Гульназ Шарифуллина
Конспект ООД в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: расширять у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные :
-продолжать обогащать речь детей существительными, прилагательными, характеризующими свойства предмета : магнит;
-расширять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах магнита;
Публикация «Конспект ООД в образовательной области „Познавательное развитие“ на тему „Свойства магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
-расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду);
-формировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит.
Развивающие :
-развивать коммуникативные навыки, умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёров и делать простейшие выводы, излагая свои мысли, активизировать словарь детей;
-развитие наблюдательности, создать условия для проявления инициативы, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, добывать информацию различными способами.
Воспитательные:
-воспитывать умение, соблюдать правила техники безопасности;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Средства реализации: магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, бумажные предметы в тарелочках (кусок ткани, бумага, деревянная матрешка, ластик, пластиковый конструктор, монета, болтик, скрепка, картон А4 в полосках, бумажные машинки, емкости со скрепками, стакан с водой (на каждого ребенка, конверт с письмом сюрпризная коробка (от Фиксиков, мяч (1шт).
Словарная работа: эксперимент, лаборатория, лаборант, магнит, опыт, притягиваются, намагнитились, отталкивание, скрепки, полюса, магнетизм, посоприкосаемся.
Интеграция областей : «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие».
Предварительная работа: беседа «Что такое магнит?», познакомить детей со свойствами магнита, эксперименты с магнитом.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний о магните и интереса к экспериментальной деятельности. Способность детей в дальнейшем самостоятельно экспериментировать с магнитом.
Ход образовательной деятельности:
1. Вводная часть (организационный момент) :
Воспитатель: дети, давайте поприветствуем друг друга.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
"Доброе утро!" – солнцу и птицам.
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки мне.
Воспитатель: вот мы и поприветствовали друг друга, подарив хорошее настроение.
Сюрпризный момент:
Раздается стук в дверь и в группу заносят коробку и конверт.
Воспитатель: дети, нам с вами прислали конверт и коробку. Давайте посмотрим, что внутри.
(читает письмо).
«Здравствуйте, дети! Пишут вам Нолик и Симка. В нашей научной лаборатории мы нашли камень. Этот камень волшебный он всё притягивает.
Он лежит в коробке. Но мы не знаем, как он называется и для чего он нужен. Помогите нам в этом разобраться. Желаю вам удачи. Ваш Нолик и Симка из мультфильма «Фиксики».
Воспитатель: поможем Нолику и Симке?
Дети: да
Мотивационная деятельность.
Воспитатель: интересно, что же лежит в коробке?
(педагог достает магнит).
Воспитатель: дети возьмите камень в руки и внимательно рассмотрите. Я даже сама не знаю что за камень.
Воспитатель: Какой он на ощупь?
Дети: холодный, твердый, тяжелый.
Воспитатель: а кто знает, что это такое?
Дети: железо, камень, магнит
Воспитатель: надо это нам выяснить в нашей лаборатории. Я вас приглашаю! Займите свои места. Сели красиво. Спинки выровняли.
Воспитатель: дети, сегодня с вами будем проводить опыты для того чтобы узнать что нам прислали «Фиксики».
Воспитатель: дети напомните мне правила поведения в лаборатории?
Воспитатель показывает символы.
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).
Опыт № 1. «Всё ли притягивает камень»
Воспитатель: дети, давайте мы с вами проведём первый опыт. И узнаем, притягивает ли этот камень, предметы. Сели красиво. Спинки выровняли. Слушайте меня внимательно!
Воспитатель: у вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом : справа, положите все предметы, которые камень притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на камень.
Воспитатель: как мы это проверим?
Дети: надо провести камень над предметами.
Воспитатель: правильно, что бы это проверить, надо провести камнем над предметами.
Воспитатель: дети, а как вы думаете, что это может быть?
Дети: магнит
Воспитатель: да, я тоже так думаю. Это магнит. Дети попробуйте сами!
Вывод: дети мы с вами выяснили, что этот камень, который нам отправили «Фиксики», оказывается магнит.
Воспитатель: Вика расскажи, что мы делали?
Вика: провели магнитом над предметами
Воспитатель: Даша и что получилось?
Даша: некоторые предметы не реагируют на магнит.
Воспитатель: Милена, а какие предметы магнит не притянул?
Милена: магнит не притянул : кусок ткани, бумагу, деревянная матрешка, ластик, пластиковый конструктор.
Воспитатель: Семён скажи, магнит притягивает, какие предметы?
Семен: монета, болтик, скрепка.
Воспитатель: дети значит, какой мы можем сделать вывод?
Дети: магнитные силы действуют только на металлические предметы!
Воспитатель: молодцы дети.
Воспитатель: а сейчас дети я вам предлагаю провести второй опыт с нашим магнитом, называется «Бумажные гонки»!
Опыт№2. «Бумажные гонки».
Воспитатель: Сели красиво. Спинки выровняли. Слушайте меня внимательно!
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, можно ли заставить двигаться бумажную машинку с помощью магнита?
Дети: да, нет
Воспитатель: дети положите бумажную машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам.
Воспитатель: приступаем к гонкам.
Воспитатель: какой можно сделать вывод?
Дети: магнитная сила проходит через бумагу и картон.
