Бадалова Рогнеда
Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе «Орнамент на дагестанских джурабах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана – ручным вязанием джурабов»
Задачи:
Обучающие:
Продолжать знакомство с ручным вязанием. Познакомить с инструментами необходимыми для вязания, закрепить знания основных элементов узор, умения самостоятельно составлять узор, передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью изобразительного материала.
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе „Орнамент на дагестанских джурабах“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическому восприятию окружающего. Познакомить с новыми приемами рисования на готовой объемной модели. Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана, уважения к традициям разных народов Дагестана.
Программное содержание:
Продолжать знакомств с народно-прикладным искусством Дагестана, с традиционным народным художественным промыслом Дагестана – ручным вязанием джурабов.
Расширять знания об одном из основных видов искусства - ковроткачества, вязание изделий.
Продолжать учить выполнять декоративную композицию с учетом ритмического строя форм, цветовых сочетаний.
Воспитывать интерес к труду.
Словарная работа: джурабы, орнамент, элементы узора.
Предварительная работа: рассматривание ковров, джурабов. Чтение произведений о мастерах Дагестана.
Материал: формы джурабок, следов, краски, салфетки, баночки с водой, кисточки, образцы, иллюстрации.
Ход ОД (под музыку заходим в группу)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришли. Давайте с ними поздороваемся.
«Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки
Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»
Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга кончиками,
Мы живем в одном краю - начиная с больших пальцев
Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком
и поднимают руки над головой.
Воспитатель: Присаживайтесь, поудобнее. Ребята сегодня у нас необычное занятие, прежде чем приступить к занятию, давайте вспомним.
-В какой республике мы живем?
-Как называется столица Дагестана?
-Чем славится наш Дагестан?»
Дети (ткут ковры, изготавливают кубачинские, унцукульские изделия, вяжут разные носочки, лепят в Балхаре кувшины).
Воспитатель: «Да, ребята, наш Дагестан славен златокузнецами, балкарскими кувшинами, ковроткачеством, вязанием.
В этом году великому поэту Расулу Гамзатову 100 лет. А теперь, давайте послушаем, Умара, он прочтет нам стихотворение Великого поэта Расула Гамзатова:
«Мне ль тебе, Дагестан мой былинный.»
Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться, Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!
Воспитатель: Спасибо, Умар.
Другие страны хороши,
Да, Дагестан дороже для души!
- Какие вы нарядные и красивые
- Посмотрите, ребята, на мой наряд и носочки.
- А вы знаете как называются такие носочки на разных языках Дагестана?
Дети:-На лезгинском языке –чувяки,
-На лакском языке – жулярду.
-На даргинском языке – называют пелинке.
-На аварском языке – чурап или щвата.
Воспитатель: Спасибо, ребята, на каждом языке их называют по разному, но есть у них одно распространенное во всем мире название- джурабы!
Джурабы- Это вязанная мягкая обувь в виде красивейших и очень теплых носков или гольф (показ картины)
Они настолько тёплые, что иногда к ним пришивается кожаная подошва, и джурабы являются обувью. Они вяжутся из шерстяных ниток
(показывает клубок ниток).
А откуда берутся эти нитки, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Сбились тесно, дружно в кучки, на лугу живые тучки.
Их хозяева придут и кудряшки отстригут,
Шерсть сбивается в колечки, блеют на лугу …. (Овечки)
-А как овечки дают шерсть, кто знает? (слайды)
Дети - Овечек стригут специальными ножницами или аппаратом.
Воспитатель: Все правильно. Давайте поговорим и посмотрим о том, как шерсть превращается в нитку. Посмотрите (слайд) шерсть дают не только овечки, но и козы, кролики, посмотрите, какие они пушистые, в других республиках шерсть дает даже и верблюд.
Мастера по стрижке животных состригают шерсть (слайд)
-А что же потом? Как вы думаете?
