МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе «Орнамент на дагестанских джурабах»

Бадалова Рогнеда
Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе «Орнамент на дагестанских джурабах»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана – ручным вязанием джурабов»

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомство с ручным вязанием. Познакомить с инструментами необходимыми для вязания, закрепить знания основных элементов узор, умения самостоятельно составлять узор, передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью изобразительного материала.

Развивающие:

Публикация «Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе „Орнамент на дагестанских джурабах“» размещена в разделах

Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическому восприятию окружающего. Познакомить с новыми приемами рисования на готовой объемной модели. Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана, уважения к традициям разных народов Дагестана.

Программное содержание:

Продолжать знакомств с народно-прикладным искусством Дагестана, с традиционным народным художественным промыслом Дагестана – ручным вязанием джурабов.

Расширять знания об одном из основных видов искусства - ковроткачества, вязание изделий.

Продолжать учить выполнять декоративную композицию с учетом ритмического строя форм, цветовых сочетаний.

Воспитывать интерес к труду.

Словарная работа: джурабы, орнамент, элементы узора.

Предварительная работа: рассматривание ковров, джурабов. Чтение произведений о мастерах Дагестана.

Материал: формы джурабок, следов, краски, салфетки, баночки с водой, кисточки, образцы, иллюстрации.

Ход ОД (под музыку заходим в группу)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришли. Давайте с ними поздороваемся.

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки

Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»

Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга кончиками,

Мы живем в одном краю - начиная с больших пальцев

Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком

и поднимают руки над головой.

Воспитатель: Присаживайтесь, поудобнее. Ребята сегодня у нас необычное занятие, прежде чем приступить к занятию, давайте вспомним.

-В какой республике мы живем?

-Как называется столица Дагестана?

-Чем славится наш Дагестан

Дети (ткут ковры, изготавливают кубачинские, унцукульские изделия, вяжут разные носочки, лепят в Балхаре кувшины).

Воспитатель: «Да, ребята, наш Дагестан славен златокузнецами, балкарскими кувшинами, ковроткачеством, вязанием.

В этом году великому поэту Расулу Гамзатову 100 лет. А теперь, давайте послушаем, Умара, он прочтет нам стихотворение Великого поэта Расула Гамзатова:

«Мне ль тебе, Дагестан мой былинный

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,

Не молиться, Тебя ль не любить,

Мне ль в станице твоей журавлиной

Отколовшейся птицею быть?

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

Воспитатель: Спасибо, Умар.

Другие страны хороши,

Да, Дагестан дороже для души!

- Какие вы нарядные и красивые

- Посмотрите, ребята, на мой наряд и носочки.

- А вы знаете как называются такие носочки на разных языках Дагестана?

Дети:-На лезгинском языке –чувяки,

-На лакском языке – жулярду.

-На даргинском языке – называют пелинке.

-На аварском языке – чурап или щвата.

Воспитатель: Спасибо, ребята, на каждом языке их называют по разному, но есть у них одно распространенное во всем мире название- джурабы!

Джурабы- Это вязанная мягкая обувь в виде красивейших и очень теплых носков или гольф (показ картины)

Они настолько тёплые, что иногда к ним пришивается кожаная подошва, и джурабы являются обувью. Они вяжутся из шерстяных ниток

(показывает клубок ниток).

А откуда берутся эти нитки, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Сбились тесно, дружно в кучки, на лугу живые тучки.

Их хозяева придут и кудряшки отстригут,

Шерсть сбивается в колечки, блеют на лугу …. (Овечки)

-А как овечки дают шерсть, кто знает? (слайды)

Дети - Овечек стригут специальными ножницами или аппаратом.

Воспитатель: Все правильно. Давайте поговорим и посмотрим о том, как шерсть превращается в нитку. Посмотрите (слайд) шерсть дают не только овечки, но и козы, кролики, посмотрите, какие они пушистые, в других республиках шерсть дает даже и верблюд.

Мастера по стрижке животных состригают шерсть (слайд)

-А что же потом? Как вы думаете?

Ребенок - я видела как моя прабабушка, которая живет в горах, превращала шерсть в пряжу. Остриженную шерсть моют, сушат, а затем скручивают в нить и окрашивают.

