Елена Сучкова
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «В гости к дедушке Егорушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: интегрированное занятие.
Формы организации совместной деятельности : подгрупповая
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для уточнения и расширения знаний о быте, традициях, культуре русского народа, развитие интереса к прошлому.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе „В гости к дедушке Егорушке“» размещена в разделах
- Способствовать уточнению представлений детей о русской печи, о старинных предметах обихода на основе русской народной сказки.
- Пополнять и углублять знания детей о хлебе, о способе его приготовления.
- Обогащать словарный запас детей.
- Закреплять навык лепки предметов круглой формы разной величины.
Развивающие:
- Развивать любознательность, наблюдательность, память, речь, логическое мышление, мелкую моторику рук; интерес к фольклору, народным традициям.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русской старине, уважение к старшему поколению.
Методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, напоминание, поощрение, наглядные (показ демонстрационных материалов).
Материалы и оборудование: экспонаты музея, набор продуктов для теста, фартуки, деревянные ложки.
Ход ООД
I Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие, детушки милые. Милости прошу ко мне в избу. Проходите, присаживайтесь.
(Садятся на лавку).
- Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим
Весь дом согреет» (печь)
- В старину говорили так: «Без печи изба – не изба». То есть печь была самым главным предметом в избе.
Складывали печь из кирпичей, обмазывали ее глиной, а потом белили. Клал печь – печник.
- А для чего нужна была печь?
Ответы детей.
- В печи готовили еду. На ней сушили грибы да ягоды, одежду и обувь. Печка даже лечила. Когда дети набегаются на улице в непогоду, простынут да промокнут, отправляли их на печь греться да лечить простуду. На печи еще и спали.
Подходит к печке, кланяется ей: Ой ты, печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
- А особенно на печи любили слушать сказки малые детушки.
- А вы знаете, в каких русских народных сказках упоминается печь? Давайте вспомним (в сказке «Гуси-лебеди» печка прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, а в сказке «По щучьему велению» везет Емелю к царю, в сказке «Заюшкина избушка лиса на печи сидит да кричит, в сказке Жихарка печка спасла его от Бабы-Яги).
- Рано утром вставали хозяева, и первым делом начинали растапливать печку. А как вы думаете: «Чем топили печь?»
Ответы детей.
- В печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
- А в каких сказках тоже что-то пекли в печи? («Колобок», «Маша и медведь», «Царевна лягушка»)
- Верно, хорошо помните русские народные сказки.
II. Основная часть
(В избу входит дед).
Дед: Здравствуйте. Как много у нас гостей. А у меня сегодня день рождения.
Воспитатель: Ребята, а давайте поздравим деда с днем рождения. Только вот как? Споем ему «Каравай».
(Дети выходят из-за стола, встают вокруг деда).
Хороводная игра «Каравай»
Как на деда именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины!
Вы такой низины!
Вот такой ширины!
Вот такой ужины!
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!
Дед: спасибо, ребятки, порадовали деда.
Воспитатель: А что же тебе, дедушка, подарить на день рождения?
Дед: Испеки-ка мне, бабка, колобок. (Задумывается) Вот только у нас муки то нет.
Воспитатель: А ты по коробу поскреби.
Дед: (Чешет затылок) А что такое короб?
Воспитатель: Это коробка из бересты, в которой хранится мука.
Дед: (Смотрит в короб) Так короб то пустой.
Воспитатель: А сходи-ка ты, по сусеку помети.
Дед: А что это - сусек? И куда мне сходить-то?
Воспитатель: сусек – это отгороженное досками место в сарае, в котором хранится мука.
Авось и наберешь муки пригоршни две.
Дед: А это сколько?
Воспитатель: Пригоршня – это ладони, сложенные горстью. Вот сколько муки тебе нужно набрать.
(Дед уходит за мукой)
Воспитатель: Ну а что такое колобок вы ребята знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Колобок – это небольшой круглый хлеб. А вы поможете мне слепить колобок для деда?
Дети: да.
(Возвращается дед с мукой)
Воспитатель: А что кроме муки нужно, чтобы замесить тесто?
Ответы детей.
Воспитатель: Но прежде, чем начать месить тесто для колобка, что нужно сделать, чтобы не запачкать одежду?
Дети: надеть фартуки.
Воспитатель: Правильно. А кто еще надевает фартук, когда готовит еду?
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, берем миску с мукой, наливаем воду и замешиваем тесто.
Дети с воспитателем замешивают тесто и лепят колобки.
Воспитатель: А как нужно лепить колобок? (круговыми движениями ладоней). А теперь давайте украсим наши колобки. Вот колобки и готовы. А где мы их приготовим? (в печке).
(Несет колобки к печке).
- Ой, дед, что же ты печку забыл вытопить то? Как же мы будем готовить наши колобки?
- А давайте отдадим их повару на кухню. А как зовут нашего повара?
(Отдают колобки повару)
Воспитатель: А пока колобки пекутся, вспомним, что еще можно сделать из теста?
Ответы детей.
Воспитатель: А дед, то наш загрустил совсем. Может быть, вы споете для него какую-нибудь веселую песенку?
Дети поют песню и играют на ложках.
Повар приносит испеченный хлеб.
Повар: а вот и ваш хлеб подоспел.
Воспитатель: (Забирает хлеб у повара) Скажем Надежде Николаевне Спасибо. Вот это да, колобки то прилипли друг к другу, и у нас получился другой хлеб - Саратовский калач — это старейший вид белого хлеба в России. Калач является символом нашей Саратовской области. Саратовский калач похож на кулич. Главная его особенность в том, что он очень мягкий и воздушный.
- А теперь давайте накрывать на стол и вместе пить чай.
III. Заключительная часть
Ребятки, понравилось ли вам у нас с дедом в гостях? А что вам больше всего запомнилось? Что было самым интересным? А что вы расскажете дома маме?