Прибылова Лидия Анатольевна
Конспект организованной образовательной деятельности «Собирайся народ, осень в гости идет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщить детей к русским национальным духовным культурным ценностям.
Задачи:
Образовательные задачи :
- Познакомить детей с разными формами русского народного творчества (изобразительного, речевого, песенного);
- Пробудить интерес к русской народной культуре;
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развивающие задачи:
- Эстетические чувства детей, творческое воображение, коммуникативное общение.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Собирайся народ, осень в гости идет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и традициями.
Оборудование: изделия русских народных ремесел – вышитые и вязанные салфетки, дымковские игрушки, матерчатые куклы, матрешки, деревянная посуда, расписанная в стиле «Гжель» и «Хохлома».
Подготовительная работа: ознакомить детей с русским народным творчеством; разучить закличку «Дождик», попевка «Котенька-коток», «Дроздок», русскую народную песню «Как под наши ворота», песню «Матрешки» (музыка Филиппенко, песню «Гжель» (музыка З. Ротт, песню «Ах, вы сени, мои сени» в исполнении детского оркестра шумовых инструментов; провести тематические занятия о русских народных ремеслах «Гжель» и «Хохлома»; организовать выставку старинных игрушек, детских рисунков на тему «Гжель», «Хохлома»; разучить докучную сказку «Жил-был царь.», игру «Горелки», стихи о ярмарке.
План проведения:
1. Путешествие во времени.
2. Докучная сказка «Жил-был царь.»
3. Музыкальный оркестр.
4. Народные загадки.
5. Закличка «Дождик».
6. Попевка «Котенька-коток».
7. Роспись посуды «Гжелью» и «Хохломой».
8. Выставка старинных игрушек.
9. Песня «Матрешки».
10. Инсценировка ярмарочного торга с закликанием.
11. Потешная песня «Дроздок».
12. Русская народная игра «Горелки».
13. Хоровод.
14. Итог праздника.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Добрый день и вам, гости дорогие : мамы, папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы здесь собрались для того, чтобы отправиться в удивительное путешествие: путешествие во времени. Мы перенесемся в те далекие времена, когда «сказки по земле ходили», когда Емеля на печи к царю в гости ездил, Иван-царевич ходил ;смерть Кощееву искать, а в садах росли молодильные яблоки. Проще говоря, в те давние времена, когда жили на земле ваши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки.
А поможет нам совершить это путешествие музыка.
(Звучит запись вокального фольклорного ансамбля «Во горенке».)
Ведущий: Ну, что же, ребята, давайте-ка проверим, получился наш переход во времени или нет? Говорят, в ту пору люди сказок много знали, да не только простые, но и «докучные». А что такое докучная сказка?
(Ответы детей.)
Ведущий: Правильно, та сказка, которую без умолку рассказывать можно.
Вот и расскажем.
Докучная сказка «Жил-был царь.»
Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочала —
Начинай сначала.
Ведущий предлагает интонационное упражнение: докучную сказку дети рассказывают спокойно, затем как сплетню, причитание, с интонацией скоморохов - глашатаев.
Ведущий: Хорошо вы, ребята, сказки сказывать умеете. А ведь в ста-рину люди не только этим умением славились, еще и музыкальностью своей. Даже на ложках играть могли. Давайте и мы попробуем.
Детский музыкальный шумовой оркестр исполняет песню «Ах вы, сени, мои сени».
Ведущий: Значит, вы и сказки знаете, и музыке обучены. Хорошо! Тогда предлагаю вам отправиться на праздничную осеннюю ярмарку. Там и на людей поглядеть можно, и себя показать. Ребята, а что такое ярмарка? Какими товарами там раньше торговали?
(Ответы детей.)
Ведущий: Давайте-ка посмотрим, что там в овощном ряду делается? Попробуем угадать, какие овощи привезли на ярмарку?
1-й ребенок: Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)
2-й ребенок: Алый сапог в земле горит. (свекла)
3-й ребенок: Не шит, не кроен, а весь в рубцах.
Без счету одежек, и все без застежек. (кочан капусты)
4-й ребенок: Ни окон, ни дверей – полно горница людей. (огурец)
5-й ребенок:Кругла, а не месяц, желта, а не масло
С хвостиком, а не мышь. (репа)
Ведущий: Да, ребята, много овощей на ярмарке. Чтобы такой бога-тый урожай вырастить, нужно и умение, и терпение, и чтобы погода по-могла: солнышко бы землю грело, а дождик ее поливал. Ведь если долго дождя не было, урожай мог погибнуть. Что же люди придумали, как от жары землю уберегали?
(Ответы детей.)
Дети исполняют заклинку «Дождик».
Ведущий: Умели наши прадеды с природой ладить! Трудно было найти тот двор, где не было бы домашних животных. Все они человеку в хозяйстве помогали. Что это были за животные – угадайте!
