Лариса Мирошник
Конспект открытого урока по рассказу «Н. Артюхова. «Трусиха»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель : Мирошник Л. В.
План урока литературного чтения по теме «Н. Артюхова. "Трусиха»
ЦЕЛИ УРОКА :
• совершенствовать навыки чтения (способ чтения от слогового к целому слову, правильность, беглость, выразительность);
• формировать и совершенствовать навыки работы с текстом;
• формировать и совершенствовать монологическую форму ответа, связную речь, логическое мышление;
• учить языку данного писателя, прививать любовь к родному языку, к чтению;
• обогащать и расширять словарный запас учащихся;
• воспитывать сознательную дисциплину;
Публикация «Конспект открытого урока по рассказу „Н, Артюхова, „Трусиха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• воспитывать решительность, смелость, храбрость.
Ход урока:
-«Жужжащее» чтение- 5 минут.
Девиз урока (Слайд №1) Жизнь дана на добрые дела.
I. Орг. момент.
- Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку. но не пропала,
А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие бы желания вы хотели исполнить на уроке чтения? (Слайд №2)
(На экране расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать 100 метров. Дети объясняют, что на этом уроке мы будем делать)
II Артикуляционная и речевая разминка
а)Дыхательная разминка
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
б) Упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) Проговаривание чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
г) Чтение тихо и умерено: (Слоги для скорочтения- листы)
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
д) игра ПРЯТКИ
Среди букв спрятаны слова. Их нужно как можно быстрее найти и подчеркнуть.
тарнпудоркгмостбнкрцугщцзмабыллампацщнвбюфдвогурецинрвютжыивасымкшщслонцюдрапецзхйтбанкафызыврнымичкнигаюфдзунцшщцпомидорцьиврафвфонарьцзнкшсзмеябвлгкепунручкаыжлщедщукаиьбцзйшнкгаьрукаффхщушмтсморехжфюутжукшроытремкиноцзждынротжфцветокбьиытсаолвсаближэущнеплатьефжнущиакурицахдврнфаьбошпарварбусыэларвтолкатьыжшщкимсмотретьфюьвмру игратьйжстоять
III. Проверка дом. задания:
-Какое произведение вы читали дома? Кто автор?
-Чтобы проверить вашу память, я скажу вам несколько утверждений. Если я права- ставьте 1, если нет 0.
• К Юре обращались за помощью 4 раза.
• Первой за помощью обратилась сестрёнка.
• Она просила завязать ей шнурки на ботинках.
• В доме у Юры была кошка.
• Собаку Юрика звали Дружок.
• Мама дала Юре совет, какие хорошие дела он может сделать.
( Ответ: 010001)
VI. Рассказ о Н. Артюховой
- Как называется раздел, который мы изучаем на протяжении последних уроков?
Сегодня мы познакомился еще с одним произведением из этого раздела, прочитайте: АХИСУРТ Слайд №3
-Как называется произведение, кто автор? ПОРТРЕТ (Слайд №4)
Нина Михайловна Артюкова родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь 89 лет. Умерла она в 1990 году, она является нашей современницей. Отец Нины был известным московским книгоиздателем, в их доме постоянно бывали писатели, ученые, сотрудники издательства. В их семье был замечательный обычай: время от времени выпускали домашний рукописный журнал, в нем были и стихи, и рассказы, и рисунки, написанные детьми. И "душою" этого журнала и главным редактором была Нина. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах “Затейник”, “Мурзилка”. Её произведения о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому. Об умении по-настоящему дружить. Хорошо известны её рассказы “Совесть”, “Трусиха”, “Маринка”, “Саша-дразнилка” и др
(Показ двух – трёх книг, совет - прочитать их).
V. Словарная работа: (Слайд № 5)
• Книгоиздательство - учреждение, где печатают книги.
• Приступ - атака, штурм.
• Врассыпную - в разные стороны.
-Прибавляй по букве, учись читать слова: (Слайд № 6)
Ры-рыд-зры-взры-взрыд-навзрыд
Ви-зви-звиз-звизг-взвизгну-взвизгнула
Сы-сып-сыпну-ра-рас-врас-врассыпную.
-Читай по слогам, затем плавно: (Слайд № 7)
на чет-ве-рень-ках
о-ска-лен-ная
ос-та-но-вил-ся
клы-кас-тая
VI.Физкультминутка Слайд № 8
VII. Чтение со звуковым ориентиром:
- Чтение учителем и учениками текста «Трусиха».
- Какая из этих пословиц подходит к этому рассказу. (Слайд № 9)
- Чтение пословиц.
- Какая пословица подходит?
Физкультминутка для глаз (Слайд № 10)
VIII. Тест - опрос: - Что вы узнали о Вале?
- Валя боялась мышей, лягушек, коров, змей, пауков? (ДА)
- Валя варила ужин для кукол? (ДА)
- Грозный враг шёл на приступ? (ДА)
- Пёс нёсся через лужайку? (ДА)
- Валя бросила в него кастрюлю, а потом лопатку (нет)
- Охотник увёл собаку? (нет)
- Лохмач укусил Валю (нет)
(дети доказывая, выборочно читают текст)
IX. Беседа по содержанию
- Что произошло во время игры?
- Подтверждает ли это, что Валя была трусливой?
- Сравните, как поступили ребята, когда узнали, что собака сорвалась с цепи, и как поступила Валя.
- Что заставило Валю изменить своё поведение?
- Попробуйте представить себя на месте Вали. Какие чувства у вас могли быть в это время?
- Как вела себя Валя в такой обстановке?
- Какой же вы представляли Валю в начале рассказа, и после чтения всего рассказа?
-А как бы вы озаглавили текст?
-Храбрая девочка. Надежный друг.
-Какова же идея текста?
(Суметь преодолеть страх и спасти малыша, рискуя жизнью.)
-Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Х. Работа с дидактическим материалом (проверка по слайдам)
Рассмотрите картинки и разложите их по порядку (Слайды № 11, 12, 13, 14)
ХI. Итог урока
- С каким рассказом работали сегодня?
- Почему автор дала такое название своему произведению?
- Чему же учит этот рассказ?
ХII. Исполнение песни Марка Минкова "Дорогою добра". (Слайд № 15)