Романова Ирина Вячеславовна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности
Предмет: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи
Класс: подготовительная логопедическая группа для детей с ОНР (Ш уровень)
Тема: Составление рассказа по лексической теме «Краски осени».
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки детей в составлении рассказа по опорным карточкам; систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
Коррекционно-развивающие : побуждать детей к развёрнутым целенаправленным высказываниям; активизировать словарь по лексической теме; упражнять в умении правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; привлекать к осуществлению самоконтроля и взаимоконтроля в процессе речевого общения.
Оборудование: опорные карточки, предметные картинки по теме «Краски осени» на каждого ребёнка, карточки-смайлики, мультимедийное оборудование, презентация «Краски осени», корзина с листьями, грибами-конфетами.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, презентаций по лексической теме «Осень». Разучивание динамической минутки «Мы листики осенние…». Целевые экскурсии по территории детского сада.
Организационный момент.
Цель, которую хочет достигнуть учитель – логопед на данном этапе :
-создать
ситуацию готовности детей к сотрудничеству; способствовать подготовке детей к продуктивной деятельности на занятии.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- подготовиться к продуктивной совместной познавательной деятельности;
Задачи:
-обеспечить доброжелательную обстановку для продуктивной деятельности на занятии;
- создавать положительный эмоциональный настрой.
Методы организации:
-чётко и правильно сформулированные вопросы детям;
- заранее продуманное место расположения детей
- наглядные (с использованием мультимедийного оборудования) :
изображение паровоза, звуки гудка.
Критерии достижения цели:
- ярко выраженный познавательный интерес Логопед : - Я предлагаю вам сегодня отправиться в царство Осени. Чтобы туда попасть нам необходимо сесть в паровоз, встаньте друг за другом, возьмите за локоть соседа и послушайте звуки отправляющегося паровоза. (Дети подходят к своим стульчикам).
Слайд 3.
Логопед : - Сядет тот, кто ответит на вопросы:
-Назовите осенние месяцы.
-Назовите признаки осени.
Примерные ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь. Листья на деревьях пожелтели. Солнце светит ярко, но не греет. Часто идут дожди. Птицы улетают на юг. Люди одели теплые вещи.
Логопед : Молодцы, все справились.
Логопед : Дети, посмотрите, на столе лежат карточки-смайлики, рассмотрите их и выберите тот, который по своему настроению вам больше всего понравился. (Дети выбирают).
Логопед : Я вижу, что у вас хорошее настроение, значит, можно двигаться дальше.
Слайд 4.
Изучение материала
А. Актуализация опорных знаний.
Цель, которую хочет достигнуть учитель – логопед на данном этапе :
-закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным;
- вызвать положительные эмоции.
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- уметь отвечать на вопросы;
- осуществление взаимоконтроля воспитанников
Задачи:
- упражнять детей в употреблении согласования существительных с прилагательными.
Методы организации:
- словесный,
- метод темброво-инструментального уподобления.
- практический.
Методы стимулирования и оценивания: похвала, поддержка, создание ситуации взаимопомощи.
Критерии достижения цели:
- правильно выполненное задание,
- желание детей оказать помощь товарищам.
Б. Открытие новых знаний.
Цель, которую хочет достигнуть учитель – логопед на данном этапе :
- совершенствовать навыки составления предложения;
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- сконцентрировать произвольное внимание;
- изложить свои мысли, озвучить свой ответ.
Задачи:
- учить составлять предложения по карточкам-картинкам;
- развивать умение слушать другого человека;
Методы организации:
- наглядно – зрительный,
- словесный,
- практический.
Методы стимулирования и оценивания:
игровая ситуация, словесная поддержка
Критерии достижения цели:
-ярко выраженный познавательный интерес,
- заинтересованность в результате индивидуальной работы.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песенка».
Логопед : Закройте глазки и послушайте музыку. Представьте, что мы с вами оказались в царстве Осени.
Слайд 5.
Логопед : - Какая бывает осень?
Примерные ответы детей: ранняя, золотая, разноцветная, тёплая, поздняя.
Игра «Подбери признак».
