиком дорожку на нем нарисовал и травинки да веточки золотые…

-Так увлекся мужичок, расписывая горшки, что не заметил, как солнышко садиться стало, и лучик в его руках покраснел и добавил он тогда красных травинок и ягодок.

-Покатилась росинка по зеленой травинке, подхватил её мужичок и набросал зеленые завитки и капельки у себя на посуде.

-Совсем стемнело на опушке – все стало черным казаться и лучик тоже. Тогда взмахнул он им и нанес последние мазки - травинки, ягодки.

-И заснул утомленный. А утром просыпается, диву дается – какая красота перед ним. Замерла на его посуде красота растительная; травки, листочки, завитки, ягодки да капельки. И сияет так будто «золотое» – Лучик красу свою подарил. Поехал тогда мужичок опять на базар и когда у него спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».

Дидактическая игра «Найди лишнее».

Цель учить находить изображения определенных промыслов среди предложенных образцов, развивать наблюдательность, внимание, речь.

Материал: 3, 4 изображения одного промысла и одного любого другого.

Воспитатель

Спасибо сказочница-мастерица, нам очень понравилась твоя сказка. Нам пора прощаться. До свидания. А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир: расписную матрешку или же нарядные хохломские изделия!

Воспитатель

А вот какой росписью мастера расписывали предметы, вы узнаете, отгадав загадки:

Для начала отгадайте загадки:

«Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду» (ложка)

«Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Голубенькая.» (чашка)

Это блин нам есть нельзя, как зовут его друзья по краешку отделочка, ведь это же. (тарелочка)

Для питья он предназначен,

Хрупок, из стекла, прозрачен,

Можно сок в него налить,

С удовольствием попить,

Воду можно из-под крана.

Нет нужней чего?

(стакана)

Воспитатель

- Ребята, а давайте откроем свой мини-музей и станем мастерами и мастерицами, чтобы наши гости тоже могли прийти и полюбоваться нашими работами и может выбрать себе сувенир на память. Вы хотите стать художниками? (Да). Прежде чем расписывать наши тарелочки, давайте немного отдохнем!

Физкультминутка

Птица хохломская крыльями махала (руки в стороны, взмахи,

Крыльями махала - злато рассыпала (взмахи, встряхиваем кисти рук,

Головой качала, в стороны качала (наклоны головы,

Да с землицы русской травы собирала (наклоны в пол, «собираем травы»,

Травы собирала, чаши украшала («собираем травы», обводим руками круг,

Мастерство с любовью нам передавала (руки к сердцу, руки вперед)

Ну, вот мы и мы с вами теперь мастера и мастерицы!

Воспитатель

- Прежде чем начать расписывать наши тарелочки, давайте вспомним последовательность! С чего мы начнем роспись нашей тарелочки

- Центральная композиция, листок и клубнички (Прорисовывает пятнами, намечаем форму).

- Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку, прорисовываем детали).

- Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи).

- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

Далее мы расписываем каемку нашей тарелочки, завиток, травка.

- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).

- Молодцы, ребята, всё знаете!

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

Хохлома, Хохлома,

Наше чудо дивное!

Мы рисуем Хохлому –

Красоту невиданную.

Рисовали «травку»

Солнечною краской,

Ягодки, огоньки –

Алой краской от зари.

(Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку).

РЕФЛЕКСИЯ.

- Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома.

- Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках.

- Ребята вам нравятся? Посмотрите друг у друга!

- А что вам больше всего вам понравилось?

Давайте еще раз вспомним основные цвета,которые используются в Хохломской росписи Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе. Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

Заканчиваем наше открытое занятие хотелось бы прочесть замечательное стихотворение о хохломской росписи.

Стихотворение П. Синявского «Хохлома»

Хохломская роспись

Алых ягод роспись-

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы

У красы точеной-

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома. (П. Синявский)

Делаем общее фото с работами и наши изделия, помещаем в наш мини музей.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по народным промыслам «Золотая Хохлома» Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие» Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование) Тип: интегрированное.

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октябряКонспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню хохломы, 21 октября Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспекты занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Программное содержание: Знакомить с красивым искусством.

Конспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группеКонспект НОД «Золотая Хохлома» в старшей группе Задачи: 1. Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла; 2. Учить отличать хохломские изделия от изделий других промыслов;.

Конспект ООД открытого занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая Хохлома» Конспект ООД открытого занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Золотая Хохлома». Программное содержание: • Продолжать.

Конспект занятия по лепке (пластилинография) в старшей группе с ТНР «Изготовление тарелки «Золотая хохлома»Конспект занятия по лепке (пластилинография) в старшей группе с ТНР «Изготовление тарелки «Золотая хохлома» Тема: Изготовление тарелки "Золотая хохлома" в технике "пластилинография". Цель: Развитие творческих способностей детей, используя технику.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома» Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая «хохлома» Задачи: - на основе знаний.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе по теме «Хохлома»Конспект занятия по рисованию в старшей группе по теме «Хохлома» Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Тема : "Хохлома". Цель: Продолжать развивать интерес детей к продуктивной деятельности по.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома» Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи" (выполнено в нетрадиционной.

Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома» В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «Золотая Хохлома»
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 10:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «Золотая Хохлома»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Сеидова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД