Елена Кранда
Конспект открытого мероприятия по изобразительной деятельности с применением техники «тестопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 228 «Голубка» работаю я, - педагог дополнительного образования Кранда Елена Петровна. Дети с удовольствием посещают кружок изодеятельности «Умелые ручки». Большое внимание уделяю региональному народному декоративно-прикладному искусству: аппликация соломкой, художественная роспись по дереву, вышивка. На кружке выполняем интересные работы по нетрадиционным видам изобразительной деятельности. Здесь и ниткография, и аппликация песком, и рисование по мокрой бумаге с солью, и монотипия, и ватопластика, и объёмная бумагопластика. Работы детей кружка «Умелые ручки» не раз были победителями и лауреатами различных конкурсов, отмечались на выставках района и города, печатались в газетах и журналах. Представляю вашему вниманию конспект открытого мероприятия с родителями в старшей группе «Весна пришла – прилетели скворцы».
Публикация «Конспект открытого мероприятия по изобразительной деятельности с применением техники „тестопластика“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
«Весна пришла – прилетели скворцы».
(Открытое мероприятие в старшей группе).
Если зимняя тематика позволяет проводить с детьми тренинг сенсорной сферы, а визуальные упражнения (направленные на определение и поиск оттенков одного цвета и рефлексов на снегу) способствовали уточнению перцепции (представление восприятия, то мероприятие на тему «Весна» можно построить на активации восприятия в лепке мотива «движение». Дети могут ощутить его не только во внешнем действии, но ив динамике самого образа. Это, собственно, и будет основной целью непосредственно образовательной деятельности : подвести дошкольников к чувственному восприятию, пониманию сущности смысла этого времени года – поры обновления, пробуждения природы, мира и человека. В сценарий деятельности можно смело включать пластические проекции на образные элементы, элементы игры «в ручеёк», хоровод, полёт птиц и т. д. Надо только тщательно продумать сопряжение этих приёмов с правилами поведения, так чтобы они работали на формирование у детей навыков культуры.
Программное содержание:
- уточнить представления о временах года (весна); температура воздуха, продолжительность дня, таяние снега, ручьи, появление травы на проталинах, возвращение птиц (скворцов) с юга;
- знакомить со свойствами и составом теста : мука, яйца, молоко, соль, сахар, дрожжи, масло;
- учить создавать образ скворца из теста с использованием многообразия усвоенных приёмов лепки;
- закреплять навыки количественного счёта; развивать эстетическое восприятие, воображение;
- совершенствовать умение лепить из теста;
- закреплять приё мы лепки: раскатывание комочка между ладонями прямыми движениями, умение пользоваться мукой, прищипывание деталей;
- украшать крылья и хвост птицы при помощи стеки и налепов;
- воспитывать интерес к лепке, самостоятельность, активность, аккуратность, дисциплинированность.
Методические приё мы: рассмотреть глиняных или деревянных птиц. Спросить, в каком положении будет находиться туловище птицы, когда она клюёт корм и пьёт воду. Обратить внимание на то, как расположены и украшены крылышки. Спросить, как можно изобразить хвост и пёрышки птицы, и в результате предложить вылепить птицу в разном положении.
Предварительная работа: на прогулке педагог обращает внимание детей на природный пейзажный мотив дворика. Самое лучшее время для экскурсии – апрель, когда ещё бегут ручейки, на деревьях набухают почки, небо начинает отливать синевой и даже земля на клумбах выглядит такой рыхлой, тёплой и плодородной, что кажется – она дышит и вот-вот проклюнется зелень. Именно здесь дети вспоминают и перечисляют приметы ранней и поздней весны (по восходящей) : на речках начинается ледоход, постепенно вода прибывает (половодье, солнце начинает припекать, тает снег, день увеличивается; возвращаются с зимовки птицы, они поют и вьют гнёзда; прорастает первая зелень, цветы. В этом случае важно услышать: природа весной приходит в движение, она просыпается!
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движением полна,
Зовут меня (Весна). (Ответы детей).
