Елена Никитина
Конспект ООД по национально-региональному компоненту в подготовительной группе «Красная книга Карелии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
по национально – региональному компоненту
«Красная книга Карелии» (животные и птицы).
Автор: Никитина Елена Васильевна, воспитатель МДОУ Детский сад № 2 «Солнышко» г. Петрозаводск
Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.
Программное содержание:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Красная книга
- Красная книга. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Природа Карелии: животные растения
- Республика Карелия
- Республика, область, край. Список городов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Обучающие задачи:
-Познакомить детей с Красной книгой Карелии, объяснить ее значимость;
-Расширять и углублять знания детей о животных и птицах Карелии, занесенных в Красную книгу;
-Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
Развивающие задачи:
-Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме;
-Развивать наблюдательность, мышление, память, интеллектуальные эмоции детей, умение внимательно слушать.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать гуманное и ответственное отношение ко всему живому, чувство милосердия, интереса к природе и проблемам ее охраны, правильное поведение в природной среде.
Интеграция образовательных областей:
-Познавательное развитие;
-Речевое развитие;
-Социально-коммуникативное развитие;
-Художественно - эстетическое развитие;
-Физическое развитие.
Предварительная работа:
Знакомство с иллюстрированными энциклопедиями: «Животный мир; ООД по экологическому воспитанию; чтение художественной литературы о природе; заучивание стихотворений, отгадывание загадок о животных, птицах; беседы о правилах поведения в природе; рисование по теме.
Оборудование и материал:
Карточки с изображением опасных и полезных ситуаций; иллюстрации (слайды) редких животных и птиц, заповедников Карелии; Красная книга Карелии (картинка); аудиозапись «Звуки леса».
Ход ООД:
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие о природе, об окружающем мире. Но прежде чем начать, я попрошу встать вас в круг, повторять слова и выполнять движения.
К тебе я обращусь, мой друг,
Вставай скорее с нами в круг,
Почувствуй радость и тепло, и как с друзьями хорошо.
Воспитатель: Подарим друг другу улыбки. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, а куда? Отгадайте загадку друзья:
Мы отправимся туда, где высокая трава,
Для зверей здесь дом родной
А мы лишь гости здесь с тобой. (в лес)
Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в лес, нужно пройти через волшебный обруч. Не забудьте поздороваться с лесом
Дети проходят через обруч и здороваются.
Звучит аудиозапись: «Звуки леса».
Воспитатель: Ребята, как хорошо в лесу! В прекрасном мире природы. Посмотрите, сколько здесь красивых цветов, растений, деревьев, прекрасных птиц и животных! Но этого всего может не быть, если люди перестанут беречь и охранять природу. Некоторые растения, животные, птицы, насекомые стали редкими, и их осталось очень мало.
Воспитатель: Почему это происходит? (ответы детей).
Воспитатель: Редкие животные и растения охраняются законом, но люди часто нарушают этот закон. Человек бывает очень жесток по отношению к природе. Вот и придумали умные и добрые люди Красную книгу. Может кто- то из вас слышал о ней, и может нам рассказать. (ответы детей).
Воспитатель: В ней рассказывается о разных животных и растениях, известных, и даже не известных нам, которые охраняются законом. Почему книга называется - «Красной»? (Ответы детей).
Воспитатель: Красный – цвет опасности, угрозы, и значит растения и животные нуждаются в охране, в бережном к ним отношении.
Воспитатель: Ребята, как называется наша республика? (Карелия).
Воспитатель: Правильно, в республике Карелия. У нас есть своя «Красная книга», которая так и называется: «Красная книга Карелии» (показ картинки).
Воспитатель: В Красной книге Карелии очень много животных и птиц, которые охраняются законом. Хотите с ними познакомиться?
Воспитатель: Итак, наше путешествие начинается. Сейчас мы с вами отправимся на первую полянку. Слушайте загадку:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, остроглазый
По деревьям любит лазать (белка).
Воспитатель: Ребята, у нас в Карелии живет белочка, которая называется белка-летяга. (показ картинок)
Воспитатель: Как вы думаете, похожа ли она на обычную белку? (ответы детей).
Воспитатель: Белка – летяга – удивительное животное. Она имеет кожистые перепонки между передними задними лапками, «как крылья». Чем питается белка-летяга? (ягодами, грибами, семенами растений). Встретить белку-летягу можно только ночью, когда она выходит на охоту или прогулку, поэтому ее можно спутать с летучей мышью.
