Елена Мурашка
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
«Знакомство с казачьей хатой»
Образовательная область : познавательное развитие
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Цель: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой кубанского казачества; вызвать интерес к прошлому, желание узнавать новое, воспитывать любовь к малой родине; активизировать словарный запас слов (скрыня; чугунок; макитра; рубель; жбан; Божница; Кувшин; рушник; кочерга; ухват); закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; развивать связную речь. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Материал: мультимедийная презентация «Казачья хата», альбом с семейными фотографиями
Воспитатель вносит в группу свой семейный альбом и начинает рассматривать.
В: Ребята, кто хочет со мной посмотреть мой семейный альбом?
Это моя семья. А как по - другому можно назвать семью? (родня) Бабушка, дедушка, мама, папа- это близкие родственники, а есть еще дальние родственники. Как вы думаете, кого называют дальними родственниками? (правильно, прадедушки, прабабушки, тети, дяди, племянник- это дальние родственники) Возможно ваши дальние родственники, как и мои. жили на Кубани. А вы хотели бы узнать, как они жили? Вам интересно это? А как это можно сделать? (можно посмотреть книгу, посмотреть фотоальбом, а еще есть возможность посмотреть на экране) Хорошо, кому интересно, тогда располагайтесь поудобнее, мы с вами отправляемся в прошлое к казакам.
Слайд 1
В: Ребята, кто знает чей это портрет? Правильно это портрет Екатерины2. А что вы знаете об этой царице? Ребята, эта правительница российская подарила казакам земли Кубани.
А как вы думаете за что она могла сделать такой щедрый подарок?
( дети: за заслуги перед родиной, за храбрость, за победу над врагом)
В: Приехали казаки в наш край Кубанский. Посмотрите какими они были.
Слайд 2
Опишите какая казачка? ( дети: красивая, опрятная, трудолюбивая, веселая и т. д.) А какой казак (храбрый, сильный, отважный и т. д.)
А хотите заглянуть в дом казака?
Слайд 3
Посмотрите, это жилище казака.
называется оно хата. А как вы думаете из каких материалов строил казак хату? ( дети: из соломы, глины, камыша)
В: Правильно, а почему он использовал именно этот материал? ( дети: потому что этого природного материала было много на Кубани)
В: Хату строил сам казак, а казачка белила хату известью, посмотрите какими они былыми, красивыми, нарядными.
Слайд 7
Обратите внимание, что в каждой хате была печь. Как вы думаете для чего она была нужна? ( дети: чтобы готовить еду, обогревать жилище)
В: Правильно, а посмотрите такая же печь стоит на казачьем подворье. Для чего это нужно? ( дети: для того, чтобы летом готовить еду во дворе, потому что летом печь в доме топить нельзя)
В: Правильно, летом готовили еду на казачьем подворье.
Слайд 8
А поддерживали жар вот таким приспособлением. Кто знает, как оно называется? (ответы детей)
В: Это кочерга, как вы думаете из какого материала она изготовлена? А можно ее изготовить из пластмассы, из стекла, из дерева? А почему нет? ( дети: нет, только из металла, потому что это очень прочный материал, который не боится огня)
В: А, что могли делать с этими горшками? Для чего они были нужны? (рассуждения детей)
Слайд 9
В: Эта посуда для приготовления пищи, и называется она чугунок. Ребята, а как вы думаете,можно ли было раньше пользоваться современными кастрюлями? (рассуждения детей).
Слайд10
Ставили чугунок в печь с помощью вот такого предмета. Называется он ухват. Из каких частей он состоит? ( Дети: деревянная палка и железный круглый наконечник). Как вы думаете, для чего такая длинная ручка (рассуждения детей) Да, эта длинная палка нужна, чтобы не обжечь себе руки, когда достаешь чугунок из печи.
Слайд11
Как вы думаете, как называется этот сосуд? Для чего он нужен? (рассуждения детей)
В: В этих глиняных сосудах хранили молоко. Назывались они глэчики.
В: Ребята, казаки очень бережно относились к посуде, и не выбрасывали ее даже если она потрескалась. Все знали такую загадку. " Пока был ребенок, спал без пеленок, стар стал, пеленаться стал. " Обматывали казаки потрескавшуюся посуду берестой, и хранили в ней сухие продукты.
