Нина Тверскова
Конспект организованной образовательной деятельности «Эти удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знания детей о камнях.
Интеграция образовательных областей.
Задачи:
Познание:
• Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
• Формировать исследовательские навыки детей через знакомство с объектами неживой природы – камнями;
• развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
Коммуникация:
• Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
Темочки:
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Социализация:
• Развивать сообразительность, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
Безопасность:
• Закрепить правила безопасности поведения во время проведения экспериментов с камнями и изготовления «лавы»
Чтение художественной литературы:
На предварительном этапе:
• Развивать интерес детей к познавательной и художественной литературе.
Словарь: вулкан, лава, извержение, пепел.
Оборудование:
Посылка, письмо, иллюстрации гор и вулканов, свечка, спички, стекло, фломастеры, линейки, камни, гвоздики емкости с водой, карточки-схемы, макет вулкана, сухая красная краска, сода, уксус, моющая жидкость, стаканчик из под йогурта
Предварительная работа: изготовление макета вулкана, чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы», сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций с изображением гор и вулканов.
Ход:
Воспитатель: Ребята к нам пришла посылка, но открыть её можно тогда, когда отгадаем загадку.
Он может быть мелкий в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой одному не поднять.
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто поможет предмет по приметам узнать?
Дети: Камень.
Воспитатель: Давайте проверим, (проверяем) - да здесь лежат камни и ещё записка, послушайте:
«Здравствуйте, дети! Я Хозяйка медной горы. Я узнала, что вы дети любознательные, наблюдательные и сможете помочь моей беде. Злая колдунья превратила все мои камни в стекляшки, это всё что осталось. Пожалуйста, помогите мне расколдовать их, т. е. узнать тайну камней, их свойства.
Воспитатель: Ребята, поможем Хозяйке медной горы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию, но помните правила работы в ней.
Дети: Внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.
Воспитатель: Возьмите из посылки по одному камню и подойдите к подносам.
Узнать свойства камней нам помогут карточки- схемы, которые лежат на столах. Вы будете отмечать свойства камней на них.
Какой знак на карточке?
1 свойство.
Дети: Имеет ли камень цвет?
Воспитатель: Имеет?
Дети: Да, (отмечают)
2 свойство.
Воспитатель: Какой формы камень? Отметьте.
А меняет ли камень форму? Как проверить?
Дети: Сжать, ударить. (Выполняют)
Камень меняет форму.
3 свойство.
Воспитатель: Камень твёрдый или мягкий? Проверьте, пожалуйста.
(Процарапывают ногтем, монеткой)
Дети: У нас камни твёрдые. Следов царапины не осталось.
4 свойство.
Воспитатель: Отметьте в карточках: ваши камни большие или маленькие?
5 свойство.
Воспитатель: Есть ли в камнях воздух? Как проверим?
Дети: Опустить в воду, и посмотреть идут ли пузырьки, (проверяем)
Воздуха в камнях нет.
6 свойство.
Воспитатель: А вода в камнях есть? (ведь многие камни лежат на дне)
Как это проверить?
Дети: Нагреть подставить зеркало или стекло – появятся ли капли?
Воспитатель: Ребята, этот опыт проведу я, почему?
Дети: Стоит знак «!»
Воспитатель: Правильно. Беру свечку, поджигаю, нагреваю камень, подношу стекло (зеркало)
- Что вы увидели?
Дети: Капелек воды нет. Значит, в камнях нет воды.
Воспитатель: Отметьте результат в карточке.
Посмотрите на карточки.
Кто хочет сделать важный вывод о свойствах камней?
(один ребёнок рассказывает о свойствах камней)
Воспитатель: Ребята, ваши карточки-схемы я отправлю Хозяйке медной горы и все её камни расколдуются.
Переходим к коллекции камней.
Воспитатель: Разные камни есть на нашей земле (показываю образцы камней)
А там, где их очень много, образуются горы (Показываю иллюстрацию, послушайте одну легенду.
«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
– Вулкан работает, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами. Выставляю картинку вулкана
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая магму вверх, в стороны. Огромная гора сотрясается от грохота, столб дыма и пепла поднимается над ней. А бывает, лава вытекает спокойно.
У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке и Камчатке, Курильских островах. (Показываю на глобусе)
Кто расскажет, как происходит извержение вулканов?
(Дети рассказывают)
Воспитатель: Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы, а на дне - красновато оранжевая пасть – это жерло, дыра, которая уходит глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Выставляю картинки с извергающимся вулканом, и спящим.
Воспитатель: Скажите, какой формы вулкан? На что он похож?
Дети: Похож на конус, пирамиду.
Воспитатель: Вам бы хотелось взглянуть на извержение вулкана?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, я вас снова приглашаю пройти в лабораторию.
Но нужно быть очень осторожными, т. к. здесь недавно прошло извержение вулкана, и нам нужно пройти по камушкам, не наступив на «лаву». Надеваем
воображаемые костюмы, ведь лава очень горячая, да и газы, выходящие из недр вулкана, могут быть ядовитыми.
Подошли, сняли костюмы
Посмотрите, я приготовила макет вулкана и предлагаю его вам разбудить.
Я знаю формулу приготовления лавы, внимательно следите за моими действиями.
Помещаю в банку 1 чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание!
Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком «!» Что он означает? (дети отвечают)
- Правильно, самому пользоваться нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать может только взрослый.
Добавляю 5 капель уксуса.
- Посмотрите, что происходит?
Наблюдаем извержение вулкана.
Предлагаю зарисовать вулкан.
Воспитатель: А теперь, ребята и взрослые, здесь лежат сердечки, красные и синие (можно камушки) Если вам понравилось сегодня в нашей лаборатории, возьмите красные, а если что-то не понравилось, то синие.
Мне понравилось сегодня с вами играть.
Литература:
Н. А. Рыжова «Я и природа», Москва 1996г.
А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Москва 2007г.
Материал с сайта: МАДОУ детский сад №18 г. Печора, воспитатель Ануфриева Л. К.