Мария Домоцева
Конспект открытого занятия по развитию речи и художественно-эстетическому развитию в средней группе «Городецкая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по народной культуре я взяла неслучайно, этот год, 2022, объявлен годом народной культуры нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Я ставила перед собой следующую цель и задачи:
Цель: продолжать знакомить детей с городецкими изделиями.
Задачи:
Обучающие:
• Учить выделять элементы городецкой росписи. Видеть и называть цвета, используемые в росписи.
• Выполнять отдельные элементы росписи (ягоды, листья).
Темочки:
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
• Развивать умение рисовать кистью по дереву, а также нетрадиционными средствами (ватными палочками).
Развивающие :
• Развивать мышление, мелкую моторику рук, познавательный интерес детей.
• Пополнять словарный запас (бутон, розан, купавка, калина, малина).
• Воспитывающие:
• Воспитывать любовь к Родине, народным традициям.
• Воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.
Методы и приемы.
• Наглядные — рассматривание выставки изделий с городецкой росписью, иллюстраций и образца воспитателя, показ воспитателя.
• Словесные — рассказ о городецкой росписи, объяснение воспитателя, художественное слово.
• Практические — прорисовка листьев и ягод, самостоятельная деятельность детей.
• Здоровьесберегающие (игровые) - народный хоровод «На горе то калина».
Словарная работа: бутон, розан, купавка, калина, малина.
Оборудование:
Демонстрационный материал - выставка изделий с городецкой росписью, куклы в национальных костюмах.
Раздаточный материал: деревянные доски, акриловые краски, палитра, кисти, ватные палочки, банки с водой, салфетка.
Предварительная работа:
Предварительная работа воспитателя — подбор иллюстраций, роспись изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью.
Изготовление костюма воспитателя, кукол. Изготовление и роспись досок для индивидуальной работы детей.
Предварительная работа с детьми — рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с историей Городецкой росписи.
Ход занятия : Под музыку выходим цепочкой.
Дети, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
А сейчас, давайте с вами познакомимся. Меня зовут…
А меня зовут Мария Алексеевна.
Ребята, мы с вами держимся за руки, значит мы уже с вами подружились.
Какие вы сегодня красивые, нарядные, я тоже готовилась к нашей встрече и одела вот такой наряд, это, ребята, русский народный сарафан.
Ребята, обратите внимание, кто нас сегодня встречает. Да это же моя помощница, подружка кукла, а зовут ее Маша. Посмотрите, какой красивый у нее наряд, какого цвета красиво расшитый сарафан, а на голове у нее кокошник - старинный головной убор, символ русского национального костюма.
А сейчас поговорим о нашей большой семье. О нашей Родине. Как называется страна, где мы живем? (Россия)
В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень, сел и поселков. Все они по своему красивы. Ребята, я живу в станице Суворовской.
- Костя, скажи, а ты где живешь? Как называется ваш поселок? (Нежинский)
Молодцы, ребята!
Почти половину всей территории России занимают леса. Лес – это наше богатство!
Дети, я предлагаю вам вместе с куклой Машей пойти на выставку городецких мастеров, где познакомимся с их изделиями.
Много-много лет назад в городе Городец, возник этот промысел. Отсюда и название городецкий.
Ребята, посмотрите здесь встречает нас Машин друг Ваня. Обратите внимание, какой у него костюм: рубашка, косоворотка, пояс, лапти, штаны, а какая кепка у него на голове!
Наши предки в основном были сельскими жителями, русским людям всегда хотелось сделать жизнь вокруг ярче, веселее, наряднее, так, в разных уголках нашей страны начали зарождаться народный художественный промысел. Для чего нужна доска? А если ее украсить народной росписью, то доска становилось произведением искусства. Какой предмет понравился, из чего сделан?
Ребята, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим элементы этой росписи :
- Что это: листья, бутоны, розаны. Настя, Лера повторите…
- Какие краски используют мастера? А вы знаете что такое розаны?
Так занятия, которые когда-то начинались как средство от скуки, превратились в целые производства.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
Городецкие узоры-
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
2 часть: музыкальная физ минутка
Ребята, народ раньше не только работал, но и отдыхал: пел песни, водил хороводы. Издавна, люди устраивали праздники, чтобы отдохнуть от ежедневных забот, хлопот и пообщаться в коллективе.
Сегодня, я хочу вас познакомить с хороводом «На горе-то калина». Вам встретятся такие слова как калина, малина. Давайте возьмемся за руки и будем подпевать.
А сейчас, ребята, пройдите, пожалуйста, и сядьте за столы.
Сегодня мы с вами будем расписывать доски с элементами городецкой росписи. Прорисовываются листья кистью, промакиваю кисть, а ягоды я буду рисовать ватной палочкой. Давайте представим, что вы народные умельцы и приступаем к работе.
Раньше не было телевизоров, телефонов, компьютеров, люди вечерами расписывали предметы.
Итог: Посмотрите, как красиво вы расписали доски, покажите друг другу, поднимите свою доску.
Мы сегодня говорили о русских умельцах. Какую роспись мы рассматривали на выставке? (Городецкую)
- Какие цвета использовали?
- Какие элементы?
Вы сегодня ребята такие молодцы и все справились с заданием, а в знак нашей дружбы, расписанные деревянные доски я вам дарю на память.
В знак нашего знакомства, нашей работы, хочу преподнести вам и подарить небольшие сувениры, а находятся они в чудесном мешочке!