Слайд12
А такая глиняная миска называлась макитра. В ней замешивали тесто, хранили хлеб, вареники и подавали на стол
Слайд 13
А это что за посуда? (кувшин.)На какую посуду она похожа (глэчик) А в чем их различие? ( дети: у кувшина есть ручка и носик)
Слайд 15
Вот еще казачья утварь. Что это? Я подскажу вам, как он интересно называется жбан- это жбан, в нем квасили капусту, огурцы. Как вы думаете, для чего это делали казаки? (чтобы зимой кушать салаты из овощей)
Слайд 17
А кушали вот такими деревянными ложками. Их тоже изготавливал казак, а казачка их украшала узорами. В каждой хате стоял большой деревянный стол. Как вы думаете почему он был такой большой? ( дети: семья была большая)
Слайд 19
В: Правильно, казачьи семьи были очень большие. Посмотрите на эту семью. В каждой казачьей семье было по 5-7 детей. Старики и дети жили вместе.
Слайд 20
В каждой семье была прялка. Как вы думаете, что с ее помощью делала казачка? ( дети: казачка пряла из шерсти нити). А для чего она это делала? Какие вещи она могла связать?
Слайд 21
В: Ребята, как вы думаете где хранили вещи казаки (рассуждения детей)
В: Вещи казаки хранили в сундуках. Назывался он скрыня, как вы думаете, от какого слова оно образовано? (скрывать)
Слайд 22
А это рубель приспособление для глажки и стирки. Обратите внимание на внешний вид. Как вы думаете, как им пользовались? (размышления детей)
Слайд 23-24
В: Ну а эту мебель вы конечно все знаете. Как она называется? Похожа она на современную кровать? А что в ней необычного? А почему они такие высокие? ( дети: перины были набиты пухом: гусиным, утиным)Не во всех казачьих семьях были кованные кровати, потому что они были очень дорогими. многие казаки спали на деревянных лавках.
В каждой хате казака была колыбель. как вы думаете, кто в ней спал? Правильно, так как семьи были большие, обязательно были маленькие дети, которые спали в этих колыбелях. Казак подвешивал колыбель к потолку, чтобы казачка укачивала малышей и пела им колыбельные песни.
Слайд 25-30
Хату украшали старинными фотографиями. Фотографии были очень дорогими, поэтому запечатлены были только самые важные событиями. Проводы в армию, на войну, свадьба.
Слайд 31
В каждой хате был святой угол, назывался он Божница. Так как казаки были очень верующими людьми.
Слайд 32
Украшали Божницу рушником. это такое полотенце, которое вышивала сама казачка. Посмотрите какие цвета она использовала для вышивания? ( дети: белый, красный, черный) Белый цвет -это зарождение жизни. А как вы думаете, что означал красный цвет? (любовь) А черный (плодородие, почва). Украшали рушниками не только Божницу, а еще окна и двери.
Слайды 33-36
А вы хотите поиграть в игру " Найди нужный предмет"?
Тогда внимание на экран. О каком их этих предметах я буду рассказывать?
В этом глиняном кувшине казачка хранила молоко?
(ребенок выходит к доске, активирует картинку глэчика и передвигает в центр)
Как называется широкая глиняная миска?
Как называется сосуд, у которого есть ручка и носик?
В чем квасили капусту?
А чем доставала казачка чугунок из печи?
В чем казаки хранили вещи?
А что за два неразлучных предмета, без которых казачка не могла гладить и стирать?
В чем казачка готовила еду в печи?
А как назывался святой угол?
Чем украшали Божницу?
Что такое рушник?
Вам понравилось в гостях у казака с казачкой? А вы хотели бы жить в такой хате? Почему? Что больше всего вам понравилось? Какой из предметов вы хотели бы иметь в вашем доме?
Какой предмет было сложнее всего запомнить?
А чтобы вы еще хотели узнать о казаках? Мы обязательно вернемся в гости в казачью семью, чтобы познакомиться теперь с их традициями. А сейчас кто хочет можете нарисовать тот предмет, который вам больше всего понравился и рассказать потом дома об этом предмете.