Ребенок - я видела как моя прабабушка, которая живет в горах, превращала шерсть в пряжу. Остриженную шерсть моют, сушат, а затем скручивают в нить и окрашивают.
Воспитатель: Правильно. Краски готовили из растительной хны, коры орешника и других растений. Посмотрите, как это происходит. Внимание на экран! (слайд)
Воспитатель: А теперь, давайте проведем небольшой эксперимент. Подойдите ребята к столу. Перед вами лежит вата и вода и краски (для окрашивания ваты). Сначала мы с вами узнаем, как получить новый цвет путем смешивания 2-3 разных цветов, которые мы можем использовать для ваты и для украшения джурабов. Стихи:
1. Мы начнем учить цвета,
Приготовьтесь, детвора.
Вот цвета лишь основные-
Их намного больше в мире.
2. Лист -зеленый и трава,
Елка зелена всегда.
Желтый с синим мы смешаем-
Цвет зеленый получаем.
3. Красный с желтым мы возьмем-
Новый цвет все создаем.
Цвет оранжевый выходит-
Апельсин он нам напомнит.
4. Черный уголек и ночка,
Черную поставим точку.
Синий, красный и зеленый-
Создаем, ребята, черный.
5. Фиолетовых фиалок
Дарим мы букет в подарок.
Фиолетовую краску
Создает цвет синий с красным.
6. Серый зайчик прискакал,
Серый цвет нарисовал.
Мы смешаем черный с белым,
И получим цвет наш серый.
Воспитатель: Молодцы! Теперь все цвета для окрашивания и украшения джурабок готовы. Возьмите кусочек ваты, слегка смочите в окрашенной воде. А теперь скрутите в жгуты, потяните слегка. Вот так и получается нить. Воспитатель: Молодцы! Подойдите ко мне. Мастерицы из полученных нитей вот такими спицами (показ спиц) вяжут джурабы, цветные, теплые и удобные. (слайд).(раздает спицы и дети выполняю движения вязания)
За работаю тигрица, надо, надо торопиться!
И мелькают быстро спицы, джурабы вяжет для тигрят.
Надо ей поторопиться, лапки быть в тепле хотят.
А джурабы-то, ребята, полосаты как тигрята!
Воспитатель: Какие молодцы! (собирают спицы)
Ребята, я для вас тоже приготовила джурабы. Они в этом сундучке. (воспитатель открывает сундучок, удивленно показывает на содержимое- бумажные джурабы.)
Воспитатель: Ой, а как это произошло? Почему все джурабы превратились в серые бумажки? Где же красочные, дагестанские узоры о орнаменты?
Звучит запись: «Я злая волшебница Кацулай! Это я украла красивые узоры и превратила ваши джурабы в бумажки! Ха-ха-ха! Они никогда не станут прежними! Ха-ха-ха!
Воспитатель: Что же нам теперь делать с этими серыми бумажками?
Дети - Давайте сами их разукрасим с помощью кисточек и красок!
Все: Давайте!
Воспитатель: Прежде чем будем расписывать джурабки, сначала рассмотрим узоры на них (внимание на экран).(Дети рассматривают, а воспитатель показывает и объясняет)
Воспитатель: «Посмотрите внимательно на орнамент. Что вы видите? Какие узоры на них?» ( геометрические фигуры: треугольники, квадраты, цветочки, волнистые линии, прямые линии, штрихи и т. д.) Узоры на джурабах это не просто украшение, они имеют смысл. Эти джурабы похожи чешки, на них изображен цветочный орнамент, а эти как гольфы, на них изображены рисунки, напоминающие горы, рога животных, а на этих джурабах изображены солнце, птицы, цветок. Каждая мастерица придумывает свой неповторимый орнамент. Традиционными цветами в орнаменте являются цвета земли, неба, солнца, гор, чёрной ночи и ясной луны. Поэтому джурабы такие яркие, красивые. Традиционные джурабы вяжутся из овечьей шерсти, поэтому они такие тёплые.
