Татьяна Гладских
Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности «Чародейка зима» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чародейка Зима».
Цель: создание условий для обогащения эмоционально – эстетического восприятия воспитанников через поэтическое слово, музыку, живопись, способствующего развитию художественно – творческих способностей и творчества.
Задачи:
1. Вызвать у воспитанников эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения искусства.
2. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимних состояний природы, создающих соответствующие им настроение; передача характера образов;
композиционное построение пейзажа.
Публикация «Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности „Чародейка зима“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
3. Воспитывать музыкальный вкус на примере классических произведений.
4. Развивать умение различать контрастные части музыкального произведения, оттенки настроений, смену характера.
5. Развивать способности к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (зрительными, слуховыми, звуковыми и художественно- графическими образами).
6. Развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.
7. Обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой.
Предшествующая работа: наблюдения за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток; рассматривание репродукций картин о зиме знаменитых художников-пейзажистов и знакомство с их творчеством (И. И. Шишкин»Зима в лесу «,»Иней»,»Зима»; И. И. Левитан» Зимой в лесу»; И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»;А. К. Саврасов «Зимний пейзаж»; А. А. Пластов»Первый снег»;В. М. Васнецов «Зимний сон»); разучивание песен, стихов, загадок о зиме; знакомство с творчеством композиторов П. И. Чайковского, Р. Шумана, прослушивание произведений «Зима», «Вальс снежных хлопьев», «Зимнее утро» (средства музыкальной выразительности).
Оборудование:
-портреты художников и репродукции картин.
-портрет Р. Шумана звукозапись произведений Р. Шумана: «Детский альбом», «Зима»; произведения П. И. Чайковского:»Щелкунчик», «Вальс снежных хлопьев», «Зимнее утро».
-песня «Зимушка-зима» сл. и муз. Л. Вахрушевой.
-ширма, мольберт, гуашь, тонированные альбомные листы, салфетки, палитра по количеству детей, столы и стулья.
В гости к детям пришел сказочный герой Буратино, чтобы поучиться у них всему тому, чем они будут заняты в процессе занимательной деятельности.
Ход занятия:
После дождливой, пасмурной осени пришла зима. Снег устилает землю, дует холодный ветер, солнце выглядывает редко, но ка мы радуемся морозным денькам, когда снег скрипит под ногами и искрится на солнце!
Вот как о зиме говорит А. С. Пушкин:
Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл,-и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась клоками,повисла на суках дубов
Легла волнистыми коврами среди лесов, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою сравняла чудной пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы.
А вот как приветствует зиму И. С. Никитин:
Здравствуй, гостья зима! Просим милости к нам
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас –где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
Ребята, сравним эти два стихотворения. Каким настроением пронизаны стихи? (ответы детей)
У А. С. Пушкина зима предстает перед нами торжественной, величественной. Только волшебница смогла так изменить природу, и мы околдованы, восхищаемся ее силами.
У И. С. Никитина – стихотворение приветствие! В нем радость ожидания, радость встречи зимы. Вот так по-разному встречают зиму поэты.
Ребята, а сейчас мы вместе с вами вспомним и назовем характерные признаки зимы (ответы детей.) Буратино приготовил для вас загадки и предлагает их отгадать.
В белом бархате деревня, и заборы, и деревья,
А как ветер нападает-этот бархат опадает (иней).
Гость гостил, хрустальный мост мостил.
Без ножа, без топора, без железного долота (мороз).
Воет, воет, стонет, плачет
По щелям пух белый прячет (метель).
Молодцы, дети! Мы поговорили о настроении зимы, а с каким настроением вы пришли к нам? (ответы детей).
Хочу вам предложить заучить стихотворение, в котором выражается радостное, светлое, задорное настроение от встречи с зимой.
С. Есенин «Белая береза»
А теперь мы присядем на стулья и побеседуем о музыке. У немецкого композитора Р. Шумана есть «Детский альбом», в который входят пьесы под названием «Зима».
-прослушивание звукозаписи
Какое настроение передал в них композитор? (ответы детей).
-1-я и 3-я части одинаковые. Музыка устрашающая, суровая, колючая веет одиночеством и холодом, жалобная, тоскливая. Скорее всего сгустились тучи, небо низкое, темное.
-2-я часть - более светлая, легкая, плавная, оживленная. Можно представить, что небо прояснилось, тучи разошлись и показалось зимнее холодное солнце, которое озарило весь лес. Снег переливается и играет разными цветами, солнечные лучи пробиваются сквозь набухшие лапы елей.
Ребята, вы сегодня услышали, как красиво о зиме нам рассказали поэты и композиторы. А,что-же нам говорят художники о зимнем настроении в своих картинах? Сейчас мы с вами пройдем к выставке картин знаменитых художников, с творчеством которых мы уже знакомились на предыдущих встречах. Но сначала вспомним, как называются картины, где изображена природа? (пейзаж)
- Какое время года изобразил каждый из художников? (зиму).
- Значит мы с вами на картинах видим (зимний) пейзаж!
- Вы обратили внимание, что каждый художник изобразил зиму по-своему. Каждый передал свое неповторимое настроение. Предлагаю попробовать подобрать картину к первой и третьей части музыкального произведения Р. Шумана «Зима».
Музыка печальная, тоскливая, задумчивая, суровая, колючая, передает одиночество.
Какая иллюстрация ближе к этому настроению? А какие краски использовал художник? (темные тона, серые, серо-голубые, коричневые, бежевые)
-А во второй части какая музыка звучит?
В средней части музыка веселая, светлая, оживленная, яркая –поэтому художник применил яркие краски, светлые тона, голубоватые, желтоватые.
- Какую картину можно сопоставить этой музыке» (ответы детей)
Ребята, а Буратино предлагает изобразить свое настроение в рисунках? А потом мы с вами устроим выставку наших рисунков. На прошлой неделе мы обговаривали с вами, каким бывает снег. Вспомним, каким же он бывает (ответы детей). Верно, в солнечный день- яркий, переливающийся, светящийся; в морозный день- с голубоватым оттенком; в пургу и метель- более темных, серо-голубых тонов. Но оттенок снега может меняться не только в зависимости от погоды, но и от времени суток. Каждый из вас уже выбрал и изобразил на бумаге фон будущего зимнего пейзажа, задав тем самым настроение будущей картине. Нарисовали деревья и кусты,разные по высоте и строению. Сегодня мы продолжаем нашу работу. Мы нарисуем снег на ветвях деревьев и изобразим снежные заносы, сугробы.
Показ педагогом выполнения предстоящей работы на мольберте.
Приглашаю вас пройти к рабочим местам.
Приступаем к работе. (Во время рисования звучит музыка П. И. Чайковского «Зимнее утро», «Вальс снежных хлопьев»).
Ребята, Буратино говорит, что вы молодцы, очень постарались. Теперь дадим время высохнуть краске на наших произведениях художественного творчества и позже оформим выставку и назовем ее «Зимнее настроение». Такое название не случайно, ведь каждый из вас изобразил свое неповторимое зимнее настроение. (Педагог обращает внимание на несколько работ детей, просит рассказать о них).
Сегодня мы с вами говорили о том, что в каждом виде искусства, каждый автор: будь то композитор, поэт или художник, с помощью средств выразительности может показать зимнее настроение. У поэта- это слово, у композитора- музыка, у художника- краски.