Елена Игоревна Банщик
Конспект открытого занятия педагога-психолога «Спешим на помощь!»
▼ Скачать
Конспект открытого занятия педагога-психолога
«Спешим на помощь!»
Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять умения детей в работе с интерактивной доской.
• Упражнять в умении находить слова, противоположные по значению.
• Упражнять в умении работать по образцу.
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия педагога-психолога „Спешим на помощь!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать).
• Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).
• Развивать зрительно-моторную координацию и зрительно-пространственную ориентацию.
• Развивать фантазию и воображение.
• Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• Сплочение группы через выполнение совместных заданий.
• Воспитывать умение работать в парах, умение договариваться, считаясь с интересами, желаниями другого.
• Воспитывать сочувствие к персонажу, желание оказать помощь.
Группа:Подготовительная.
Тема – «Психологическая подготовка детей к школе".
Тип занятия: комплексное с элементами тренинга.
Время реализации: 30 минут.
Количество детей: 8 человек.
Оборудование:
Интерактивная доска, магнитофон, диск "Речевые игры", ноутбук, флешкарта, видеопрезентация, световая установка, мяч, песочница с кварцевым песком, песочный световой стол, предметы для задания "Песочные прятки" (ракушки, морская звезда, камешки, мелкие игрушки, пуговицы, звёзды с номерами, музыкальное сопровождение для релаксации, карты-схемы для задания "Составь по образцу", листы белой бумаги, фигуры разного цвета (для работы в парах, атрибуты для аппликации по количеству детей (клеёнка, клей-карандаш, тряпочка).
Технологии:
-Здоровьесберегающие;
-Информационно — коммуникативные;
- Песочная терапия.
Методы:
1. Методы организации и осуществления познавательной деятельности:
- метод наглядной передачи информации (зрительное восприятие информации и практическая деятельность детей);
- метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации).
2. Методы стимулирования и мотивации:
- сюрпризный момент;
- проблемно – поисковый;
- практический.
3. Методы контроля и самоконтроля:
- самоконтроль и взаимоконтроль.
4. Специальные методы:
- релаксация «Звуки природы»;
- мимическая гимнастика;
- мультипликационные ролики;
- прием «Мозговой штурм».
Ход занятия.
Приветствие "Я рад видеть тебя".
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт
(дети с психологом входят в зал, встают полукругом, приветствуют гостей, затем проводится упражнение).
Слайд 1 Неожиданно звучит сигнал «sos» (со звуком)
Мотивация.
Психолог. Ребята, что это? Сигнал «sos» - значит "спасите". Кому-то нужна наша помощь.
Слайд 2 Робот (тёмный фон) просит жителей планеты Земля помочь жителям его планеты, найти и зажечь звёзды.
Вопросы:
- Кому нужна наша помощь? (жителям планеты роботам)
- Что произошло на планете роботов? (планета столкнулась с метеоритом, из-за чего погасли звёзды и исчезли жители)
- Что нужно сделать, чтобы помочь? (найти звёзды и зажечь их)
Ну что, ребята, вы готовы помочь? А на чём можно отправиться в космическое путешествие? (ответы детей) Давайте отправимся в полёт на космическом корабле. А вы трудностей не боитесь? Тогда в путь.
Слайд 3 Вселенная (звук ракеты)
Упражнение «Полёт»
Психолог. Вставайте в круг, мы отправляемся в полет.
Давай с тобой обнимемся
И над землей поднимемся.
(Кладут руки друг другу на плечи)
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.
(Поднимают руки вверх и становятся на носочки)
Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
(Выполняют вращательные движения кулачками)
Что же там за горизонтом,
Мы узнать скорей хотим.
(Движение "смотрят в даль", не отрывая стоп от пола)
- Ребята, мы с вами попали в невесомость, давайте покажем как меняются наши движения (становятся медленными и плавными) Звучит музыкальное сопровождение.
- Нам пора приземляться, внимание!
Звук ракеты - приземление.
Основная часть.
Психолог. Ребята, где мы с вами оказались? Посмотрите как красиво, всё мерцает вокруг (включается световая установка, свет выключается, звучит «волшебная» музыка).
- Ребята, помните, робот говорил, что оставил для нас подсказки.
Слайд 4 Белые звёзды с номерами (включается свет, выключается световая установка и музыка).
Ничего не понятно, как же использовать эту подсказку на планете? Вы ничего необычного не замечаете? (дети смотрят по сторонам и замечают звёзды с цифрами на стенах группы)
- Как вы думаете, с чего мы начнём? (конечно же с цифры 1) Дети находят звезду №1 на ковре и встают в круг.