Воспитатель: «Как нужно расписывать джурабки, давайте вспомним.
-На эти джурабы мы нанесли узор с помощью кисти и красок
- А эти джурабы украсили с помощью кисточки, клея и ниток
Воспитатель: Молодцы. Пройдите, пожалуйста, к столам, присаживайтесь
-Ну что, приступим к работе?
-У вас на столе лежат без узора бумажки-шаблоны, которая оставила злая волшебница Кацулай, клей, кисточки, краски, нитки, которые вы приготовили.
-Предлагаю украсить тот орнамент, который вам больше всего понравился и запомнился.
-Каждый из вас творческий модельер и может придумать свой орнамент. Принимайтесь за работу. Старайтесь работать аккуратно, много краски не набирайте. Самостоятельная работа детей (под дагестанскую музыку)
Воспитатель: Ребята! Все закончили свою работу? Подойдите ко мне.
Давайте проведем физкультминутку:
Физминутка
На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
(плечи поднять)
Воспитатель: А теперь, Ребята, подойдите к столу и выберете то изделие, которое вам больше всего нравится.
-самую красивую
- самую аккуратную
- самую яркую
- Мне нравится вот эти джурабы, они красивые, аккуратные, рисунок расположен ровно, как настоящие
По окончании работы вывешиваются на доску.
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось украшать джурабы?
Чему мы сегодня научились?
-смешивать краски, чтобы получить новый цвет,
-украшать джурабы,
- узнали, откуда берутся шерстяные нитки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, джурабы у вас получились аккуратные, красочные, необычные!
Хорошо подобрали орнамент, все элементы орнамента нарисованы правильно и аккуратно, но я знаю, что в следующий раз у вас получится еще лучше, вы будете более внимательны.
Звучит запись: (появляется Кацулай) Ребята, да вы волшебники! Какие красивые джурабы! Я за вами наблюдала, как вы работали. Так и быть верну я ваши джурабы.
(раздают детям джурабы и одевают на ноги)
Воспитатель: Спасибо Кацулай, что вернула детям джурабы, больше так не поступай, это очень некрасиво и нехорошо
Кацулай: Извините, пожалуйста, ребята, я больше не буду, теперь я добрая стану.
Воспитатель: мы тебя прощаем и наши дети хотят подружиться с тобой и приглашают тебя на игру «Надень папаху, подними платок»
Кацулай: Спасибо за приглашение. Я бы очень хотела с вами подружиться.
Ребенок – В Дагестане любят Музыку и пляску
Кто платок поднимет Быстро без опаски
Игра «Надень папаху, подними платок»
Кацулай: Спасибо, ребята, вам большое, но мне пора.
Воспитатель: Кацулай, подожди, ты же знаешь, что у нас в Дагестане гостю обязательно дают подарки.
Ребята, Как вы думаете, что мы можем подарить Кацулаю? (дети перечисляют)
Ребенок: «А давайте мы подарим ей джурабки, они очень красивые.
Воспитатель: Очень хорошая идея. И подарим ей настоящие джурабы, действительно, они красивые, и будут согревать Кацулая в холодную погоду.»
(Кацулай (одевает джурабы)благодарит детей и уходит)
Кацулай:-до свидания!
Дети: -до свидания!
Воспитатель: На столе разложены цветочки: зеленые, синие, красные.
Зеленый, можно выбрать, если узнали много нового;
Синий цвет- было много интересного (очень интересно было);
Красный цвет – если было весело.
Предлагаю выбрать тот цвет, который вам нравится и принести повесит на доске каждый цвет в один ряд
- что же у нас получился?
-Дагестанский флаг
Воспитатель: Молодцы! Спасибо! А закончим мы наше занятие традиционным танцем народов Дагестана, Танец «Лезгинка» в исполнении наших детей.
-Вот и нам пора на прогулку, давайте попрощаемся с гостями
-До свидания!