Ольга Щиголева
Конспект открытого занятия по развитию связной речи в старшей группе «Грибное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию связной речи
в старшей группе по теме "Грибное царство"
Цель: закрепить знания детей о грибах : съедобные и несъедобные грибы.
Задачи
Образовательные:
- научить детей выделять части гриба (ножка, шляпка, корень, распознавать грибы, называть их названия, классифицировать грибы по признаку съедобности (съедобные - несъедобные);
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию связной речи в старшей группе „Грибное царство“» размещена в разделах
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов;
- учить составлять описательный рассказ с опорой на таблицу;
- познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов, условия для произрастания и места.
Развивающие :
- развивать у детей речь и познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, умение анализировать, делать выводы;
- активизировать и расширять словарь детей по теме «Грибы», развивать фонематический слух;
Воспитательные
- воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу.
-воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: корзинка, муляжи грибов, картинки с грибами
Словарная работа: Грибница, споры, грибники.
Методические приё мы: создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Дети входят в группу и здороваются с гостями. Затем встают около воспитателя.
Ребята, закройте, пожалуйста глаза и послушайте музыку (Звучит пьеса Чайковского «Октябрь». Сначала звучит музыка громко, тихо) .
Какое время года можно представить, слушая эту музыку? Осень.
Эта мелодия передала нам настроение осени, прекрасной поры.
Осень – это удивительное, очаровательное время.
А какой красивый лес осенью, посмотрите! Картина Левитана "Осень золотая).
(Воспитатель читает стихотворение).
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зардели клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень: Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Осень нас удивляет изобилием красок. Стоят разноцветные деревья, кустарники. Об осеннем лесе можно сказать много красивых слов.
Я ладошку раскрываю
Слова ваши принимаю.
Какой лес осенью? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно чудесный, сказочный, золотой, красивый, разноцветный, тихий, пёстрый, яркий.
Сегодня я предлагаю побывать в осеннем лесу.
Вокруг себя вы повернитесь
И в лесу вы очутитесь.
Вот и лес.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Дети, а для чего мы с вами взяли корзинку?
(Ответы детей)
Правильно! Ну, что пошли?
Физ. минутка.
Мы с корзинкой в лес пошли, Ходьба по круг
Много мы грибов нашли. Нагибаются
Зайка мимо пробегал, Прыгают на двух ногах
Лапкой нам он помахал. Машут рукой
Мишка ел в кустах чернику. Гладят по животу рукой
От него ушли мы тихо. Крадутся на цыпочках.
(Дети тихо садятся на свои места)
2. Основная часть.
Воспитатель. Ребята в нашем лесу растёт много грибов, чтобы собирать грибы нужно о них всё знать.
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
А какие грибы растут в нашем лесу, вы угадайте сами.
Отгадывание загадок.
За грибами мы пошли
На рассвете розовом.
В белой рощице нашли
Крепкий. (подберёзовик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я. (подосиновик)
На толстой белой ножке
Коричневая шляпка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … (боровик).
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна. (сыроежка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются. (лисички)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется. (рыжик)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный. (груздь)
Кто повыше, кто пониже, —
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются. (лисички)
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте. (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная. (поганка)
Воспитатель. Назовите, какие грибы вы угадали. (Ответы детей)
Все ли грибы, которые мы отгадали, можем положить в корзинку?
Почему?
Правильно грибы есть съедобные и несъедобные.
Прежде чем грибы искать, как вы умеете пальчиками играть.
Пальчиковая игра «За грибами».
Топ-топ. Пять шагов,
(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)
В корзинке пять грибов.
(Показывают растопыренные пальчики.)
Мухомор красный –
(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.)
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая сестричка.
Третий гриб – волнушка
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело.
3. Игра " Съедобные и несъедобные".
Воспитатель показывает гриб детям, если он съедобный они хлопают в ладоши, а он кладет гриб в корзину. Если не съедобный, то они не хлопают, гриб не кладется в корзину.
Молодцы справились с заданием.
4. Составление рассказа «Грибы» по плану:
А теперь давайте расскажем о грибах.
1.? (что это за гриб)
2. Лес (где растёт, под каким деревом)
3. Два гриба (съедобный, несъедобный) .
4. Шляпка, ножка, грибница (из чего состоит гриб, внешний вид, цвет) .
5. Корзина (зачем грибы нужны для человека) .
6. Рука (как нужно собирать грибы) .
Послушайте мой рассказ.
(Воспитатель выставляет гриб на стол и даёт примерный рассказ)
Гриб - подберёзовик. Он растёт в лесу, под берёзой. Подберёзовик съедобный гриб. У него коричневого цвета шляпка, белая ножка, грибница, которая находится в земле. Его жарят, варят, маринуют, солят, сушат. Собирать этот гриб нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, чтобы на следующий год появились новые грибы.
А теперь вы расскажите, а в этом вам поможет корзинка с грибами.
(2 – 3 ребёнка).
Мне понравились ваши рассказы о грибах. Очень интересно рассказывал (отметить каждого ребёнка)
5. Подведение итогов.
Мы сегодня с вами побывали в осеннем лесу.
Наша прогулка подошла к концу, а теперь давайте закроем глаза и вернёмся в группу. Вокруг себя вы повернитесь
И в группе вы очутитесь.
6. Релаксация
Что мы делали в этом лесу? Что мы делали с грибами? Вам понравилось такая прогулка?
7. Сюрпризный момент.
Молодцы! Приготовила я вам угощение. Кушайте на здоровье. Вынос корзиночки с грибами.
Занятие окончено. Всем спасибо.