Психолог. Чтобы звёздочка смогла вернуться на своё место и засиять, нужно выполнить звёздное задание.
Задание №1 Упражнение «Противоположности» (с мячом)
Цель: совершенствовать логическое мышление детей.
Психолог. Прежде чем дать ответ, хорошенько подумайте. Я назову слово, а вам нужно назвать слово, противоположное по значению моему слову.
твёрдый - мягкий
сухой - мокрый
правый - левый
звонкий - глухой
маленький - большой
добрый - злой
грустный - весёлый
длинный - короткий
высокий - низкий
узкий - широкий
Психолог. А теперь задание усложняется.
больше - меньше
выше - ниже
шире - уже
твёрже - мягче
короче - длиннее
правее - левее
грустнее - веселее
злее - добрее
вверх - вниз
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вы оставайтесь на своих местах, а я проверю, сможем ли мы зажечь (После выполнения задания педагог прячет звезду за экран).
Слайд 5 Мерцающая звезда красного цвета (аплодисменты)
Слайд 6 Робот и одна звезда.
Психолог. Звезду с какой цифрой мы будем искать дальше? (дети подходят к звезде №2 около песочного стола)
- Давайте посмотрим, какое здесь нужно выполнить звёздное задание.
Задание №2 Упражнение «Песочные прятки»
Цель: развивать тактильную чувствительность, совершенствовать зрительно-пространственную ориентацию, память.
1этап.
Психолог. Дети, посмотрите, что это? (это песок)
- Давайте с ним поздороваемся только правой ладошкой, а левую руку спрячем за спину (дети кладут одну ладонь на песок)
- Расскажите о своих ощущениях, какой песок? (мягкий, прохладный, приятный, ласковый и т. д.)
Далее дети, погружая руки в песок, находят по одному предмету и называют его.
2 этап.
Дети подходят к световому столу и встают в одну линию.
Слайд 7 Слайд с инструкцией №1
- Ребята, внимательно посмотрите на свои предметы и на схему. Сейчас нужно подойти к световому столу только тем ребятам, у кого в руках такие же предметы. Нужно запомнить в каком углу находится каждый предмет, в правом или левом, в верхнем или нижнем (даётся 10 секунд).
Слайд 8 Дети по памяти раскладывают предметы на световом столе. Слайд 7 Обсуждение и проверка задания.
Слайд 9 Слайд с инструкцией №2
Таким же образом выполняют задание остальные дети.
Слайд 10 Дети по памяти раскладывают предметы на световом столе.
Слайд 9 Обсуждение и проверка задания.
- Отлично, ребята, и с этим заданием вы очень хорошо справились. Давайте посмотрим, засияет ли наша звезда (После выполнения задания педагог прячет звезду за экран).
Слайд 11 Мерцающая звезда зелёного цвета (аплодисменты).
Слайд 12 Робот и две звезды.
Релаксация «Звуки природы» (с элементами мимической гимнастики)
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, расслабление, внушение настроения.
Психолог: Мы все немного устали, давайте отдохнем (дети проходят на ковёр, звучит музыкальное сопровождение).
Инструкция. Давайте сядем удобно (можно «по-турецки», кисти рук положим на колени ладонями. Дыхание ровное и спокойное.
Мы с вами мысленно перенесёмся на планету земля. Закройте глаза и слушайте звуки леса.
Светит солнце. По весеннему радостно поют птицы… Почувствуйте, как ласковое солнышко согревает вас…Улыбнитесь ему в ответ.
Но вдруг набежали чёрные тучи, закрыли собой наше солнышко. Ах, какая грозная туча (дети хмурятся, изображая тучу).
Налетел сильный ветер (вдох-носом, сильный выдох-ртом).
Стал ветер раскачивать гибкие ветви деревьев (дети поднимают руки вверх и раскачиваются).
Пошёл дождь, сначала редкий (дети ударяют пальцем одной руки по ладони другой руки, дождь становится сильнее (всеми пальцами, пошёл ливень (громко хлопают в ладоши)
Дождь закончился и снова выглянуло солнышко. Давайте поднимем лицо к солнцу и почувствуем, как согревается нос (дети стараются шевелить только носом, щёки, брови и лоб, губы и подбородок.
Солнышко светит ярко, нам уютно и спокойно (дети потягиваются и медленно поднимаются ковра).
Психолог. Ну что, ребята, отдохнули? Как вы себя чувствуете? Нам ведь пора возвращаться на планету роботов.
- Звезду с какой цифрой мы будем искать дальше? (дети подходят к звезде №3 около столов для продуктивной деятельности)
- Чтобы звёздочка смогла вернуться на своё место и засиять, нужно выполнить звёздное задание.