На этот раз в «волшебной корзинке» педагога должны быть искусственный венок из зелёных листьев и весенних цветов (первоцветы, одуванчики, нарциссы, кисточка для красок - она будет исполнять роль весенней волшебной палочки, - несколько глиняных свистулек. Так как непосредственно образовательная деятельность проводится в детском саду, где используются слайды и репродукции, материал дополняется комплектом шапочек с козырьками-«клювиками» (для детей, кто будет исполнять роль скворца, фонограммой птичьих голосов (комплект, выпущенный Государственным Дарвинским музеем, музыкальным фрагментом произведения Э. Грига «Весна». Желательно позаботиться и о «сенсорных пробниках» : мешочек с яичной скорлупой (или макаронами, имитирующей хруст льда; маленьком пластмассовом контейнере (горшочке, наполненном травой (предварительно пророщенной, и т. п.
Репродукции (А. К. Саврасов, А. Г. Венецианов, В. Г. Перов) дают возможность познакомить детей с развитием «образа весны» во времени (т. е. поэтапно: от ранней «весны света» и «большой воды» к поздней) : от «классических» картин А. К. Саврасова и А. Г. Венецианова до знакомых весенних пейзажей И. И. Левитана. Завершается просмотр репродукцией С. Ю. Жуковского «Радостный май – произведения, представляющего соединение двух жанров – пейзажа и интерьера, перекидывающего «мостик» к следующей теме – «Лето». (Просмотр репродукций можно насытить двигательными моментами).
Пробуждение природы – особенное время года. А. С. Пушкин так писал о ранней весне:
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года».
Наблюдение птиц во время прогулки. Игры с деревянными народными игрушками (рассматривание и анализ).
Материалы и оборудование: листа бумаги формата А4, карандаши простые, ластики, доски, стеки, тесто сдобное (заготовленное за 1 час, изюм, мак (кокосовая стружка) для украшения скворца, приготовленные заранее письмо от Весны и шапочка скворца, аудиозаписи с пением скворца и фрагментов произведений, интерактивная доска, презентация «Перелётные птицы», репродукции картин и иллюстрации (по теме, салфетки бумажные и матерчатые. Для педагога – поворотный диск.
Рецепт сдобного теста :
В тёплое молоко добавить растопленное сливочное масло, растительное масло, сахар, соль, яйца; дрожжи смешать с мукой; постепенно добавлять муку с дрожжами в полученную массу. Поставить в тёплое место на 1 час, «примять» тесто 1-2 раза. Вылепить изделия, смазать яйцом с сахаром. После выпечки смазать водой с сахаром и сливочным маслом.
Расход продуктов для теста : 1 литр молока, 2 килограмма муки, 200 граммов сливочного масла, 200 граммов сахара, 2 яйца, 2 пакетика сухих дрожжей (по 11 граммов, 1 столовая ложка растительного масла,0,5 чайной ложки соли.
Расход продуктов для смазки изделий: 1 яйцо, 1 столовая ложка сахара - взбить (смазать сырые изделия); 1 столовая ложка сахара, 1 столовая ложка воды, 1 чайная ложка сливочного масла (смазать после выпечки).
Ход открытого мероприятия:
В изостудии создана развивающая среда для организации непосредственно образовательной деятельности, присутствуют родители. Дети спокойно входят, выстраиваются возле окна. Звучит фрагмент из произведения П. И. Чайковского «Времена года».
- Ребята, подойдите, пожалуйста, к окну. Какое за окном время года? (Ответы детей). Присаживайтесь и посмотрите на магнитную доску. Как же начинается весна? (Рассматривание репродукции П. И. Петровичева «Ледоход на Волге»).
-Первыми весной просыпаются солнце и вода. Вспомните, кто заковывает реки в ледяные оковы и держит их в плену? Конечно, Дедушка Мороз. Но с наступлением первого месяца весны…Подскажите, как он называется? (Ответы детей). Действительно, с наступлением марта лёд на водоёмах трескается, и начинается (Ответы детей). Правильно, ледоход, то, что мы видим на картине художника. Как вы думаете, на картине толстый или тонкий лёд на реке? Много ли понадобилось времени реке, чтобы проснуться? (Ответы детей).
Педагог напоминает детям, как они слушали «шёпот волшебницы Зимы», затем достаёт из корзинки один из «сенсорных пробников» (наполненный яичной скорлупой, предлагает послушать голос ледохода. Сухой треск запомнится детям надолго, особенно если родители дополнят впечатление поездкой за город или прогулкой в парк, где протекает река.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла (Весна). (Ответы детей).