1-й ребенок: Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Лошадь)
2-й ребенок: По горам, по долам,
Ходит шуба да кафтан.
(Овца)
3-й ребенок: На селе лежит,
Сама не ест
И другим не дает.
(Собака)
4-й ребенок: Вся мохнатенька,
Четыре лапки,
Сама усатенька.
(Кошка)
5-й ребенок: Кто родится с усами? (Котенок)
Ведущий: Котенок в доме не только мышей ловил, но еще и детишек забавлял, а за это люди про него шуточные попевки придумывали.
Попевка «Котенок».
Ведущий: Пока мы с вами пели да загадки разгадывали, на ярмарку новый товар привезли. Да только что-то с ним по дороге случилось.
Ехали две телеги, да столкнулись, товар-то весь и смешался. Давайте поможем мастерам с этой бедой разобраться, может, и новому ремеслу обучимся.
На 2-х листах нарисованы вазы, отдельно лежат узоры, дети украшают вазы элементами «Гжели» и «Хохломы».
Ведущий: Спасибо вам, ребята! Очень красивые вазы у вас получи-лись. А вы знаете, что это за роспись на них. (Ответы детей.)Теперь точно весь товар распродан будет. А ведь на ярмарку не только дельный да необходимый товар возили, не забывали никогда и про деток. А как вы думаете, какой товар детям понравиться мог? Правильно, игрушки. Вы хотите посмотреть, какие раньше игрушки были?
Дети вместе с ведущим рассматривают выставку игрушек: тряпичных кукол, дымковские глиняные игрушки, деревянные игрушки и матрешки.
Ведущий: А так как наша ярмарка не совсем обычная, то здесь матрешки еще петь и танцевать могут. Посмотрим.
Девочки в костюмах матрешек исполняют песню «Матрешки».
Ведущий: Что это мы с вами все по ярмарке ходим, да чужой товар рассматриваем. Надо бы нам и свою торговлю развернуть. А ну подходи, выбирай себе товар.
Дети разбирают необходимый реквизит.
Ведущий: Значит, чем торговать будете, вы выбрали! А знаете ли вы, как к своему товару внимание привлечь? (Ответы детей.)
Ведущий: Ну, что же, все вы знаете — начинайте торговлю.
Инсценировка ярмарочного торга с закликанием.
Ведущий: У дядюшки Якова
Товару хватит всякого!
Тары-бары, растобары,
Расторговывай товары!
1- й ребенок: Сами мы рязанские! Сельди астраханские!
Давай — выбирай! Покупай - забирай!
2- й ребенок: Вот орешки! Хорошие орешки!
Вкусные, на меду, давай шапку, накладу!
3-й ребенок: Кому пирожки! Горячие пирожки!
С пылу, с жару, гривенник за пару!
Нажарила, напекла Акулина для Петра!
Давай, налетай!
4-й ребенок: Ай, да сбитень, сбитенек!
Кушай, девки, паренек!
Кушайте и пейте, денег не жалейте!
Сбитень сладкий, на меду!
Ну-ка, меду покладу!
5-й ребенок: У нас в Рязани грибы с глазами!
Их едят, а они глядят!
6-й ребенок: Есть ниточки, есть катушечки!
Подходите покупать девки-душечки!
Ведущий: У дядюшки Якова
Товару хватит всякого!
Тары-бары, растобары,
Разобрали все товары!
Ведущий: Молодцы, ребята, весь товар распродали! Что же вы думаете, здесь и ярмарке конец? Конечно, нет! Именно тогда, когда весь товар был раскуплен, и начиналось настоящее веселье да ярмарочные гулянья. А уж веселиться наши прадеды умели, много потешек знали. Давайте и мы исполним потешную песню.
Потешная песня «Дроздок».
Ведущий: А еще на ярмарках без веселых игр не обходилось. Предлагаю сыграть в «Горелки».
Игра «Горелки».
Ведущий: Ну, а уж под вечер, когда все напляшутся, наиграются, на-бегаются, устанут — тут и хороводы поводить можно. А вы умеете?
Хороводная песня «Как под наши ворота».
Ведущий: Вот и подошел к концу наш ярмарочный день, а вместе с ними наше путешествие в старину. Нам пора домой возвращаться в «свое время». И снова нам поможет музыка.
Звучит запись хороводной песни «Уж ты, сад, ты мой сад» в исполнении фольклорного ансамбля.
Ведущий: Давайте еще раз вспомним, где мы сегодня были и что видели? Что вам больше всего запомнилось?
(Ответы детей.)
Ведущий: И напоследок я открою вам один секрет. Если вы захотите отправиться в подобное путешествие сами, то стоит лишь подойти к бабушке или дедушке и спросить, а как жили они, когда были маленькие, в какие игры играли, какие песни пели и т. д. Думаю, они с удовольствием совершат вместе с вами путешествие в свою молодость и расскажут вам обо всем!