наталья алова
Конспект открытого занятия с использованием песочной терапии «Путешествие в волшебную страну Смешарию»
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен в середине XX века швейцарским психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Песочная терапия успешно использовалась в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей и взрослых. Позднее специалисты предложили систему песочных игр в целях коррекции и развития дошкольников.
Публикация «Конспект открытого занятия с использованием песочной терапии „Путешествие в волшебную страну Смешарию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Эта система меня заинтересовала, и я решила использовать элементы песочной терапии в логопедической работе с детьми, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых. В процессе работы применяла различные логопедические игры с песком, помогающие скорректировать имеющиеся у дошкольников проблемы развития речи.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
Представляю вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия с использованием песочной терапии на тему : «Путешествие в волшебную страну Смешарию»
Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять словарный запас
2. Продолжать учить пересказывать текст, с опорой на драматизацию событий используя ТРИЗ технологию
3. Закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове, в предложениях
4. Автоматизировать звуки [с]и [ш] в словах, предложении, связной речи.
Развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие на основе повторения слоговых рядов
2. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук
3. Развивать пространственное воображение
4. Развивать фонематическое восприятие и слух.
Воспитательные:
1. Воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Оборудование:
Центр песка (наполненный сухим песком);
Презентация, салфетки;
Камушки цветные, конструктор домик;
Мелкие игрушки (слон, лягушка, собака, лиса, кошка, машина, фигурки героев мультфильма «Смешарики» Совунья и Крош);
Фигурки настольного театра (дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка, капуста, свёкла);
Символы звуков [с]- «насос» и [ш]- «сдувается шина»;
Предварительная работа:
подбор речевого материала и игрушек, ознакомление с приемами ТРИЗ для сочинения новых сказок, создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство с правилами поведения в песочнице.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Логопед приглашает детей подойти к волшебным воротам…
Ребята сегодня нас ждут интересные приключения, потому что мы снова отправляемся в волшебную страну Смешарию, нас пригласил в гости Крош! Но чтобы туда попасть надо произнести волшебные слова (взрослый и дети берутся за руки и напевают слова) :
Смешария, Смешария волшебная страна.
В Смешарию, в Смешарию хочу попасть и я.
Скажу слова волшебные.
И громко попрошу,
Пожалуйста, Смешария открой ворота мне!
(после слов открываются ворота в страну)
Встречает детей смешарик Совунья.
Вот и открылась страна Смешария.
Л: Совунья покажет нам дорогу к домику Кроша. Но сначала мы должны с вами вспомнить правила поведения в песочной стране :
1. Нельзя выбрасывать песок из песочницы
2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот
3. После игры надо убрать все игрушки на свои места
4. После игры в песке надо помыть руки с мылом
II Основной этап
Л: Совунья приглашает нас отправиться в путь по Смешарии. Вы согласны? Но сначала поиграем в игру…
Л: Определи, какой первый звук в имени смешарика Совунья? Определи, какой последний звук в имени смешариков Крош, Бараш?
(ответ ребенка).
Упражнение №1
Цель: развивать фонематический слух и восприятие.
Совунья, предлагает поиграть в игру, спрячь руки в песок, если услышишь звук [с], положи руки на песок, если услышишь звук [ш].
Звук: с, р, ш, а, м, с, ш.
Слог: са, па, шо, со, до.
Слово: шапка, санки, дом, ладонь, шуба.
Л: Когда Совунья пошла нас встречать, налетел сильный ветер и все картинки, которые у неё были, разлетелись. Давайте поможем их отыскать, но для этого нам понадобится волшебная трубочка.
Упражнение №2
Цель: развивать дыхание.
(заранее в песке спрятаны карточки с символами звуков [с] и [ш])
Л: Возьми волшебную трубочку и дуй в песок. Набирай воздух через нос, не поднимая плеч, надуй живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся дуть так, чтобы воздушная струя была долгой (ребенок находит картинки с изображением символов звуков [с] и [ш], ставит их к фигуркам героев, которые расположились друг против друга).
Упражнение №3
Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] изолированно.
Л: А теперь отдохнем…и дальше пойдем. Рисуй на песке пальчиком змейку и произноси звук «Ш-Ш-Ш», а теперь рисуй длинную дорожку и произноси звук «С-С-С».
Упражнение №4
Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах.
Л: Посмотрите, впереди болотце, чтобы через него перебраться, надо прыгать с кочки на кочку. Прыгая по кочкам, произносим: са-са-са, со-со-со, ус-ус-ус и др. Теперь повернем направо и повторяем: са-ша-са, со-шо-со, су-шу-су. Молодцы, вот и перебрались через болотце. И наконец-то дошли до домика Кроша.
Упражнение №5
Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] в словах.
Л: А теперь Совунья и Крош хотят поиграть с вами. Они спрятали своих друзей в песке, вам надо их найти ( ребенок находит мелкие игрушки: слон, мышка, лягушка, собака, лиса, машина)
Молодцы! Сейчас расставь игрушки в названии которых есть звук [с] к Совунье, а со звуком звук [ш] к Крошу. У кого больше друзей?
Упражнение №6
Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] в чистоговорках.
Л: Наберите в кулачок песок и посмотрите как плавно и красиво он сыпется, пока песок сыпется мы с вами будем проговаривать чистоговорки так же красиво проговаривая звуки.
Ша-ша-ша – Саша моет малыша.
Су-су-су – воздушный шарик я несу.
Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.
Со-со-со – Миша катит колесо.
7. Драматизация сказки «Репка» на новый лад.
Цель: учить пересказывать текст, с опорой на драматизацию событий используя ТРИЗ.
Л: Ребята, а вы любите сказки? И Крош с Совуньей тоже очень любят сказки и хотят вам предложить вместе рассказать сказку «Репка» на новый лад (ребенок выбирает овощ, в названии которого есть звук [с] (капуста или картошка) и придумывает свой рассказ по мотивам сказки «Репка» используя фигуры для настольного театра.
Л: Молодцы Совунье и Крошу понравилась ваша сказка. Скажите, какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?
Л: Наше путешествие по стране Смешарии подходит к концу. Совунья и Крош приготовили для вас раскраски на память о нашем путешествии в страну Смешарию.
Итог.
III Заключительный этап. Ритуал выхода.
Л: Ребята вам понравилось гулять в волшебной стране Смешарии? Нас ждут еще много приключений. А сейчас мы попрощаемся с гостями. До новых встреч.
В результате использования элементов песочной терапии происходит логопедическое воздействие на процесс формирования связной речи и положительного эмоционального состояния детей, что повышает заинтересованность и инициативу ребенка, способствует успешности работы логопеда с дошкольниками. Можно с уверенностью утверждать, что песочная терапия, несомненно, дает положительный эффект в работе логопеда.