Марина Александровна Горькова
Конспект открытого занятия «Декорирование открытки в технике квиллинг!»
▼ Скачать + Заказать документы
План — конспект открытого занятия :
«Декорирование открытки в технике квиллинг!»
Объединение «Мастерица», руководитель -
Направление — декоративно — прикладное;
Цель:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами декорирования открытки в технике квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Темочки:
- Аппликации в технике квиллинг
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Квиллинг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытка своими руками
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
· Обучающая: способствовать формированию представления о декорировании открыток в технике квиллинг; ознакомить учащихся с техникой декорирования.
· Развивающая: развивать воображение, мышление, творческие возможности детей; развивать интерес к дпт; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
· Воспитывающая: воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Методическое оснащение занятия :
· Образцы работ в данной технике;
· выставка иллюстраций и книг;
Инструменты и материалы:
нарезанные полоски цветной бумаги, ножницы, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, зубочистки с расщиплённым концом, клей ПВА, салфетки.
Методы обучения:
интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества).
Форма организации занятия :
Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).
Словарная работа:
· открытка;
· квиллинг;
· бумагокручение;
· бумажная филигрань;
· бумажное кружево.
План занятия.
1. Организационный этап (5 мин.)
2. Основной этап (10 мин.)
3. Контрольный этап (20 мин.)
4. Итоговый этап (5 мин.)
5. Рефлексивный этап (5 мин.)
Ход занятия.
1. Организационный этап.
Задача:
Подготовка участников занятия к работе.
Содержание:
Организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания, быстрое вхождение группы в рабочий ритм; приветствие.
Сообщение темы урока:
Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня я познакомлю вас с декорированием изделий, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.
2. Основной этап.
Задача: освоение новых знаний и способов действий (участники знакомятся с открытки и способами ее оформления).
Содержание: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применение практических заданий, которые выполняются самостоятельно участниками мастер – класса.
История открытки (слайды 2-9).
История открытки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, её внешний вид неоднократно менялся. Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники.
Ещё Родиной поздравительной открытки считают Англию, страну с богатыми традициями. Там до появления специальных открыток, поздравления писали просто на визитных карточках. Первую поздравительную открытку придумал английский художник Джон Келкот Хосли по просьбе своего друга, для поздравления с рождеством многочисленных друзей. Так в 1840 году была отпечатана и раскрашена вручную первая поздравительная открытка.
В Россию открытки долгое время возили из-за границы. Датой возникновения первой российской открытки можно считать 1898 год. Тогда выпустили первые открытки к Рождеству и Пасхе.
Открытка существует уже не первый день, за время своего существования её внешний вид и предназначение неоднократно менялись.
В самом деле, для изготовления первых открыток использовались как неожиданные материалы, так и забытые ныне способы. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк и некоторые другие материалы.
Сегодня магазины пестрят красивыми и оригинальными открытками, выполненными в самых разных техниках. Привычными стали рельефные, объемные, музыкальные открытки. Появились специальные услуги дизайнеров-оформителей по изготовлению эксклюзивных открыток. Современные технологии видоизменили традиционную "поздравишку", и теперь в подарок можно получить виртуальную открытку. А все-же авторская открытка из картона как-то милей, в ней больше тепла и человечности.
История квиллинга (слайды 10-18).
На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.
Бумага (сл. 21) Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес, иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.
Инструменты для квиллинга (сл. 22).
Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого - либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного магазина. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:
Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т. к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.
При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертё жные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
3. Контрольный этап.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями, навыками; их коррекция.
Содержание: применение устного опроса, выполнение творческого поискового задания.
Необходимо провести с обучающимися инструктаж по технике безопасности; рассказать и показать методические и технологические приёмы изготовления изделий в технике квилинга.
Инструктаж по технике безопасности :
Правила работы с ножницами:
- храните нож в определённом месте;
- кладите его в сложенном виде.
Техника квиллинга (сл. 23-25).
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаё тся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.
Практическая работа. (слайды).
Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.
Текущий инструктаж педагога. (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
· Проверка организации рабочих мест учащихся;
· Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
· Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
Физминутка (сл. 31).
4. Итоговый этап.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели: в быстром и качественном выполнении задания, правильном использовании материалов для выполнения базовых элементов, наметить перспективу последующей работы.
Содержание: после выполнения заданий организовать выставку работ и их коллективное обсуждение.
5. Рефлексивный этап (сл. 32).
Задача: мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.
Содержание: вместе с участниками занятия просмотреть выполненные задания с использованием выразительных возможностей. Активизировать ответы участников после выполнения практической творческой работы.
Заключительное слово учителя.
Вот и подошёл к концу наше необычное занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.
Что нового для себя вы узнали на занятии? Было интересно? Было трудно?
Что вы теперь можете? Чему научились? Что удивило? Что захотелось?
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни.
Приложение
Инструкционная карта