Ольга Попова
Конспект осенней прогулки с детьми старшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект осенней прогулки с детьми старшей группы детского сада
Цели: формирование представления об изменениях в природе;
Развитие интереса к народным приметам.
Задачи: учить различать признаки наступления осени;
- познакомить детей с народными приметами;
- воспитывать любовь к природе, заботу об окружающей среде;
- обогащать словарный запас;
- закрепить названия деревьев, форму листьев;
- закрепить умение ориентироваться в пространстве;
Публикация «Конспект осенней прогулки с детьми старшей группы детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- формировать в процессе игры положительные привычки и нравственные качества: доброжелательность, готовность выручить товарища, заступиться за него, если нужно, умение считаться с интересами и мнениями товарищей по игре;
- развивать творческую инициативу детей, способность создавать, реализовать игровые замыслы, самостоятельно организовывать подвижные и другие игры; согласовывать друг с другом свои действия, вести себя в соответствии с сюжетом, взятой на себя ролью и правилами игры;
- стремиться к тому, чтобы совместное достижение целей игры, преодоление трудностей доставляло детям радость, удовольствие;
- развивать у детей любовь к труду, приучать старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
- воспитывать желание трудиться для общей пользы, стремление настойчиво добиваться результатов в труде, имеющим значение для окружающих.
Оборудование: грабли, лопатки, мешок, доска – мостик, листья с разных деревьев (береза, рябина, липа, осина, ясень, каштан, корабль, штурвал, фуражка капитана, билеты на корабль, касса – окошко, бескозырка моряка.
Ход прогулки
Воспитатель: Предлагаю прочитать знакомое стихотворение М. Ивенсен «Падают, падают листья…»
Ребенок: Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Воспитатель: О каком времени года рассказывается в стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Правильно, а какие признаки наступления осени вы знаете?
Дети: Желтые, красные, оранжевые листья на деревьях, листопад, птицы улетают в теплые края, часто идут дожди, на улице становится холодно.
Воспитатель: Молодцы! Действительно, осенью желтеют и краснеют листья на деревьях, цветочки, которые радовали наши глаза летом, вянут, птицы улетают в теплые края, погода меняется: солнышко светит меньше, чем летом, часто идут дожди. Дни становятся короче, а ночи – длиннее.
Предлагаю вам отгадать загадки.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла..
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно.
(Листопад)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - …
(Дождь)
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Собрались все в стайки.
(Птицы)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь
Сосен и ёлочек.
Я - …
(Осень)
Игра «Кто быстрее добежит до березы (рябины и т. д.)
Предложить Алеше добежать до липы, Ане – до клена, Егор – до ясеня, Арише – до березы, Артему – до рябины, Саше к осине, Илье к каштану и т. д.
Спросить, как называется дерево?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме признаков наступления есть еще приметы осени?
Хотите я вам о них расскажу?
Воспитатель рассказывает детям о приметах осени.
Большой урожай рябины – к сильным морозам зимой;
Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет;
Береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с весна – ранней;
Осиновые листья ложатся лицом вверх - к студеной зиме, навыворот - зима будет мягкая, а если на обе стороны - и зима средняя будет.
Воспитатель: Вот такие существуют народные приметы осени. Люди наблюдали за природой, запоминали и передавали их из поколения в поколение. Ребята, посмотрите, на территории нашего сада растет рябина. Большой ли на ней урожай этой осенью?
Дети: Нет.
Воспитатель: Действительно, в прошлом году урожай был гораздо больше. Значит, по примете, зимой не будет сильных морозов, правильно? Зимой посмотрим, верна ли эта примета.
Теперь посмотрим на березу. По примете, если береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если сверху – ранней. Давайте-ка посмотрим, ребята, желтых листиков снизу у березы больше?
Дети: Нет, их везде одинаково.
Воспитатель: Значит зима не будет поздней, правильно?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь, ребята, подойдем к осинке и вспомним еще одну примету. «Осиновые листья ложатся лицом вверх - к студеной зиме, навыворот - зима будет мягкая, а если на обе стороны - и зима средняя будет». Посмотрите внимательно как лежат листочки.
Воспитатель показывает и объясняет детям как листочки лежат «лицом», а как наоборот.
Дети: Листочки лежат на обе стороны.
Воспитатель: Значит, по примете, зима буде средней: ни теплой, ни морозной, правильно?
Дети: Правильно.
Труд в природе
Воспитатель: Ребята, а давайте соберем листья на участке? Что нам для этого нужно? (грабли)
Дети собирают, сгребают листву, собирают в мешок, помогают друг другу.
Воспитатель: А теперь встанем в круг и поиграем.
П/игра «Листопад»
Дети встают по кругу.
Тучи в небе кружатся, (плавно покачиваются с ноги на ногу)
Что ни шаг, то лужица (ходьба на месте с высоким подниманием коленей)
День чудесный хмурится, (руки на поясе – повороты влево - вправо)
Листопад на улице (кружатся на месте)
По дороге стелется (легко бегут по круг)
Желтая метелица.
(игра повторяется)
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте отправимся с вами в путешествие по воде, поищем приметы осени в округе.
С/р игра «Круиз на корабле»
С помощью считалки выбираем капитана корабля, рулевого, матроса, билетера.
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить –
Выходи, тебе водить.
Капитан приглашает детей на корабль совершить круиз по реке Лопасня.
Билетер раздает билеты на корабль.
Матрос кладет доску – мостик, по которой поднимаются пассажиры – дети (ходьба по доске на сохранение равновесия).
Пассажиры отдают матросу билетики и занимают места.
Рулевой сообщает, что очень много примет осени мы увидим со стороны, глядя с воды на сушу. Пассажиры все во внимании.
Проплывая мимо парка, капитан предлагает обратить внимание на деревья, кусты, на воду, поля, луга, небо.
Дети описывают красоту осенней природы.
Рулевой объявляет, что мы возвращаемся домой.
Корабль подходит к причалу. Надо подготовиться к высадке.
Матрос опускает мостик, дети спускаются по доске на землю.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, к каким деревьям мы сегодня подходили, чтобы увидеть приметы осени? Какие вы знаете признаки наступления осени? Почему птицы осенью улетают в теплые края?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно запомнили. Вам понравилась на ша прогулка? Завтра мы продолжим разговор о народных приметах. И к завтрашней прогулке я попрошу вас подготовить небольшое домашнее задание. Спросите у родителей, бабушек и дедушек какие приметы осени знают они. Вы обязательно их запомните, и завтра нам расскажете, хорошо?
А теперь, наша прогулка подошла к концу, мы возвращаемся в группу.