Елена Лосева
Конспект открытого логопедического занятия «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Прогулка в осенний лес»
Коррекционно-образовательные цели:
1. Развивать словарь по теме. «Лес», закрепить названия деревьев, кустарников, грибов.
2. Учить детей подбирать слова -признаки, слова-действия.
3. Образовывать прилагательные от существительных; существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
4. Закрепить умение употреблять и выделять предлоги.
5. Закрепить умение согласовывать имена существительные с числительными.
Коррекционно-развивающие цели:
6. Развивать, внимание, память, мышление;
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
7. Совершенствовать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
1. Воспитывать интерес к занятиям через игровую форму, расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: кукла в виде «лесовичка», демонстрационный материал — картинки с изображением деревьев, листьев разных деревьев, грибов. Картина с изображением леса, сюжетные картинки «Правила поведения в лесу», пособие для работы с предлогами, натуральные сосновые шишки.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь, чтобы посмотреть как вы выросли, как вы научились правильно отвечать, вести себя на занятии. (дети стоят за столами). Какой сегодня чудесный день, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. (3 раза) Улыбнитесь друг другу. Садитесь, спина прямая.
2. Скажите, какое сейчас время года? -Осень.
Какие приметы осени вы знаете?
Назовите осенние месяцы.
Какой сейчас месяц?
Какая осень в Ноябре? - Поздняя, холодная, сырая, морозная.
Сегодня мы с вами отправимся в лес спасать старичка-лесовичка, его превратили в большую шишку.
Вспомните как надо вести себя в лесу. (выставляется наборное полотно с картинками «Правила поведения в лесу»)
Что нельзя делать в лесу?
Дети. (В лесу нельзя шуметь, нужно быть внимательным и осторожным, нельзя разжигать костры, ломать ветки, забирать домой из леса животных).
1,2,3 улыбнись и в осеннем лесу очутись. (выставляется картинка с изображением осеннего леса)
Посмотрите, какой лес вы видите?- Смешаный.
Почему?
Как называется лес только из лиственных деревьев? -Лиственный.
Только их хвойных деревьев? - Хвойный.
Как называется лес, в котором растут одни дубы?- Дубрава
Как называется лес, в котором растут только сосны?- Сосновый бор.
Как называется лес, в котором растут только ели?- Ельник.
Как называется роща из берез? -Березовая роща.
Как называется роща из кленов? – Кленовая роща.
О чем в лесу мы можем сказать осенний? – Лес, куст, гриб, мох.
О чем мы можем сказать осенняя? - Поляна, рябина, погода, трава.
О чем можем сказать осеннее? -Небо, облако, дерево, утро…
О чем можем сказать осенние? -Деревья, кустарники, грибы, листья…
3. Чтобы расколдовать Старичка –лесовичка нам нужно выполнить задания, которые приготовили листья деревьев.
1) С какого дерева этот лист? –Этот лист с клена?
Значит он какой? – Кленовый.
Подберите родственные слова к слову лес.
Дети. Лес, лесок, лесочек, лесной, лесовичек, лесничий, лесоруб, лесовоз.
Кто такой лесничий? – Лесничий, это человек, который охраняет лес, подкармливает зимой диких животных, высаживает молодые деревья, спасает детенышей, если погибли родители, поддерживает чистоту в лесу…
Молодцы ребята, вы справились с первым заданием. От старичка-лесовичка отвалилась одна шишка. (После каждого выполненного задания логопед снимает шишку с куклы)
2)С какого дерева этот лист? – Этот лист с березы.
Значит он какой? - Березовый.
Подберите слова-действия к слову деревья. –Растут, качаются, ломаются, шумят.
Подберите слова-действия к слову листья. - Вырастают, желтеют, шелестят, опадают, сохнут, распускаются.
Молодцы. Посмотрите, отвалилась еще одна шишка.
3)С какого дерева эти листья? – Эти листья с ивы. Значит они какие? – Ивовые.
Рассмотрите деревья и кустарники и подберите слова- признаки.
Береза какая? Тонкая, белоствольная, кудрявая, красивая.
Если береза растет - Растущая.
Клен какой? Высокий, толстый, широколистый…
Если клен щелестит - шелестящий.
Дуб какой? Могучий, красивый, старый, молодой.
Осина какая? - Тонкая, круглолистая, высокая…
Если осину сломали?—сломаная.
Орешник какой? Низкий, многоствольный, пышный.
Ель какая? Вечнозеленая, хвойная, ароматная, пушистая, колючая
Если ее срубили –Срубленая.
Молодцы, отвалилась еще одна шишка.
4) С какого дерева лист? –Этот лист с липы. Он липовый.
«Назови ласково»
Береза кудрявая- березка кудрявенькая
Дерево стройное -деревце стройненькое
Ветка короткая – веточка коротенькая
Кусты низкие – кустики низенькие.
Орех крепкий- орешек крепенький.
Ель пушистая – елочка пушистенькая.
5)С какого дерева этот лист? – Этот лист с осины.
Значит он какой?-. Он осиновый.
Скажите, кого мы можем встретить в лесу? – Медведя, зайца, лису, белку, ежа, зимующих птиц.
Изобразите диких животных.
Физминутка.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам ребята не найти.
Дети встают. Логопед включает портативное аудиустройство с записью слов на фоне звуков леса.
На носочки зайка встал,
По дорожке зашагал. Ходьба на носочках
Он на пяточках шагал,
Носик к верху поднимал. Ходьба на пятках
Белка прыгает и скачет
По дороге словно мячик. Прыжки на двух ногах на месте
По лесной сухой дорожке
Топ-топ-топ топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожки
Весь в иголках серый ежик. Ходьба топотушками
Если подкрадется волк,
Превратится еж в клубок. Присесть, обхватив колени,нагнув голову
Как лисички мы пойдем,
Аккуратненько пройдем.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил
Имитация ходьбы лисички
(ходьба между листьев)
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
Молодцы, садитесь. Логопед снимает одну шишку. Покружились, присели.
6) С какого дерева этот лист? – Этот лист с дуба. Это дубовый лист.
Что можно собрать в лесу? -Грибы и ягоды.
У нас в лесу ягоды собирают только летом. (Выставляется картина с изображением различных грибов)
На нашей лесной поляне очень много грибов. Скажите, какие и сколько грибов вы видите.
Дети. Я вижу три подосиновика, два груздя, четыре волнушки, три мухомора…
Какие грибы нельзя собирать? –Мухоморы, бледные поганки, ложные опята.
Почему?- Они ядовитые.
Молодцы. Наш старичек становится совсем красивым.
7)С какого дерева эта ветка? – С сосны. Она сосновая.
Откройте тетради и загляните в дом ежика.
Скажите, где ежик сушит грибы?
Дети. Ежик сушит грибы на веревке., над печкой, под столом, под ковриком, за печкой. Какой предлог в твоем предложении?- В моем предложении предлог на…
Молодцы! Последняя шишка упала. Старичек-лесовичек расколдован. Какие шишки были на лесовичке? –Сосновые.
Давайте посчитаем эти шишки.
Ребенок. Одна сосновая шишка, две сосновые шишки….семь сосновых шишек.
Сколько заданий вы выполнили? – Мы выполнили семь заданий.
4. Итог.
Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы очень много знаете о лесе.
Старичек –лесовичек прощается с вами. За ваши правильные ответы он дарит вам раскраски, сегодня вечером с воспитателем их раскрасьте.
1, 2, 3 улыбнись и в детском саду очутись.
Наше занятие подошло к концу. Скажите, какое из заданий было самым трудным? Самым интересным? Самым легким?