Надежда Валентиновна Щуклова
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста «Вовка в тридевятом царстве»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Цель занятия : выявить полученные знания, представления, умения детей по блокам «Считалочка», «АБВГДЕйка», «Окружающий мир», «Родное слово».
2.1. Образовательные задачи:
• закрепить умения детей определять гласные и согласные буквы;
• закрепить умение писать графические диктанты;
• закрепить умение определять по картинке сюжет сказки и называть сказку и ее автора;
• закрепить знания по окружающему миру – деревья хвойного и смешанного лесов;
• упражнять в умение детей делить фигуры по цвету, размеру и форме;
Темочки:
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• упражнять в умение подбирать к существительному прилагательное;
2.2. Развивающие задачи:
• развивать слуховое и зрительное внимание, сообразительность;
• развивать логическое мышление;
• развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность.
• развивать умение отвечать на вопрос педагога полным ответом;
2.3. Воспитательные задачи:
• воспитывать стойкий интерес к знаниям, умение сопереживать герою сказки;
• создать хорошее настроение;
• воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества;
• умение слушать педагога и товарищей;
• желание и умение работать в коллективе и по подгруппам;
3. Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал:
• картинки из сказок : «Пирог», «Крылатый, мохнатый и масляный», «Хвосты», «Три поросенка», «Айога»и «Мышка Вострохвостик»;
• забор для сказок;
• корзинки с «пирожками» на гласными и согласными буквы;
• плакат с изображением моря и золотой рыбки;
• сундук;
• печка и лебеди из сказки «Гуси лебеди»;
• Василисы Премудрые;
• портрет Вовки;
• забор для картинок из сказок. «Пирог», «Крылатый, мохнатый и масляный», «Хвосты», «Три поросенка», «Айога»;
• письмо от сороки – белобоки;
• 2 подноса для пирожков;
• 3 мольберта;
• пластиковые банки для варенья.
Раздаточный материал:
• листы в клетку для графического диктанта;
• графитный карандаш;
• «пирожками» с гласными и согласными буквами;
• предметные картинки с хвойными и лиственными деревьями;
• предметные картинки с «улыбающимися» и «грустными» фруктами и ягодами;
• геометрические фигуры разного цвета, формы и размера;
• пирожки.
Методы и приё мы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки.
Развивающая среда: кабинет оформлен в виде игровой комнаты с объёмными и мобильными плакатами большого размера.
4. Ход занятия :
4.1. Вводная часть занятия :
Организация группы:
-Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие.
Сообщение темы, целей:
Путь будёт нелегким, но нас ждут интересные задания, приятные сюрпризы. И так мы начинаем наше путешествие.
4.2. Основная часть:
Педагог: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям. Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Педагог: Ребята, я сегодня получила письмо от сороки - белобоки. Давайте его с вами прочитаем. (Читаю письмо).
Ребята!
Слушайте, меня, внимательно!
Запомните все обязательно!
Я только что видела издалека:
Солнце над морем и облака,
В море на острове царство стоит.
Мальчик на острове грустный сидит.
Помогите ему скорей!
Потому что неизвестно,
Что может с ним случится
Этот мальчик совсем
Не хочет учиться.
Педагог: Вы знаете, ребята, кто этот мальчик?
Дети: Нет.
Педагог: А я кажется, знаю, о ком нам сорока - белобока написала. И кому, я думаю, нужна наша помощь. Вы готовы помочь ему?
Дети: Да.
Педагог: Тогда слушайте. В некотором государстве жил был Вовка. (Показываю портрет Вовки). Жил не тужил, ничего не знал. Был он хвастливым, ленивым, ничего не умел делать, да и не хотел учиться. Он мечтал о сказочной жизни, где с ним и произошли приключения. Сегодня мы отправимся в эту волшебную сказку вместе с ее героем. Но чтобы попасть нам в эту сказку, нам с вами нужно нарисовать путь, т. е. по какой дороге мы с вами пойдем. А рисовать наш путь мы будем с помощью графического диктанта. Сейчас вы сядете за столы, и будете писать графический диктант, который я вам продиктую. Только вы, пожалуйста, будьте внимательны и правильно его напишите, иначе мы с вами не попадем в сказочную страну и не поможем Вовке. (Дети пишут графический диктант).
Педагог: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо и т. д.