Воспитатель: Правильно. Краски готовили из растительной хны, коры орешника и других растений. Посмотрите, как это происходит. Внимание на экран! (слайд)

Воспитатель: А теперь, давайте проведем небольшой эксперимент. Подойдите ребята к столу. Перед вами лежит вата и вода и краски (для окрашивания ваты). Сначала мы с вами узнаем, как получить новый цвет путем смешивания 2-3 разных цветов, которые мы можем использовать для ваты и для украшения джурабов. Стихи:

1. Мы начнем учить цвета,

Приготовьтесь, детвора.

Вот цвета лишь основные-

Их намного больше в мире.

2. Лист -зеленый и трава,

Елка зелена всегда.

Желтый с синим мы смешаем-

Цвет зеленый получаем.

3. Красный с желтым мы возьмем-

Новый цвет все создаем.

Цвет оранжевый выходит-

Апельсин он нам напомнит.

4. Черный уголек и ночка,

Черную поставим точку.

Синий, красный и зеленый-

Создаем, ребята, черный.

5. Фиолетовых фиалок

Дарим мы букет в подарок.

Фиолетовую краску

Создает цвет синий с красным.

6. Серый зайчик прискакал,

Серый цвет нарисовал.

Мы смешаем черный с белым,

И получим цвет наш серый.

Воспитатель: Молодцы! Теперь все цвета для окрашивания и украшения джурабок готовы. Возьмите кусочек ваты, слегка смочите в окрашенной воде. А теперь скрутите в жгуты, потяните слегка. Вот так и получается нить. Воспитатель: Молодцы! Подойдите ко мне. Мастерицы из полученных нитей вот такими спицами (показ спиц) вяжут джурабы, цветные, теплые и удобные. (слайд).(раздает спицы и дети выполняю движения вязания)

За работаю тигрица, надо, надо торопиться!

И мелькают быстро спицы, джурабы вяжет для тигрят.

Надо ей поторопиться, лапки быть в тепле хотят.

А джурабы-то, ребята, полосаты как тигрята!

Воспитатель: Какие молодцы! (собирают спицы)

Ребята, я для вас тоже приготовила джурабы. Они в этом сундучке. (воспитатель открывает сундучок, удивленно показывает на содержимое- бумажные джурабы.)

Воспитатель: Ой, а как это произошло? Почему все джурабы превратились в серые бумажки? Где же красочные, дагестанские узоры о орнаменты?

Звучит запись: «Я злая волшебница Кацулай! Это я украла красивые узоры и превратила ваши джурабы в бумажки! Ха-ха-ха! Они никогда не станут прежними! Ха-ха-ха!

Воспитатель: Что же нам теперь делать с этими серыми бумажками?

Дети - Давайте сами их разукрасим с помощью кисточек и красок!

Все: Давайте!

Воспитатель: Прежде чем будем расписывать джурабки, сначала рассмотрим узоры на них (внимание на экран).(Дети рассматривают, а воспитатель показывает и объясняет)

Воспитатель: «Посмотрите внимательно на орнамент. Что вы видите? Какие узоры на них?» ( геометрические фигуры: треугольники, квадраты, цветочки, волнистые линии, прямые линии, штрихи и т. д.) Узоры на джурабах это не просто украшение, они имеют смысл. Эти джурабы похожи чешки, на них изображен цветочный орнамент, а эти как гольфы, на них изображены рисунки, напоминающие горы, рога животных, а на этих джурабах изображены солнце, птицы, цветок. Каждая мастерица придумывает свой неповторимый орнамент. Традиционными цветами в орнаменте являются цвета земли, неба, солнца, гор, чёрной ночи и ясной луны. Поэтому джурабы такие яркие, красивые. Традиционные джурабы вяжутся из овечьей шерсти, поэтому они такие тёплые.

Воспитатель: «Как нужно расписывать джурабки, давайте вспомним.

-На эти джурабы мы нанесли узор с помощью кисти и красок

- А эти джурабы украсили с помощью кисточки, клея и ниток

Воспитатель: Молодцы. Пройдите, пожалуйста, к столам, присаживайтесь

-Ну что, приступим к работе?

-У вас на столе лежат без узора бумажки-шаблоны, которая оставила злая волшебница Кацулай, клей, кисточки, краски, нитки, которые вы приготовили.

-Предлагаю украсить тот орнамент, который вам больше всего понравился и запомнился.

