Люция Тайчинова
Конспект организованной образовательной деятельности «Заюшкина избушка» с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
«Заюшкина избушка»
с элементами экспериментирования
Цель: формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста через сказку «Заюшкина избушка»; развитие экспериментально-исследователь-ской деятельности детей.
Задачи:
Образовательные :
- формировать полноценные знания об окружающем мире и свойствах предметов;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Заюшкина избушка“ с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
- продолжать формировать умение называть свойства предметов проводя элементарные опыты; развивать продуктивную деятельность;
- учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;
Развивающие:
- развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности, ассоциативное мышление
- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, развивать общую моторику, координацию движений.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки;
- воспитывать любовь к народному творчеству.
Форма образовательной деятельности : интегрированная
Материалы и оборудование: по экспериментальной деятельности, подносы, домики из снега и льда, кубики льда, кубики деревянные, лейка с водой, тазик с водой (для эксперимента : дерево тонет-не тонет, схема постройки, книга со сказками, мольберт, плакат «Кто где живет?».
Предварительная работа:
Чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке, просмотр кукольного театра по сказке.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята посмотрите у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здороваются.
Воспитатель: Ребята от улыбки станет всем теплее. Давайте я подарю улыбку вам, а вы улыбнетесь друг другу (Дети улыбаются друг другу). Давайте сделаем глубокий вдох, вдохнем хорошее настроение и приготовимся к работе.
На мольберте выложена картинка главных героев сказки: лисы и зайца, и домики: лубяной и ледяной. Картинки закрыты тканью. Воспитатель привлекает внимание детей.
Воспитатель: Ребятки, давайте посмотрим, что здесь спрятано! Но для начала нужно отгадать загадку:
В сказку с вами мы пойдём…
Был у зайки прочный дом,
А лиса о том узнала-
Зайца из дому прогнала.
Где живёт теперь тот зайка?
Что за сказка - отгадай-ка? А вы не вспомнили, в какой сказке лиса и заяц жили в домиках? Кто вспомнил, из какой сказки эти герой? (Откидывает ткань) Мы уже с вами читали такую сказку. (Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность).
Ответы детей. Если дети не могут вспомнить, воспитатель называет сказку сам.
Воспитатель: Правильно, это русская народная сказка «Заюшкина избушка». Сядьте удобно, и послушайте сказку ещё раз. (дети садятся на палас)
Основная часть
Воспитатель: (Воспитатель показывает картинки и рассказывает сказку «Заюшкина избушка»).
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная.
Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
— Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.
Подошли они к избенке. Собака забрехала:
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идет дорогой, плачет. Ему навстречу медведь:
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Не плачь, я твоему горю помогу.
— Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Медведь как закричит:
— Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идет опять зайчик дорoгой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:
— Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса услыхала, испугалась и говорит:
— Обуваюсь…
Петух опять:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит:
— Одеваюсь…
Петух в третий раз:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса без памяти выбежала и убежала в лес.
А петух с зайчиком стали жить-поживать в лубяной избенке.
Воспитатель: Понравилась ли вам сказка?
Дети: да, понравилась.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Как называлась сказка?
Дети: Заюшкина избушка.
Воспитатель: Какая была избушка у зайчика?
Дети: лубяная – из дерева.
Воспитатель: Какая была избушка у лисы?
Дети: ледяная – изо льда.
Воспитатель: Что произошло с избушкой лисы весной?
Дети: растаяла избушка.
Воспитатель: Почему?
Дети: она растаяла потому, что солнышко ярко греет.
Воспитатель: Что сделала лиса, когда заяц пустил ее к себе?
Дети: выгнала его.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Лисичка хорошо сделала, выгнав Зайчика из его дома?
Дети: отвечают, что лиса плохо поступила, выгнав зайчика из дома.
Воспитатель: Лиса поступила плохо, ведь у каждого должно быть своё жилище.
Воспитатель: Ребята, это в сказке Лисичка и Зайчик живут в домах. А в природе, где живут животные? Давайте вспомним где живут животные в природе.
Дети: медведь живёт в берлоге, заяц и лиса в норе, а волк в логове.
