Милана Шамхалова
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи звук [Ш]»
▼ Скачать
Конспект «Развитие речи». Тема: «Звуковая культура речи звук Ш».
Цель: показать детям артикуляцию звука ш, учить легко произносить звуки в словах, различать слова со звуком ш.
Задачи:
Образовательные:
упражнять детей в произношении звука ш в словах и слогах
различать слова со звуком ш.
Развивающие:
развивать фонетический слух
учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Звуковая культура речи звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
воспитывать звуковую культуру речи
воспитывать культуру общения.
Методические приемы: организационный момент, игровой сюжет, беседа, использование яркой наглядности ИКТ, сюрпризный момент, рефлексия.
Словарная работа: щенок, гусь, подойдет, отойдет.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Средства реализации: щенок, гусь, картинки с изображением одежды, раскраски.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для речевого дыхания, дидактические игры «Определи слово с заданным звуком», «Доскажи словечко», «Найди звук «Ш», физкультминутка.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Начнем нашу встречу с приветствия!
Собрались мы с вами в круг.
Я — твой друг, и ты — мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. А теперь улыбнемся нашим гостям и скажем: «Здравствуйте».
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сейчас сели правильно, спина прямая, ноги вместе руки на коленях.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Посмотрите ребята в окно и скажите мне: какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Какие признаки зимы вы знаете?
Дети: Мороз, снег, ветер.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку…
С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые…
Дети: Снежинки.
Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»
Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул.
(И. п. – о. с. сделать полный вдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.)
сделать полный вдох, втягивая живот и ребра грудной клетки;
задержать дыхание на 3-4 секунды;
сделать губы трубочкой, выпустить воздух.
Сюрпризный момент — Ребята сегодня к нам в гости пришел щенок Шарик. появление щенка. (Щенок Шарик просит детей научить его шипеть как птица, название которой он забыл, но помнит загадку о ней).
Воспитатель: Загадывание загадки о гусе:
С длинной шеей, белый, белый,
С красным клювом. Хоть я смелый-
Он шипит и я боюсь
Кто же это?
Дети: Это… (Гусь)
II. Основная часть
Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Шарика шипеть как гуси. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику.
1. Артикуляционная гимнастика
(• Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.)
2. Знакомство со звуком Ш
Воспитатель. Ребята, вспомним, как ветер шумит
Дети: (Ш-Ш-Ш).
Воспитатель: Вот так и гуси шипят.
А теперь сомкните зубы, вытяните губки в трубочки и произнесите звук «Ш». (При этом напоминает, что зубы не размыкаются и язык находиться за зубами.) (Воспитатель обращает внимание детей, на то, что при произнесении звука «Ш» на ладони поднесенной ко рту, но не прижатой к нему, ощущается струя воздуха.)
Щенок Шарик очень любит играть и предлагает вам игру «Доскажи словечко».
Воспитатель: Носит яркий гребешок
Наш веселый…
Дети: Петушок.
Воспитатель: Вот бежит малышка, серенькая…
Дети: Мышка.
Воспитатель: Сегодня все ликуют
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные…
Дети: Шары.
Воспитатель: Шарику понравилось, как вы отгадываете загадки, а теперь
щенок Шарик предлагает нам поиграть с ним в игру «Громко-тихо». Когда гусь будет подходить близко вы будите шипеть громко – громко Ш-Ш-Ш, а когда гусь отходит от вас вы шипите тихо- тихо ш-ш-ш.
Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно, (Приседания.)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорее в воду — плюх! (Присели.)
Воспитатель: Сели на стулья, спинки выпрямили, ноги вместе руки на колени.
3. Работа по картинам (название одежды).
Воспитатель. Слов со звуком Ш очень много, давайте вспомним название одежды на звук ш.
Дети: шубу, шапка, шарф, штаны, шорты.
4. Д/игра «Определи слово с заданным звуком».
Машина, шапка, дом, яблоко, шуба, шарф, кукла, игрушка, лягушка, малыш, каша, белка, заяц, мышонок. (Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)
5. Щенок Шарик очень любит чистоговорки. Хотите вместе с ним проговорить?
Давайте повторим:
Ша-ша-ша… наша Маша хороша
Шу-шу-шу… дали кашу малышу
Ши-ши-ши… съели кашу малыши
Шо-шо-шо… после каши хорошо.
Воспитатель: Ребята! Нашему Щенку Шарику пора уходить, Шарик очень рад и благодарит вас, что вы научили его шипеть как гуси и произносить звук Ш правильно. Он приготовил для вас подарки: раскраски, которые вы раскрасите дома.
III. Подведение итога
- А с каким звуком мы сегодня познакомились? (Ш).
- Где мы слышим эти звуки? (Шипение гуся, шум ветра).
- Кто приходил сегодня в гости?
- Вы сегодня молодцы!
- Давайте скажем до свидания нашим гостям.