Людмила Давыдова
Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого нод по познавательному развитию "Воздух-невидимка" в подготовительной группе (естественно-научной и экологической направленности)
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
образовательные:
Публикация «Конспект открытой НОД по познавательному развитию „Воздух-невидимка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- обобщить ранее полученные знания о свойствах воздуха,
- уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
развивающие :
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь,
- развивать умение делать выводы по результатам наблюдений и экспериментов.
воспитательные:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами.
здоровьесберегающие:
-содействовать формированию навыков безопасного поведения во время экспериментов.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- одноразовые стаканчики, емкости с водой (по количеству детей);
- веера, крышки (по количеству детей);
- воздушные шары (по количеству детей);
- белые листы, карандаши (по количеству детей);
-апельсин, влажные салфетки;
-картинки для д /и «Очистим воздух»
Ход нод:
1. Вводная часть
-Ребята, сегодня утром на электронную почту нашего детского сада «Дюймовочка» пришло письмо из далекого космоса от марсиан. Послушайте, я его прочитаю: «Здравствуйте, дети! Нам очень нужна ваша помощь! Мы увидели вашу планету и нам захотелось побывать в гостях и подружиться с вами. Но вот беда- мы не знаем, есть ли на вашей планете воздух и можно ли ходить без скафандра? Ждем вашего ответа. До свидания. Наш адрес: Космос. Планета Марс. Корабль марсиан»
В: -Ну что, ребята, поможем марсианам? Прослушайте вопросы, на которые нужно дать ответ:
1. Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?
2. Можно ли воздух увидеть, услышать, почувствовать?
3. Для чего нужен воздух?
-Чтобы написать ответ, я предлагаю отправиться в нашу мини- лабораторию (одевают фартуки)
2. Основная часть
В: Скажите, ребята, а что такое воздух? (ответы)
-А сейчас я предлагаю вашему вниманию фрагмент видео «Шишкина школа»
В: Метеоролог – это профессия человека, который изучает погоду.
Атмосфера- оболочка Земли, состоящая из огромного слоя воздуха.
Итак, ребята, мы ответили на вопросы марсиан? (Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра? Для чего нужен воздух)
Переходим ко второму вопросу (Можно ли воздух увидеть, услышать, почувствовать)
Опыт 1 «Как поймать воздух?»
В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет. Мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины, надувной матрас, спасательные нарукавники, спасательный круг)
-Посмотрите, какого цвета воздух? (бесцветный, прозрачный)
Вывод: воздух бесцветный, прозрачный, не имеет формы
Опыт 2 «Сухой из воды»
(парами подходят к столу, на котором ёмкости с водой)
В: Посмотрите, что внутри этого стакана? (Стакан пуст)
В: Вы уверенны, что в нем ни чего нет? Смотрите внимательно! Плавно и ровно опускаем стакан вверх дном в ёмкость с водой. Ребята, что происходит? Входит ли вода в стакан? (нет)
Что ей мешает заполнить стакан, ведь он пуст? Может в стакане спрятался невидимка?
В: Давайте опустим его глубже и потихоньку наклоним в сторону (воздух с бульканьем устремляется вверх в виде пузырей, исчезающих на поверхности).
В: Что это? Кто прятался в стакане? (воздух)
В: Оказывается, он был наполнен воздухом, это он не давал воде зайти в стакан, а когда его наклонили, воздух легко выбрался наружу и пузырьками поднялся вверх. Воздух вышел, и стакан заполнился водой.
Вывод: Воздух можно увидеть в виде пузырей
Как же нам его обнаружить?
Опыт 3. «Движение воздуха»
У вас у каждого на столе лежит веер. Возьмите его и помашите перед собой. Что вы чувствуете? (Ответы). Этот ветерок и есть воздух. Если воздух движется медленно, дует тихий ветер, а если движение воздуха быстрое, дует сильный ветер.
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (колышатся листья на деревьях, качаются деревья, бегут облака).
Вывод: воздух можно почувствовать
ФИЗ-МИНУТКА (видео)
Опыт 4 «Слышим воздух»
В: Продолжаем искать ответы на вопросы марсиан. Воздух мы увидели, почувствовали. А можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух)
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух)
В: С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли крышки и шарик) А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Опыт 5. «Узнай по запаху»
В: Имеет ли воздух запах? Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет (апельсин, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось? (нет, нос бал закрыт) Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.
Вывод: сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
В: Ребята, а как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание? Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.
В: Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
Д/И «Очистим воздух»
В: Пройдите к столу и выполните задание в подгруппах. Проведите черту от объекта загрязнения воздуха, к его очистке.
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
В: - Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своем здоровье вы можете. Как? (Не гулять возле дорог, у гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный день и т. д.)
А, как вы думаете какой воздух лучше в городе или в лесу? Почему? (В лесу воздух чище, там нет машин и заводов). Значит, воздух надо беречь от загрязнения, охранять.
В: Пришла пора писать ответ марсианам. (каждый ребенок получает чистый лист бумаги и карандаш)
С чего начинаем писать письмо? (с приветствия, со слов «здравствуйте») 1. Нарисуем улыбающееся личико.
Какой вопрос был первый? 2. Вы можете нарисовать банку с пузырьками.
Воздух может перемещаться, двигаться, заставлять двигаться другие предметы. 3. Мы можем нарисовать дерево, которое может быть наклонено в одну сторону и ветки его тоже наклонены в какую-либо сторону.
4. Воздух может переносить запахи. Можем нарисовать апельсин
5. Воздух нужен всему живому. Им дышат люди, животные, растения. Можно нарисовать человека, любое животное, зеленый цветочек и т. д.
6. Что напишем в конце письма? Попрощаемся, приглашаем в гости. Можно нарисовать кисть своей руки.
А теперь ваши рисунки я фотографирую и отправляю марсианам. Будем ждать их в гости.
В: Ребята, возвращаемся в группу (снимаем фартуки)
3. Заключительная часть
В: Ребята, о чем мы сегодня говорили? (ответы)
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с ним. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям.
В: Понравилось вам наше путешествие? Я предлагаю вам оценить свою работу в лаборатории при помощи смайликов на доске.