Воспитатель: Следующее животное, с которым я хочу вас познакомить -бурозубка. Посмотрите на картинку, на кого она похожа?
Воспитатель: Внешне бурозубка похожа на мышь, однако по своему строению она ближе всего к кротам и ежикам. У нее острая мордочка, уши спрятаны в густой шерсти. Бурозубка питается насекомыми.
Воспитатель: Следующее животное – ласка (ласочка). Ласка – очень маленький зверек. У нее очень тонкое, гибкое тело. Это самый страшный враг мелких грызунов. Летом ласка бурого цвета, а зимой белого.
Воспитатель: В Красную книгу Карелии занесены еще очень много животных: норка, северный олень, выдра, косуля, енотовидная собака, росомаха, еж обыкновенный, уж, гадюка, ящерицы и другие (показ иллюстраций).
Воспитатель: Наше путешествие продолжается.
Физкультурная минутка: «Добрый лес»
Добрый лес, старый лес (широко разводим руки в стороны)
Полон сказочных чудес! (повороты вправо- влево с вытянутыми руками)
Мы идем гулять сейчас (ходьба)
И зовем с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки (присесть)
По тропинке мы гуляли,
На полянке мы скакали, (прыжки)
Как прекрасен добрый лес,
Полон сказочных чудес! (ходьба).
Воспитатель: Мы вами пришли на следующую полянку.
-Отгадайте загадку:
Спит весь день в дупле она,
но лишь выглянет луна,
гулко ухает, летает
и лесных зверей пугает (сова).
Воспитатель: Правильно, это сова. В Красную книгу Карелии занесены три вида семейства совиных: белая сова, неясыть и филин (показ картинок).
Воспитатель: Это очень крупные, хищные птицы с прекрасным слухом. Кто такие хищники? (ответы детей).
Воспитатель: Они уничтожают грызунов другую мелкую живность. А филин нападает даже на коз, барсуков и косуль.
Воспитатель: Следующая загадка:
Длинноногий, длинношеий
длинноклювый, телом серый,
а затылок голый, красный,
бродит по болотам грязным,
ловит в них лягушек,
бестолковых попрыгушек (серый журавль).
Воспитатель: Правильно, журавль – это высокая, дневная птица с длинной шеей и длинными ногами. Журавли живут парами. Они всеядные птицы, питаются насекомыми, ящерицами, жабами, рачками и моллюсками.
Дидактическая игра: «Составь картинку» (разрезные картинки)
Воспитатель: Ребята, сейчас задание сложить картинки, и узнать птиц, которые тоже занесены в Красную книгу Карелии. (жаворонок, дятел, лебедь, аист, куропатка, дрозд и др.
Воспитатель: Переходим на следующую полянку. Растения тоже нуждаются в нашей защите. Посмотрите на картинки. Многие из этих растений вам знакомы. Какие?
Ответы детей: венерин башмачок, купальница, медуница, гвоздика, колокольчик, ландыш и др.
Воспитатель: Кроме Красной книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник?
Ответы детей: -Заповедники – это место, где природа имеет право жить по своим законам. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, рыбы, птицы и все живое.
Воспитатель: Кто знает заповедники в Карелии?
Ответы детей: В Карелии есть два заповедника: «Кивач» и «Костомукшский». (показ иллюстраций).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Охранять природу нужно в любом месте.
Воспитатель: Давайте вспомним правила охраны природы. А помогут нам выполнить задание карточки – подсказки.
Дети выбирают карточки и озвучивают их:
- Ходить по тропинке.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не топтать цветы, травы.
- Не кричать, не включать громкую музыку.
-Не разорять птичьи гнезда.
-Не ловить мальков и лягушек.
-Не разрушать грибницы.
-Не ловить насекомых, не рвать паутинки.
-Не разорять муравейники.
-Не оставлять не затушенных костров.
Воспитатель: А теперь пришла пора, возвращаться нам друзья:
-По тропинке мы гуляем (ходьба по кругу, останавливаются).
-Что интересного вы на занятии узнали? (ответы детей).
А друзьями природы вы стали? (ответы детей).
-До свиданья, добрый лес,
Полон сказочных чудес.
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
Воспитатель: Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинками и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.
Воспитатель: Послушайте, какие красивые стихи об этом написал поэт А. Дайнеко
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда бы дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.