Вывод: правильно, магнитная сила проходит через бумагу и картон.
Динамическая пауза.
Воспитатель: дети я вам предлагаю отдохнуть отвлечься от наших опытов. Встали около свих стульчиков.
Физминутка «Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.
Воспитатель: а теперь вернемся за свои рабочие места в лабораторию и продолжим эксперименты. Займите свои места. Сели красиво. Спинки выровняли.
Опыт № 3. «Магнитные полюса». (дети выполняют в парах)
Воспитатель: следующий наш опыт называется «Магнитные полюса»
Воспитатель: для выполнения этого опыта вам нужно будет работать в паре.
Воспитатель: вы знаете, что такое слово «полюс»?
Дети: нет, да
Воспитатель: Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются.
Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-".
Воспитатель: дети у каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет. Что вы видите?
Дети: наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы. Подсоединяйте их друг с другом.
Воспитатель: что вы видите?
Дети: они отталкиваются друг от друга
Воспитатель: верно, когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Попробуйте?
Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего.
Дети определяют полюса.
Вывод: какой мы можем сделать вывод?
Дети: оказывается у магнита два полюса.
Воспитатель: верно! Вилена скажи, какие полюса есть у магнита?
Вилена: магнита есть два полюса северный и южный.
Воспитатель: Арина повтори, какие полюса есть у магнита?
Арина: у магнита два полюса.
Воспитатель: молодец!
Воспитатель: а дальше мы с вами дети проведём опыт со скрепки.
Опыт № 4. «Опыт со скрепками»
Воспитатель: доставайте скрепки. Сели красиво. Спинки выровняли.
Воспитатель: дети, для этого опыта вам понадобятся ваши магниты, возьмите их, и скрепка. Магнит подносите к скрепкам.
Вывод: какой мы можем сделать вывод?
Дети: притягиваются.
Воспитатель: верно! Дети, как вы думаете, почему скрепки держатся?
Дети: их держит магнит
Воспитатель: правильно, их держит магнит. Сейчас мы магнит уберем – что происходит?
Вывод: какой мы можем сделать вывод?
Дети: они держатся одна за другую, и без магнита.
Воспитатель: как вы думаете – почему?
Дети: притягиваются, держатся, намагнитились.
Воспитатель: я вам подскажу. Когда скрепки держались за магнит, они намагнитились и стали маленькими магнитиками. Мы наблюдаем магнетизм.
Вывод: какой мы можем сделать вывод?
Воспитатель: Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.
Опыт №5. «Магнит и скрепка в воде».
Воспитатель: а следующий наш опыт я вам предлагаю достать скрепки из воды. Для этого вам надо опустить на свои тарелки скрепки. Сели красиво. Спинки выровняли.
Воспитатель: Возьмите в руки магнит. Доставайте скрепки? Получится, нет? Мне самой интересно? Все ли скрепки притягиваются к магниту?
Дети выполняют.
Вывод: какой мы можем сделать вывод?
Воспитатель: магнитная сила действует сквозь воду. Поэтому мы легко достали скрепку из воды.
3. Заключительная часть
Анализ и самоанализ деятельности детей.
Становимся в круг, пускаю по кругу мяч, задаю вопросы:
Воспитатель: дети, что мы с вами узнали, после нашего первого опыта Вика?
Воспитатель: дети, что мы с вами узнали, после нашего первого опыта Саида….?
Саида: магнит притягивает только железные предметы.
Воспитатель: молодец! Мы с вами второй опыт свойства узнали. Тимур…. Риана скажи?
Риана: магнитная сила проходит через бумагу и картон.
Воспитатель: молодец! Мы с вами третий опыт свойства узнали. Вилена…. Милена скажи?
Милена: у магнит имеет два полюса.
Воспитатель: как называется эти два полюса Рим….Даша?
Даша: "южный, "северный".
Воспитатель: молодец Даша! Мы с вами четвертый опыт свойства узнали. Ангелина…. Ярослав скажи?
Ярослав: скрепки, находясь рядом с магнитом, стали временными магнитами.
Воспитатель: молодец Ярослав! Мы с вами пятый опыт свойства узнали. Ангелина скажи?
Ангелина: магнитная сила действует сквозь воду.
Воспитатель: Азалия с чем мы достали скрепку из воды?
Азалия: с помощью магнита.
Воспитатель: мне тоже очень понравилось с вами сотрудничать. Вы все молодцы! Сейчас мы наведём порядок в нашей лаборатории, освободим столы и сядем.
Дети: хорошо.
Воспитатель: а сейчас нам с вами, надо написать опыты, как проводили. Я потом позвоню «Фиксикам» Нолику и Симке скажу, что мы выяснили, что этот волшебный камень – это магнит.
Итог:
Воспитатель: ребята, вам понравилось работать в лаборатории?
Дети: да
Воспитатель: ребята, вы большие молодцы, мне очень приятно было с вами проводить эксперименты.
Воспитатель: на этом наше занятие закончено. Нам пора возвращаться в детский сад.
Что было самым сложным? А самым лёгким?
Дети высказывают своё мнение.
Сейчас мы наведём порядок в нашей лаборатории, освободим столы и сядем.
Дети: хорошо.
Воспитатель: отлично.