Инна Шурупова
Конспект открытого занятия «Знакомство с гончарным искусством Древней Греции» для ПДО «Древняя керамика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества «Крылатый»
План-конспект учебного занятия
объединения «Креативная игрушка»,
используемого в качестве углубленного занятия
по изучению истории
«Древняя керамика», знакомство с гончарным искусством Древней Греции через изготовление античной вазы
Автор: педагог дополнительного образования
Шурупова Инна Викторовна
Публикация «Конспект открытого занятия „Знакомство с гончарным искусством Древней Греции“ для ПДО „Древняя керамика“» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Воронеж 2019 г.
Тема занятия : «Древняя керамика»
Цель: углубление и расширение знаний учащихся по истории Древней Греции, в частности по искусству вазописи с изготовлением античной вазы в технике бумагопластики.
Задачи:
• Образовательные:
- ознакомить детей с искусством Древней Греции;
-дать представление таким понятиям как «керамика»;
-познакомить с основными формами греческих сосудов.
• Развивающие:
- развивать творческую активность;
- способствовать развитию воображения, эстетического вкуса при изображении античной вазы.
• Воспитательные:
- приобщать и воспитывать уважение к ценностям мировой культуры.
Методы и приемы: словесные, практические.
Оборудование и материалы для занятия :
-Презентация на тему «Древняя керамика», образцы древних сосудов, готовые шаблоны ваз, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры,
Ход занятия.
1 .Организационный момент.
• Сообщение о цели предстоящей работы.
• Проверка готовности к уроку.
2. Основная часть.
- Здравствуйте! Я представляю вашему вниманию занятие для учащихся 5-6 классов. На нашем занятии мы углубляем и расширяем знания по истории Древнй Греции, в частности по искусству вазописи.
-Знаете ли, вы, ребята, что-нибудь о Древней Греции? Древняя Греция – страна с богатым прошлым, давшая начало всей европейской культуры. Она дала миру большое количество известных людей - философов, скульпторов, музыкантов, математиков, поэтов и ремесленников.
- Ребята, приглашаю вас на археологические раскопки! Зачем нам нужны археологи? (находят посуду, украшения, древние города, монеты, предметы быта – по которым мы можем судить об древней цивилизации, об эволюции человека).
Отправимся мы на чудесный греческий остров Кипр, где находится крупнейший Кипрский Археологический музей, сохранивший у себя богатейшую коллекцию древних реликвий (скульптуры, монеты, а также вазы)
Вопрос детям:
- Может быть, кто-нибудь из вас был в Археологическом музее и может поделиться своими знаниями? (слушаются выступления детей)
Педагог :
- Сегодня искать мы будем древние керамические изделия. Гончарное искусство подарило нам множество удивительных произведений
-Для начала давайте узнаем, что же обозначает слово «керамика»?
Слушаются ответы ребят.
«Керамика – изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали. Керамика была вечной спутницей жизни древнего человека. Она украшала его хижину, в ней хранили семейные припасы, она была наградой победителю (кубок). Греческие гончары (мастера, работающие с глиной) изготавливали самые разнообразные по величине, форме и назначению сосуды»
Технические приемы при изготовлении расписных ваз были везде одинаковы. Они состояли в следующем: гончар брал тонкую, хорошо просеянную и перемятую глину и, вылепив из этого материала руками общую, ещё грубую форму сосуда, обтачивал его и отделывал на гончарном станке; при этом ручки и шейка вазы изготовлялись отдельно и уже потом приставлялись к вазе. Глина употреблялась иногда (особенно в древнейшую пору) в естественном своем виде, без всякой примеси окрашивающих веществ, а иногда к ней прибавлялась какая-либо краска, для придания материалу тона, более приятного для глаза. После того как сосуд уже окончательно получил надлежащую форму, его сушили на солнце или слегка обжигали в печи, так, чтобы глина не утратила вполне своей мягкости. Вазы имели огромное разнообразие форм и предназначались для разных целей. Каждый вид имел своё название.
Сосуды для вина и воды Сосуды для благовоний
и свадебных обрядов
Сосуды для
хранения продуктов
Вдохновившись искусством древних мастеров, попробуем создать композицию на тему старинных ваз.
3. Аппликация с дорисовкой "Древние вазы".
Рассмотрите различные формы ваз. Потренируйтесь их рисовать. Можно взять бумагу в клеточку и нарисовать симметричное изображение вазы. Если вырезать и сложить пополам, можно проверить, насколько удалась симметрия.
Таким же образом нарисуйте выкройку для вазы. Выкройку делайте крупнее, от 15 см высотой. Можно выкроить только половину вазы.
Подберите цветную бумагу разных оттенков, напоминающих глиняные сосуды.
Сложите бумагу пополам, обведите выкройку и вырежьте вазу.
Теперь начнём состаривание. Можно делать мазки сухой пастелью или угольной палочкой.
- После того как сосуд был изготовлении и высушен он поступал в руки к живописцу. Давайте вместе рассмортрим варианти росписи сосудов. (Презентация)
Сначала в моде были простые цветочные и спиральные мотивы, которые наносились белой краской на чёрный матовый фон.
Позже изменяется стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской.
Около 1050 г. до н. э. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы. Чередование геометрических узоров рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями.
Некоторые мастера-гончары и вазописцы оставляли на вазах свою подпись.
Выберите узоры для росписи ваз. Какой вам больше понравился? Растительный, морской или поздний, с правильными узорами? Можете попробовать разные.
Для росписи наших ваз лучше всего подойдут мелки (для самых старинных) или фломастеры и маркеры.
Выберите узоры для росписи ваз. Какой вам больше понравился? Ранний геометрический, морской или поздний, с правильными узорами? Можете попробовать разные. Можно нарисовать вазу с осьминогом и другими обитателями моря.
Вы можете скопировать старинную вазу или придумать свою роспись из этих элементов. Если хотите, поставьте на вазе своё имя, как древний мастер Никостенес.
Попробуйте разместить вазы на разном фоне.
Подумайте, где будет стоять ваша ваза: в музее, на полочке в доме, на окошке? Возможны разные варианты.
Когда вы определились с композицией, осталось приклеить вазы на основу (клеящим карандашом, не размачивая бумагу) и завершить оформление.
Подумайте, где будет стоять ваша ваза: в музее, на полочке в доме, на окошке? Возможны разные варианты.
Когда вы определились с композицией, осталось приклеить вазы на основу (клеящим карандашом, не размачивая бумагу) и завершить оформление.
Если какие-то вазы вышли не слишком удачно, не беда. Их можно "разбить", то есть разрезать на кусочки-черепки и склеить композицию "Археологические раскопки".
4. Подведение итогов урока.
Экспресс-выставка «Античная керамика». (По мере выполнения работ, сосуды выкладываются на фон)
-Вижу, многие из вас уже справились с заданием. Пожалуйста, расскажите о своем сосуде.
-Ребята, посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась.
(Педагог читает стихотворение «Античные вазы» О. Тарутина (включу в презентацию)
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь, вазы!”, - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись.
И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики вазы,
и каждая ваза - с рисунком-рассказом!
. Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот - Одиссей, подающий советы.
А это - кентавры. А это. А это.
Но мы описать, и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
5. Рефлексия.
Ну вот и подошло к завершению наше увлекательное путешествие по музеям Древности. Какие чувства вы испытываете, ребята? Продолжите, пожалуйста, фразу :
- На уроке мне больше всего запомнилось…
-На уроке мне больше всего понравилось…