-Какая же сила заставляет трещать лёд, таять снег и голубеть небо? Кто становится послушным и верным помощником Весны, когда она будит природу? (Ответы детей).
Педагог вместе с детьми рассматривает репродукции картин Исаака Ильича Левитана «Март», «Весна. Большая вода». Проводят анализ и отвечают на поставленныё вопросы.
-Назовите, пожалуйста, основные весенние цвета. ( Ответы детей: светло-голубой, изумрудный (зелёный+синий) холодный, салатовый (зелёный+жёлтый) тёплый).
-Весной земля ещё не согрелась, и только-только появляются в природе тёплые цвета.
Ребёнок читает стихотворение С. Дрожжина:
Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава,
В лесу фиалки распустились,
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и дерева.
Родимых мест знакомый вид
Мне снова душу веселит.
Краткий просмотр иллюстраций пейзажей кубанских художников о весне на Кубани.
Ярче солнышко, теплее,
Травка стала зеленее,
Птички с юга прилетели,
Звонки песенки запели,
Распустились на деревьях почки,
Выросли цветочки.
Скажите для всего народа:
Какое время года? (Весна). (Ответы детей).
-Я уверена, что зимой вы заботились о птицах, подкармливали их, делали кормушки. Давайте рассмотрим птиц, которые возвращаются к нам весной (просмотр презентации «Перелётные птицы» на интерактивной доске». Звучит фрагмент из «Солнечной капели» С. Соснина). ( Ответы детей: скворцы, ласточки, стрижи, дрозды, жаворонки, пеночки, кряквы, гуси, удоды, соловьи, овсянки и т. д.).
Стук в дверь. Ребёнок в шапочке скворца приносит письмо. Педагог читает:
-«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня очень много дел: нужно снега растопить, лёд на речке расколоть, землю нашу обогреть. Не справляюсь я, помогите скворцов вы слепите! Подпись: Весна».
-Ребята, поможем Весне? (Ответы детей). А ты, скворушка, будь гостем у нас и дай ребятам рассмотреть тебя. Мы тебе заготовили скворечники, ждали с нетерпением твоих песен.
Проводится пальчиковая гимнастика (по усмотрению педагога).
-Давайте сначала сделаем эскизы, по которым мы будем лепить скворцов из теста. (Звучит фрагмент из произведения П. И. Чайковского «Времена года»). (Дети заканчивают эскизы).
- Вот, посмотрите, у меня в руках кусочек теста. Какое оно мягкое, как тянется. Ребята, а кто-нибудь знает, из чего состоит тесто? (Ответы детей, педагог помогает им, дополняя ответы).
-Сначала я покажу, как лепить скворца: обмакнём руки в муку, чтобы тесто не прилипало к ладоням, раскатаем «колбаску», теперь завяжем «колбаску» узелком, оставив короткие кончики. Верхний кончик – головка скворца, нижний – хвостик. Узелок напоминает крылышки, сложенные на спинке. Глазки мы сделаем из изюминок и посыпем скворчика маком (кокосовой стружкой). Доработаем стеками второстепенные детали на теле скворца для большей похожести.
Педагог демонстрирует своего скворца на поворотном диске, предлагает слепить такого же. Дети берут комочки теста и приступают к лепке. Педагог помогает. Когда скворцы готовы, детям предлагается посчитать, сколько птичек у них получилось. Работы детей ставятся на поднос.
Вот так диво-загляденье,
Всем готово угощенье!
-Молодцы, ребята, помогли Весне, она будет довольна своими помощниками! Мы запечём наших скворцов и всех угостим «вкусными» подарками, давайте послушаем, как поют наши скворушки. Закройте, ребята, глаза (в это время включается запись с пением скворца) и представьте, что мы на лесной поляне. В голубом небе светит яркое солнышко, его тёплые лучики согревают нас. Вокруг тает снег, и на проталинах появляется зелёная травка. А на ветках деревьев сидят скворцы и поют нам о том, что пришла весна, и они очень рады её приходу.
Запись выключается, детям предлагается открыть глаза.
-А вы, ребята, рады весне? (Ответы детей).
Скворцы выпекаются на пищевом блоке, дети кушают их на полдник, угощают других детей, родителей.
ce804ccfae85185e6da7fec80e3e1547.jpg.jpg[/IMG]