Наталия Внукова
Конспект «Осень золото роняет» (Экскурсия в осенний лес). (cредняя группа).
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание:
1. Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их.
2. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.
3. Учить устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода.
4. Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья.
5. Развивать любознательность, воображение.
6. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Публикация «Конспект „Осень золото роняет“ (Экскурсия в осенний лес), (cредняя группа),» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Оборудование:
П. И. Чайковский «Времена года»
Иллюстрации и репродукции с изображением леса летом и осенью.
Осенние листья березы, клена, дуба, рябины. Плоды деревьев: крылатки клена, сережки березы, желуди, ягоды рябины, высушенные березовые прутья.
Календари природы за сентябрь, октябрь,ноябрь.
Ход экскурсии.
В. : Ребята, сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
Звучит музыка П. И. Чайковского из сборника «Времена года».
«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям».
Отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи».
В. : О каком времени года идет речь? Как вы догадались?
В. : Что изменилось в лесу с приходом осени? (показать детям иллюстрации или репродукции с изображением леса летом и осенью).
В. : Ребята, давайте вспомним, какая погода была в сентябре. Рассмотрим календарь. Сравните в понедельник и в четверг. Какой день был самый ветреным? Какой был самым теплым? В какой по счету день шел сильный дождь?
Вспомним, какая погода была в октябре. Сравним погоду во вторник в сентябре и в октябре. Чем отличалось сентябрьское воскресенье от октябрьского?
Интересно, какая погода будет в ноябре. Попробуем предсказать ее. Заполним календарь погоды (тоненько, карандашом, а позже проверим свои догадки. Каждый ребенок рисует свой календарь.
В. : Давайте рассмотрим осенние листья. Волшебница - осень раскрасила каждый листик в свой цвет.
Найдите лист березы.
– Как он называется? (Березовый.)
– Какого он стал цвета? (Желтого.)
Любит наш народ русскую красавицу и за ее красоту, и за пользу, которую она приносит. Много в лесу деревьев, и. кажется, что из всякого и стул сделать можно и скрипку. Ан нет! Каждое дерево особенно, его древесина для конкретного дела предназначена. Из березы, например, делают прочную мебель, лыжи. Из прутьев ее – метлы. Прут березовый после высыхания не ломается.
Воспитатель показывает заранее высушенный березовый прут.
Очень давно в школах, да и дома бывало, детей за провинности секли – били березовыми прутьями. В школах этот пучок прутьев стоял в углу, на видном месте, чтобы не забывали дети, как вести себя надо. У нас до сих пор сохранилось название этого – «березовая каша».
А знаете ли вы, почему береза белая? Белый цвет коры защищает дерево от перегрева. Больше всего жару в печи дают березовые дрова.
– А это что за дерево?
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной.
И на кончиках ветвей
Много-много желудей.
(Дуб.)
Живет дуб очень долго, больше 2000 лет. Сохранились дубы, которые росли еще тогда, когда и Москвы не было. Когда-то дубов было много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав сейчас осталось очень мало.
Древесина у дуба очень прочная. Дубовая мебель живет столетиями. Дубовый паркет считается лучшим. В старину из дубов выдалбливали лодки-однодеревки. Как вы думаете, что значит это слово?
А вот лист дуба.
– Как он называется? (Дубовый.)
– Какой он? (Резной, темный.)
Самые красивые осенью листья кленов (кленовые).
Все клены стали рыжие,
Но ни один не дразнится,
Раз все равно мы рыжие –
Кому какая разница!
Но они не только рыжие. Какого цвета осенние кленовые листья?
Посмотрите на этот лист. Как будто много маленьких листиков на одной веточке сидят. Это лист рябины.
Физминутка.
Предложить детям стать каким-либо деревом, взяв в руки соответствующие листья.
Воспитатель читает под классическую музыку стихотворение. Дети кружатся, роняют листья, замирают.
Листопад?
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
– Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Н. Егоров
В. : Вспомните, как вы ходили в лес за ягодами.
– Как родилась ягодка малинка (черника, земляника? (Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем – спелая.)
Ягода – это плод. У деревьев тоже есть плоды. Найдите плоды дуба, рябины.
А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды клена и березы. Как вы думаете, это чей плод? (Лесной орех.)
В. : Мы уже говорили о том, что растения живые. Они дышат, питаются, растут, размножаются, т. е. их становится много. А как это происходит?
Давайте рассмотрим плоды и раскроем их. Внутри каждого – семена. Они попадают в землю и, если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, с точно такими же листьями, как у взрослого дерева, с которого упали семена.
– А какие деревья чаще всего встречаются на улицах города? (Тополь, клен. Реже – береза, рябина. Дубы в городах не растут.)
Люди в городах сажают такие деревья, которые растут быстро и не прихотливы, не боятся грязного городского воздуха. Тополь растет очень быстро! За одно лето из небольшой веточки вырастает дерево высотой до 2-го этажа.
– Для чего необходимы деревья в городе?
К городским деревьям и кустарникам нужно относиться особенно бережно, ведь они очень помогают нам.
Учебно – дидактическая игра «С какой ветки детки?». предложить детям найти дерево, с которого упали найденные плоды.
На обратном пути собираем осенние листья, составляем букеты.
Придя после экскурсии и вспомнив то, что они видели и о чем говорили в лесу, попросить детей придумать значки (символы, которыми будем обозначать все деревья и листья.