Логопед : Листья осенью (какие)
Примерные ответы детей: желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать о цвете листьев одним словом?
Примерные ответы детей: разноцветные, многоцветные.
Логопед : Дождь осенью (какой)
Примерные ответы детей: холодный, моросящий.
Логопед : Погода осенью (какая)
Примерные ответы детей: пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Логопед : Деревья осенью (какие)
Примерные ответы детей: ранней осенью — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Логопед : Ветер осенью (какой)
Примерные ответы детей: северный, холодный, сильный.
Логопед : Осенью тучи (какие)
Примерные ответы детей: серые, тёмные.
Логопед : Ребята, обращайте внимание на то, правильно ли говорят ваши товарищи. Если слышите ошибку, исправьте.
Динамическая пауза
«Мы листики осенние».
Мы листики осенние, (берут листики, поднимают их вверх)
На веточках сидели. (покачиваются в разные стороны)
Дунул ветерок, (дуют, не надувая щёки)
И мы полетели. (садятся на корточки)
Мы летели, мы летели (опускают руки на пол)
И на землю тихо сели. (встают)
Слайд 6.
Зарядка для глаз
Посмотрите на экран и понаблюдайте, как улетают кленовые листочки.
Слайд 7.
Стук в дверь. Логопед заносит корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит опорные картинки.
Логопед : Посмотрите, ребята, какой подарок нам принесла царица Осень. А ведь в корзинке не только осенние листья, но и осенние картинки. Давайте их внимательно рассмотрим.
Примерные ответы детей: Какие интересные картинки. На картинках поздняя осень, солнце, ветер, разноцветные листья, жёлтый ковёр, улетающие птицы.
Логопед : Давайте и мы сделаем подарок для царицы Осени подарок - составим о ней красивые рассказы по этим картинкам.
Закрепление учебного материала.
Цель, которую хочет достигнуть учитель – логопед на данном этапе :
- создание условий для совершенствования навыка рассказывания;
- организация взаимоконтроля воспитанников;
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- упражнение в составлении индивидуального рассказа
Задачи:
- совершенствовать умение последовательно излагать свои мысли;
- закрепить навыки рассказывания.
Методы организации:
- наглядно - зрительный, слуховой, словесный, практический
Методы стимулирования и оценивания:
словесное поощрение, поддержка.
Критерии достижения цели:
- активная деятельность детей по оказанию помощи сверстникам;
- высокая концентрация внимания при проверке выполненных заданий. Логопед : Ребята, кто составил рассказ? Давайте послушаем его все вместе.
Примерные ответы детей:
Рассказ «Осень»
Пришла холодная осень.
Солнце греет слабо. Дует ветер. По небу плывут серые тучи. Часто моросит холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые сухие листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. В небе слышен крик птиц.
Рассказ «Об осени»
Наступила поздняя осень.
Солнце греет мало. Дует сильный, холодный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто моросит дождь. Ветер срывает с деревьев разноцветные листья. Листья покрывают землю жёлтым ковром. В небе слышен крик журавлей, птицы улетают на юг.
Логопед : Оцените ответ товарища, покажите соответствующую карточку-смайлик.
Рефлексия
Цель, которую хочет достигнуть учитель – логопед на данном этапе :
- развивать умение давать оценку степени своего участия на занятии
Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:
- осознать степень своего участия на занятии, дать самооценку своей деятельности.
Методы организации:
словесный, мультимедийное оборудование.
Метод стимулирования и оценивания:
похвала. Логопед : - Ребята, для кого мы составляли рассказы?
Примерные ответы детей:
- Для царицы Осени. В подарок для царицы Осени.
Логопед : - Что вам запомнилось?
Примерные ответы детей:
-Картинки про осень.
- Мы составляли рассказы про осень.
-Делали зарядку для глаз и тела.
Логопед : - Мне понравилось, как вы сегодня составляли рассказы, но нам пора возвращаться.
Логопед : - Встаньте друг за другом, прицепите вагончики, слушайте звуки отправляющегося паровоза. Посмотрите, на нашей станции кто-то оставил корзинку с грибами. Грибы-конфетки съедобные, угощайтесь.