Педагог: Молодцы. Все правильно нарисовали нашу дорогу на сказочный остров. Слушайте, что было дальше. Вошел Вовка в книгу «Сказки» и попал во двор к сказочному царю, который сам красил царский забор. Я - Вовка! А в царство твоё я пришёл, чтобы в школу не ходить. Ведь у вас тут и делать-то ничего не надо, только пожелай - и всё тебе будет. За то, что Вовка ничего не хотел делать сам, а царь таких не любил, он позвал стражу и велел посадить его в тюрьму. И чтобы этого не произошло с нашим героем давайте его выручать.
Царь красил царский забор, а Вовка его отвлек от этой работы. Вот этот забор. На заборе картинки со сказками. Мы с вами должны будем, отгадать из какой они сказки и назвать их авторов. Вы готовы выполнить это задание?
Дети: Да.
Педагог: Я читаю отрывок из сказки, а вы должны сказать название сказки и кто ее написал. Слушайте внимательно.
1. Лиса первая поспела, выбрала себе хвост пушистый, мягкий, пошла домой довольная, вертит хвостом, любуется.
2. Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается.
Так, говоришь, на сметане мешан?
Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
3. Но тут он поднял голову и вдруг за метил большую, широкую трубу на крыше.
Ага! Вот через эту трубу я и про берусь в дом! — обрадовался волк.
Он осторожно влез на крышу и прислушался. В доме было тихо.
4. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у нее в крылья превратились.
5. Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята : надо мне к ярмарке холста наткать. А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
6. Каждый день она садилась у входа в норку, грызла зёрнышки и поглядывала на реку. Смотрела, как по реке, к далёким берегам, плывут ладьи под парусами.
Педагог: Молодцы, вы правильно выполнили задание и спасли Вовку от стражи царя.
Педагог: А Вовка испугавшись, что стража посадит его в тюрьму, побежал и попал на страницу «Сказки о рыбаке и рыбке».
Эй, Золотая рыбка, - крикнул он с берега. - Ты что, не слышишь, что ли? Я хочу, чтобы ты.
Что! - возмутилась рыбка. - А ты сплёл невод, ты меня поймал? Палец о палец не ударил, а туда же. Ребята, чтобы с Вовкой не случилось беды, давайте поможем ему выполнить задание Золотой рыбки. А Золотая Рыбка хотела попросить Вовку посадить вокруг ее моря лес. Но лес должен быть необычно посажен. В левой верхней стороны нужно посадить хвойные деревья, а с правой нижней стороны смешанный лес.
Педагог: Вы сейчас будете самостоятельно сажать лес. Девочки сажают хвойный лес на верхнем левом берегу, а мальчики справа на нижнем берегу сажают смешанный лес. (Дети выполняют задание).
Педагог: Почему лес называется хвойным? (Ответы детей).
Педагог: Почему лес называется смешанным? (Ответы детей).
Педагог: Какие хвойные деревья вы знаете? (Ответы детей).
Педагог: Какие деревья растут в смешанном лесе? (Ответы детей).
Педагог: А если в лесу будут расти одни березы, как будет называться такой лес? (Ответы детей).
Педагог: А если в лесу будут расти одни дубы, как будет называться такой лес? (Ответы детей).
Педагог: А если в лесу будут расти одни сосны, как будет называться такой лес? (Ответы детей).
Педагог: А если в лесу будут расти одни ели, как будет называться такой лес? (Ответы детей).
Педагог: Молодцы, вы правильно выполнили задание. Я думаю, что нам с вами нужно отдохнуть. Физ. минутка в самый раз пригодилась бы сейчас.
Физ. минутка
Стоит дворец у дорожки, (Дети складывают домик из ладоней).
Разноцветные окошки. (Показывают руками окошки, поворачиваясь в стороны).
Мы ворота открываем, (Дети разводят руки в стороны).
Ко дворцу мы подбегаем. (Дети бегут на месте).
На носочки мы встаем,
До окошек достаем. (Дети встают на носочки).
А теперь мы приседаем, (Дети приседают 1 раз).
И по лестнице шагаем. (Ходьба детей на месте, высоко поднимая колени).
Во дворец вошли и сели,
Принимаемся за дело. (Дети садятся на свои места).
Педагог: Молодцы. А теперь я предлагаю отдохнуть нашим гостям и поиграть.
(Проводится физ. минутка с родителями).
У кого есть дочка – поднимите правую руку;
У кого есть сын – поднимите левую руку;
У кого есть сын и дочка – поднимите обе руки;
У кого есть внучка - поднимите правую руку;
У кого есть внук - поднимите левую руку;
Кто любит свою семью и дорожит ею – поднимите обе руки и помашите ими.
