Аминат Идрисовна Кущетерова
«Кувшинчик». Конспект открытого занятия по лепке
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по лепке «Кувшинчик»
Цель:
• Учить детей создавать изображение посуды (кувшинчик с высоким горлышком) из целого куска пластилина ленточным способом.
• Учить сглаживать поверхность изделия пальцами.
• Закреплять навыки аккуратной лепки.
• Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, очищать доски от остатков пластилина.
• Формировать у детей предпосылки учебной деятельности.
• Обогащать представления детей о мире предметов.
Оборудование и материал:
Демонстрационный материал: кувшины, иллюстрации с изображением разных кувшинов.
Раздаточный материал: пластилин, доски для пластилина, салфетки, колпачки, стеки.
Словарная работа: ножка, тулово, шея, венчик, ленточный способ.
Методика проведения:
Воспитатель вносит в группу большой кувшин:
- Ребята скажите мне, пожалуйста, что я держу в руках?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, это кувшин. Сегодня я вам хочу предложить слепить каждому свой кувшинчик.
Воспитатель:
- Ребята посмотрите на экран рассмотрим разные виды кувшинов.
Кувшины бывают с одной ручкой, двумя ручками, есть кувшины и без ручек, кувшины бывают с носиками и без носиков. Кувшины и посуду из глины делает гончар на гончарном круге. После этого изделия отправляют в специальные печи для обжига.
А сейчас ребята рассмотрим строение кувшина.
- Посмотри пожалуйста у кувшина есть ножка, это нижняя часть, на которой кувшин стоит (воспитатель показывает на эту часть)
- Обратите внимание, если кувшин положить на бок, то нам будет видно, что ножка имеет …какую форму?
Ответы детей
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, форму круга. Давайте дальше рассмотрим наш кувшин, выше у него располагается тулово, как туловище, основная большая часть, она выпуклая, имеет округлую форму, потрогайте каждый эту часть. (дети по очереди трогают тулово). Ребята давайте повторим все вместе – тулово- основная большая выпуклая часть.
Дети повторяют вместе с воспитателем.
Воспитатель:
- Давайте выше посмотрим на кувшин, как вы думаете, как называется эта часть? (Воспитатель показывает на шейку кувшина)
Ответы детей
- Молодцы, ребята, вы почти угадали, горлышко у кувшина называется шейка.
- И заканчивается наш кувшин венчиком (воспитатель показывает на самую верхнюю часть.
- А еще, если вы обратили внимание у некоторых кувшинчиках есть носик и ручка, за которую можно поднять кувшин.
Воспитатель:
- Сегодня я вас научу создавать кувшинчик из пластилина ленточным способом, у меня есть кусок пластилина, его нужно размять. Вспоминаем ребята как мы это делаем с вами.
Воспитатель:
- Хорошо, Юсуф, правильно, а для чего, скажи, пожалуйста?
Воспитатель:
- Правильно, для того чтобы пластилин был мягким и пластичным.
Воспитатель:
- Теперь ребята, когда пластилин размят и он пластичен, мы отставим в сторону небольшой кусочек пластилина,а из остального мы будем раскатывать колбаски. Колбаску нужно раскатать вот до такой толщины. (воспитатель показывает готовую колбаску).
Воспитатель комментирует и подсказывает:
- Если колбаска становится слишком длинной, можно ее разделить на части, так будет удобнее раскатывать до нужной толщины.
Сейчас я вам расскажу и покажу что мы с вами делаем дальше, слушайте и смотрите все внимательно. Берем нашу колбаску в руки и поднимаем ее с доски, на весу мы ее сплющиваем и делаем из нее ленту вот так (воспитатель показывает и объясняет, двумя пальчиками расплющиваем колбаску с верху в низ постепенно, делая ленту одной толщины, не слишком тонкую, чтобы она не рвалась, и не слишком толстую вот так. (воспитатель демонстрирует готовую ленту)
- Теперь ребята, когда вы расплющили колбаску берем колпачок и наматываем на него готовую ленту, для начала в один слой, так чтобы лента краями прилегала плотно к друг другу, но не наматывалась в несколько слоев, чтобы не было видно колпачок — вот так. (Воспитатель демонстрирует как наматывать ленту на колпачок.)
- Если ленты недостаточно, чтобы обернуть полностью колпачок, берем пластилин и делаем еще одну ленту, оборачиваем. Если наоборот она длиннее, то отрываем лишний кусочек.
- Ребята мы с вами рассмотрели строение кувшина, и можем сказать, что самой большой частью является…
Ответы детей
Воспитатель:
- Правильно, тулово, а это значит, что нам с вами, что нужно сделать? Как ты думаешь Маша?
Ответ Маши.
Воспитатель:
- Молодец Маша, для того чтобы у нас появилось тулово нам нужно накрутить, или намотать несколько слоев ленты из пластилина на нижнюю часть колпачка, при этом оставить место для шеи. Посмотрите, как делаю это я. (воспитатель демонстрирует).
- Теперь ребята, рассмотрите ваши работы, похожи они на кувшинчики?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Да ребята не совсем, если мы с вами вернемся к нашему кувшинчику и потрогаем его, то стенки у него какие?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, стенки у кувшинчика гладкие, что же нужно нам сделать чтобы наш кувшинчик был такой же гладкий?
Ответы детей.
- Да, нам нужно разгладить все неровности нашего кувшинчика, при это нам нужно с вами сформировать венчик, если мы будем пальчиками гладить к верху, то у нас место где находиться венчик будет утолщаться, и мы свами сможем сформировать венчик. (Воспитатель демонстрирует) .
- Посмотрите теперь мой кувшинчик похож на настоящий?
Ответы детей.
Воспитетель:
- Да, но чего-то все-таки не хватает?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Все вы правы кувшинчику не хватает ножки! Итак, мы с вами определи, что ножка выглядит как круг, поэтому для этого нам нужно с вами скатать небольшой шарик и расплющить его в круг, далее мы этот круг прижимаем к дну кувшинчика, и сглаживаем, примазываем круг к кувшинчику.
Теперь ребята можете пройти на свои места и приступать к выполнению работы, но перед этим мы немножко отдохнем
Ребята выполняют самостоятельную деятельность, воспитатель наблюдает, подсказывает и напоминает.
Воспитатель:
- Те ребята которые хотят сделать кувшинчик особенным могут сделать ручку и носик, или нанести узор стекой.
Дети продолжают деятельность.
По окончанию деятельности, ребята относят свои поделки на выставку, и вместе рассматриваю и анализируют их.
Воспитатель:
- Ребята, вам нравятся ваши кувшинчики?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А чей кому нравиться больше и почему?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Ребята посмотрите, какие разные кувшинчики у нас с вами получились, одни пузатенькие, другие с длинной шеей, одни с узорами, другие гладкие, одни с носиком и ручкой, другие без. Вы все большие молодцы!