Рассматривание плаката «Кто где живёт?» (дети подходят к мольберту)
Воспитатель: Медведь живёт в берлоге, заяц и лиса - в норе, а волк в логове.
Воспитатель: Ребята давайте ещё раз вспомним из чего были построены дома в сказке «Заюшкина избушка».
Дети: из льда и дерева.
Беседа по проблемным вопросам:
Воспитатель: Давайте вспомним что такое лед?
Дети: Твердое состояние воды
Воспитатель: А какие свойства льда вы знаете?
Дети: лед твердый, холодный, тает при нагревании
Воспитатель: Давайте вспомним свойства дерева?
Дети: дерево твердое, крепкое, хорошо удерживает тепло.
Воспитатель: Молодцы, вы вспомнили свойства материалов.
Воспитатель: Хорошо ребята давайте пройдем в нашу лабораторию и по пути сделаем небольшую разминку.
Физкультурная минутка «Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо»
Вместе с ребенком имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая руками.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. (присесть)
Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх)
Дети проходят к столам.
Эксперимент
Воспитатель: Ребята посмотрите здесь у нас лаборатория, «Снежная», на ней всё сделано из снега и льда, и «Деревянная», здесь всё сделано из дерева. Итак, приступим. Мы изучим каждый материал.
1 «Снежная» (На столе поднос, на нём домики из снега, льда, лейка)
Воспитатель: Как вы думаете, из чего эти домики?
Дети: Из снега и льда.
Воспитатель: Значит домики какие?
Дети: Снежный и ледяной.
Дети рассматривают домики
Воспитатель: Потрогайте его, какой он на ощупь? (дети трогают лед и снег)
Дети: Холодный.
Воспитатель: Давайте проверим, что будет с домиком изо льда, если подует ветер? (Вместе дуют, ничего не происходит)
Воспитатель: Ветер не страшен этим домам! А что с ним будет, когда наступит весна, а затем лето и пойдёт дождь? (Поливает лейкой снег, даёт полить детям) Что случится тогда?
Дети: Домики растают.
Воспитатель: Пойдёт такой материал для строительства дома?
Дети: Нет, не пойдёт такой материал, дом может растаять, он холодный.
2 «Деревянная» (На столе поднос, на нём домик из деревянных кубиков, лейка)
Воспитатель: Из какого материала изготовлен этот дом?
Дети: Из дерева
Воспитатель: Значит, домик какой?
Дети: Деревянный.
Воспитатель: Можно ли, жить в таком доме? Давайте проверим. Страшен ли ему ветер? (Дети дуют, ничего не происходит)
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: Дерево прочное.
Воспитатель: А сейчас, сожмите в кулачке деревянный брусок и определите холодное дерево или тёплое?
Дети: Тёплое
Воспитатель: А если вдруг пойдёт дождь как вы думаете домик растает или нет? (Поливают из лейки) Подходит дерево для строительства дома?
Дети: Да, дерево прочное, тёплое, ему не страшен ни дождь, ни ветер.
Воспитатель: Что произойдет с деревом если положить его в воду, утонет дерево или нет. (Воспитатель показывает эксперимент)
Дети: Дерево не тонет.
Воспитатель: Молодцы! Какой материал подходит для дома?
Дети: Дерево
Воспитатель: Почему?
Дети: прочное, ему не страшен ни ветер, ни дождь, такой дом будет светлым и теплым.
Воспитатель: проводит детей по станциям ещё раз, закрепляет: Ледяная избушка, как в сказке у Лисы растаяла. А деревянная избушка, лубяная стоит по-старому. В сказке лисичка осталась без домика давайте построим ей домик.
Конструирование из деревянного модуля. (под музыку)
Схема постройки
Воспитатель: Молодцы! Какой у вас получился красивый дом? Теперь в этом доме будет жить Лисичка из сказки и зайку она больше выгонять не будет.
Заключительная часть
Воспитатель: Ну что ребята понравилось вам наше путешествие?
Что Вы узнали нового?
Что понравилось больше всего?
Все старались, похлопаем друг другу. Все молодцы!
Схема постройки
Фотографии с ООД