Педагог: Хорошо мы с вами отдохнули, давайте узнаем куда дальше отправился Вовка и кто ему встретился на пути. А встретились ему Василисы Премудрые. Пожалели они его и решили научить своим премудростям. Опять учиться? - испугался Вовка. - Не хочу! Давайте поможем ему выполнить задание от Василис Премудрых. А приготовили они ему геометрические фигуры! (Показываю фигуры). Видите, все фигуры перепутаны. Давайте вспомним с вами, по каким признакам могут изменяться фигуры? (Ответы детей. Раздаю каждому ребенку по фигуре).
Педагог: Давайте вами выложим на мольберт все фигуры красного цвета. (Дети выполняют задание).
Педагог: Давайте вами выложим на мольберт все фигуры синего цвета. (Дети выполняют задание).
Педагог: Давайте вами выложим на мольберт все фигуры зеленого цвета. (Дети выполняют задание).
Педагог: Что вы, заметили у фигур красного цвета? (Дети высказывают свое мнение).
Педагог: Что вы, заметили у фигур синего цвета? (Дети высказывают свое мнение).
Педагог: Что вы, заметили у фигур зеленого цвета? (Дети высказывают свое мнение).
Педагог: Давайте разделим с вами фигуры по размеру. Вы каждый возьмете свою фигуру и поставите ее по размеру на мольберты. (Дети выполняют задание).
Педагог: Какой формы у нас фигуры?
Дети: Квадраты, треугольники, круги, овалы, многоугольник.
Педагог: Давайте разделим с вами фигуры по форме, но только на 2 группы, а
не на 4. (Дети выполняют задание).
Педагог: Почему вы так разделили фигуры? (Дети высказывают свое мнение).
Педагог: Молодцы, вы правильно выполнили задание. Что дальше случилось с нашим героем. Куда он пошел. А пошел он туда, куда показали ему Василисы Премудрые. Попал он в сказку.
Педагог: В какую сказку он попал?
Дети: «Гуси лебеди».
Педагог: И встретил он в этой сказке печку, и так ему захотелось вкусненьких пирожков поесть. Но печка сказала, что он сам должен затопить ее, замесить тесто и поставить пирожки в печь. А мы с вами знаем, что он хвастун и лентяй. Давайте выполним задание печки. Вот пирожки, которые печка уже испекла. Но пирожки не простые. Их разложить пирожки на поднос так, чтобы пирожки с гласными буквами должны лежать на красном подносе, а с согласными буквами на синем подносе. Понятно задание?
Дети: Да.
Педагог: Я сейчас вам раздам по пирожку, а вы подумайте и положите его на нужный поднос. (Дети выполняют задания).
Педагог: А чем отличаются гласные буквы от согласных? (Дети высказывают свое мнение).
Педагог: Молодцы, вы правильно выполнили задание. А Вовка в это время взошел на гору и увидел сундук. Хотел он этот сундук открыть, но у него не получается. Давайте поможем ему открыть этот сундук. Согласны?
Дети: Да.
Педагог: У кого какие предложения, как открыть сундук?
(Высказывания детей).
Педагог: А я знаю, какие слова нужно сказать, чтобы ж этот сундук открыть. Нужно сказать: «Двое из ларца, одинаковы с лица». (Открываю сундук и достаю оттуда пирожки). Я думаю, что это печка захотела угостить вас вкусненькими пирожками, потому что вы справились со всеми заданиями.
А давайте и печке сделаем что-нибудь приятное. Согласны?
Дети: Да.
4.3. Заключительная часть:
Педагог: Я предлагаю приготовить для нее варенье. (Показываю две пластиковые банки). Но варенье необычное. Мы приготовим варенье из вашего настроения, т. е. из веселых и грустных улыбок. Ребята, если вам было интересно на занятии, то возьмите веселую ягодку или фрукт и наклейте ее на банку с улыбкой. А если кому то было не интересно, то возьмите грустную ягодку или фрукт и наклейте на другую банку. (Дети выполняют задание).
Педагог: Ребята, а если мы с вами подарим печке варенье из яблок, как оно будет называться? (Ответы детей).
Педагог: Ребята, а если мы с вами подарим печке варенье из малины, как оно будет называться? (Ответы детей).
Педагог: Ребята, а если мы с вами подарим печке варенье из вишни, как оно будет называться? (Ответы детей).
Педагог: Ребята, а если мы с вами подарим печке варенье из смородины, как оно будет называться? (Ответы детей).
Педагог: Ребята, а если мы с вами подарим печке варенье из разных ягод, как оно будет называться? (Ответы детей).
Педагог: Молодцы, ребята. Я вас всех благодарю за активное участие в занятии. И в заключение хочу прочитать для вас небольшое стихотворение.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку,
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца,
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
На этом наше занятие окончено.