-Каждый из вас творческий модельер и может придумать свой орнамент. Принимайтесь за работу. Старайтесь работать аккуратно, много краски не набирайте. Самостоятельная работа детей (под дагестанскую музыку)

Воспитатель: Ребята! Все закончили свою работу? Подойдите ко мне.

Давайте проведем физкультминутку:

Физминутка

На горе стоит лесок

(круговые движения руками)

Он не низок не высок

(сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок

(глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста Шли домой из далека

(ходьба на месте)

Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"

(плечи поднять)

Воспитатель: А теперь, Ребята, подойдите к столу и выберете то изделие, которое вам больше всего нравится.

-самую красивую

- самую аккуратную

- самую яркую

- Мне нравится вот эти джурабы, они красивые, аккуратные, рисунок расположен ровно, как настоящие

По окончании работы вывешиваются на доску.

Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось украшать джурабы?

Чему мы сегодня научились?

-смешивать краски, чтобы получить новый цвет,

-украшать джурабы,

- узнали, откуда берутся шерстяные нитки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, джурабы у вас получились аккуратные, красочные, необычные!

Хорошо подобрали орнамент, все элементы орнамента нарисованы правильно и аккуратно, но я знаю, что в следующий раз у вас получится еще лучше, вы будете более внимательны.

Звучит запись: (появляется Кацулай) Ребята, да вы волшебники! Какие красивые джурабы! Я за вами наблюдала, как вы работали. Так и быть верну я ваши джурабы.

(раздают детям джурабы и одевают на ноги)

Воспитатель: Спасибо Кацулай, что вернула детям джурабы, больше так не поступай, это очень некрасиво и нехорошо

Кацулай: Извините, пожалуйста, ребята, я больше не буду, теперь я добрая стану.

Воспитатель: мы тебя прощаем и наши дети хотят подружиться с тобой и приглашают тебя на игру «Надень папаху, подними платок»

Кацулай: Спасибо за приглашение. Я бы очень хотела с вами подружиться.

Ребенок – В Дагестане любят Музыку и пляску

Кто платок поднимет Быстро без опаски

Игра «Надень папаху, подними платок»

Кацулай: Спасибо, ребята, вам большое, но мне пора.

Воспитатель: Кацулай, подожди, ты же знаешь, что у нас в Дагестане гостю обязательно дают подарки.

Ребята, Как вы думаете, что мы можем подарить Кацулаю? (дети перечисляют)

Ребенок: «А давайте мы подарим ей джурабки, они очень красивые.

Воспитатель: Очень хорошая идея. И подарим ей настоящие джурабы, действительно, они красивые, и будут согревать Кацулая в холодную погоду.»

(Кацулай (одевает джурабы)благодарит детей и уходит)

Кацулай:-до свидания!

Дети: -до свидания!

Воспитатель: На столе разложены цветочки: зеленые, синие, красные.

Зеленый, можно выбрать, если узнали много нового;

Синий цвет- было много интересного (очень интересно было);

Красный цвет – если было весело.

Предлагаю выбрать тот цвет, который вам нравится и принести повесит на доске каждый цвет в один ряд

- что же у нас получился?

-Дагестанский флаг

Воспитатель: Молодцы! Спасибо! А закончим мы наше занятие традиционным танцем народов Дагестана, Танец «Лезгинка» в исполнении наших детей.

-Вот и нам пора на прогулку, давайте попрощаемся с гостями

-До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.

Конспект ООД открытого занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая Хохлома» Конспект ООД открытого занятия по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Золотая Хохлома». Программное содержание: • Продолжать.

Конспект открытого занятия по рисованию вилкой в подготовительной группе «Зимняя ель»Конспект открытого занятия по рисованию вилкой в подготовительной группе «Зимняя ель» Цель: Знакомство детей с новой техникой творческой деятельности – рисование пластиковой вилкой. Задачи: Образовательные: - Расширять знания.

Конспект открытого занятия по рисованию «Весна пришла!» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по рисованию «Весна пришла!» в подготовительной группе Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей детей в изображении ранней весны. Образовательные задачи: -закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе «Орнамент на дагестанских джурабах»
Опубликовано: 24 октября 2024 в 16:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе «Орнамент на дагестанских джурабах»» (включая файлы) размещена пользователем Бадалова Рогнеда (УИ 3483552) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД