Маркова Марина
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи занятия:
- расширять представления детей об окружающем мире;
- расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их
особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде;
- расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Подводный мир. Морские
обитатели»,
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект организации непосредственно образовательной деятельности „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
Чтение рассказов, стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, энциклопедии. Беседа о морских обитателях.
Оборудование и материал:
иллюстрации и картинки по теме, морские обитатели, икринки, рыбки, счётные палочки, кассета с фонограммой шумов и звуков моря, изображение морских животных.
Ход занятия
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята сегодня у нас не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие.
- Я хочу пригласить вас сегодня в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь (включить запись шума моря №1).
- Как вы думаете, что это? (море)
- А что такое море? (большой водоём)
- Какие ещё водоёмы вы знаете? (река, пруд, озеро и т. д.)
- Кто из вас видел море?
- На чём можно путешествовать по морю?
- Вы хотите увидеть, кто живёт в море?
- Но сначала я хочу посмотреть, умеете ли вы плавать.
Ритмическое упражнение: «Поплаваем» (дети показывают разные стили плавания).
- Я вижу, что вы все умеете плавать, значит, нам можно отправляться в путешествие. Давайте сейчас закроем глаза, когда откроем, то окажемся на берегу моря.
- Вот мы и у моря. Какой здесь чистый, свежий, морской воздух. Давайте вдохнём его поглубже.
Дыхательное упражнение «Морской воздух» (вдох – плечи поднять, руки в стороны, выдох – опустить).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, а на чём мы сможем опуститься на морское дно? (ответы детей)
- Я предлагаю сделать это на батискафе. Вот он ждёт нас на морских волнах. Проходите, занимайте места (дети садятся на стульчики, стоящие по кругу).
- На счёт «три» мы начнём погружение. Закрываем глаза и считаем: 1, 2, 3…
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ну вот, мы и на морском дне, но как же мы выйдем из батискафа мы же не можем дышать под водой. Так ведь?
ВОСПИТАТЕЛЬ. А вы знаете, у меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно. Но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесём, то перестанем быть простыми ребятами, а станем самыми настоящими морскими жителями, кто кем захочет: рыбами, животными и даже водорослями.
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать.
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных. Вы кого - нибудь узнаёте? (Дети называют известных им обитателей морей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы просто умницы. В море живёт множество обитателей, которые часто не похожи на тех, кто живёт на суше. Есть морские коровы, морские коньки, а сейчас к нам в море заплыли настоящие морские обитатели. Они приготовили для вас загадки. Я предлагаю вам занять места на песчаном дне и попытаться угадать, кто к нам заплыл. Только слушайте загадку до конца, никого не перебивайте.
Воспитатель загадывает загадки о морских обитателях.
Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает
(медуза)
Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля, Однако красота большинства видов медуз бывает весьма обманчивой. Ведь в большей или меньшей степени, но все медузы ядовиты. Есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги, боль и серьезные шрамы.
- Медуза приготовила вам задание «Назови морских обитателей» (выкладывание изображения рыб после называния детьми).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот сколько морских жителей вы знаете. Молодцы, а вот следующий морской житель.
Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку
На коралловый пенёк
Хочет сесть морской…
(конёк)
Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня. Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и защищенным от хищников. У морских коньков деток воспитывает папа.
- Задание морского конька «Собери картинку» (дети собирают разрезные картинки).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Я предлагаю немножко подвигаться, отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Рыбка рыбке повторяла,
Плавничками шевелила:
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хвост направо, хвост налево,
Мы стройны, как королевы.
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Отдохнули? Я предлагаю вам занять места и продолжить отгадывать загадки.
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывёт – вода бурлит.
Это чудо – рыба -(кит)
Киты - отличаются гигантскими размерами тела, самыми большими среди всех млекопитающих. И все же вес и длина туловища зависит от вида. Например, размер синего кита (самого большого млекопитающего в мире) составляет 33 метра, а весит кит около 150 тонн. При этом маленький карликовый кит весит всего 3-3,5 тонны и имеет размер 4-6 метра в длину.
- Задание от кита «Выложи из палочек». На дне морском разбросаны счётные палочки. Сложите из них картинки, которые соответствуют нашей теме.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Чьё же задание будет следующим
Ты со мною не знаком,
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я…
(осьминог)
Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог - хищник, питается мелкими рыбками.
ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, а вы знаете, почему это животное так называется? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень-очень давно число восемь называли по-другому - «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог». Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками - щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.
-Задание от осьминога «Найди икринки».
ВОСПИТАТЕЛЬ: но сначала ребята ответьте мне, откуда появляются рыбы? (Из икринок). Наши рыбки решили с вами поиграть. Мы с вами на морском дне, и они здесь спрятали много икринок, которые вам предстоит найти. Одну подсказку рыбки нам дали. Посмотрите, как выглядит спрятанные икринки, и приступайте к поиску таких же икринок в нашей комнате. Дети ищут спрятанные «икринки» - бумажные шарики разных размеров и цветов.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Замечательно. Давайте подсчитаем, сколько икринок вам удалось найти. Сколько, (имя ребенка) собрал икринок всего? Сколько икринок меньшего размера? Сколько больших? Сколько икринок жёлтого цвета?
Вы прекрасно справились с заданием. Молодцы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята пора возвращаться назад. Но что бы вернуться, нам нужно превратиться в детей, что бы всё получилось, произнесё м слова дружно и вместе:
Раз, два, три, четыре, пять
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть повыше,
Наклониться, три-четыре
И на месте поскакать - пять!
Вот и дети мы опять!
- Ну а теперь нам пора возвращаться. Пойдёмте к батискафу, занимайте свои места. Мы всплываем. Закрываем глаза и считаем: 1, 2, 3…
- Мы приближаемся к берегу.
- Вот мы и на берегу.
-Мы сегодня так много узнали. Понравилось ли вам путешествие, хорошее ли у вас настроение? Все ли задания вы успели выполнить?
Воспитатель: Ребята, а хотите, я вас научу делать осьминога из разноцветной гофрированной бумаги (Ответы детей). Тогда вам нужно отдохнуть и приготовиться к следующему занятию.
Аппликация «Осьминожки».
Воспитатель показывает осьминога и читает стих:
Он живет на самом дне,
На ужасной глубине
– Многорукий, Ногорукий, Руконогий,
Ходит в море без сапог
Спрут Кальмарыч осьминог! Г. Кружков.
Воспитатель: Ребята кто это? Правильно осьминог. Давайте его рассмотрим. Из каких частей он состоит? (голова, щупальцы, глаза) Молодцы, правильно.
– С чего начнем работу? (Вырежем все детали).
– Как можно вырезать осьминожек?
– Сначала возьмем бумажный прямоугольник, любого цвета и с одной стороны закруглим его, срежем углы. Потом с другого конца будем вырезать по прямой, не доходя до края, это будут щупальца у осьминога. А чтоб они получились более правдоподобными, мы каждую щупальцу закрутим на карандашик. Глазки и ротик нарисуем карандашами.