Задание №3 Упражнение «Составь по образцу»
Цель: упражнять в составлении целого из частей, совершенствовать зрительное восприятие, развивать умение работать в паре, умение договариваться, уступать друг другу.
- Ребята, на этой планете робот остался совсем один, ему одиноко и грустно. Чем мы можем помочь роботу? Давайте сделаем для него новых друзей?
- Чтобы приступить к выполнению задания, нужно разбиться на пары. Помогут вам эти карточки.
1 этап. Дети делятся на пары. Для этого раздаются карточки с половинками персонажей из одного мультфильма, в опоре на которые дети находят друг друга и встают в пары (называют героев и мультфильм).
- Но это ещё не всё, чтобы всё получилось, вам нужно будет суметь договориться друг с другом. Давайте парами пройдём за столы.
2 этап. На столах лежат образцы роботов и принадлежности для аппликации. Дети образовавшимися парами садятся за столы и на чистых листах по образцу (вместо цветов написаны буквы) выполняют аппликации, договариваясь кто какой цвет будет брать (напомнить о правилах работы с клеем).
Слайд 13-16
- А теперь давайте проверим, всё ли правильно вы сделали? (Каждая пара детей сопоставляет свои работы с образцом на экране)
Работы детей выставляются около экрана интерактивной доски.
Психолог. Давайте посмотрим, засияет ли наша звезда (После выполнения задания педагог прячет звезду за экран).
Слайд 17 Мерцающая звезда синего цвета (аплодисменты).
Слайд 18 Робот и три звезды.
Психолог. Посмотрите, сколько звёзд мы уже нашли? (целых три)
- Звезду с какой цифрой мы будем искать дальше? (дети подходят к звезде №4 около интерактивной доски)
- Давайте посмотрим, какое задание ждёт нас здесь.
Интерактивная игра «Танец с папуасами»
Задание №4 Упражнение «Волшебный экран»
Цель: совершенствовать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление и зрительное внимание, умение высказываться полным предложением.
Психолог. Вы знаете, на этой планете кроме робота каким-то образом уцелели весёлые и необычные обитатели – папуасы. Ребята, хотите увидеть зажигательный танец папуасов и поучаствовать в нём? Тогда внимательно слушайте вопросы (в заключение игры дети танцуют финальный танец папуасов).
- Ну, что же, ребята, весёлый был танец у папуасов? Вы зарядились хорошим настроением?
Психолог. Ребята, вы большие молодцы! Давайте посмотрим, засияет ли наша звезда (После выполнения задания педагог прячет звезду за экран).
Слайд 19 Мерцающая звезда жёлтого цвета (аплодисменты, клич «мы-молодцы!».
Слайд 20 Робот (на светлом фоне) и четыре звезды.
Слайд 20 (звуковое сопровождение) Робот радуется и благодарит детей за оказанную помощь.
Слайд 21 Сюрприз от робота (звучит музыкальное сопровождение, включается световая установка).
Психолог. Ребята, вам понравился сюрприз от робота? (Да) Действительно, замечательный сюрприз. А нам с вами пора возвращаться домой на планету… (Земля).
Упражнение "Полёт домой "
Психолог. Давайте пройдём на космический корабль, встанем в круг и положим руки друг другу на плечи. Внимание, взлетаем
Слайд 22 Вселенная (звук ракеты)
Давай с тобой обнимемся
И над землей поднимемся.
(Кладут руки друг другу на плечи)
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.
(Поднимают руки вверх и становятся на носочки)
Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
(Выполняют вращательные движения кулачками)
На родную нам планету
Поскорей попасть хотим.
(Движение "смотрят в даль", не отрывая стоп от пола)
Рефлексия (Дети садятся на ковёр)
Психолог. Ребята, пока мы летим, давайте обсудим наше путешествие.
- Вам понравились приключения?
- Какие чувства вас переполняют?
-Какое из заданий вам показалось самым сложным? Самым интересным?
- Какое – самым легким? Что вам понравилось больше всего?
(Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями)
- Я очень рада была попутешествовать вместе с вами!
Психолог. Давайте возьмём друг друга крепко за руки. Внимание, приземляемся! (звук ракеты - приземление)
Психолог: Вот мы и вернулись с вами обратно.
Упражнение "Всем, всем хорошего настроения"
Цель: закрепить положительный эмоциональный настрой.
- Ребята, давайте поделимся хорошим настроением не только друг с другом, но и с нашими гостями (дети выстраивают в центре круга пирамиду из кулачков и произносят слова).
- Наша встреча подошла к концу, до свидания!