Екатерина Земляникина
Конспект организации и проведения занятия по экологическому образованию в средней группе «Мир комнатных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить представление о том, что растения - это живые существа.
Задачи:
1. Расширять представления детей о комнатных растениях : их пользе и строении.
Темочки:
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экология. Конспекты занятий
- Темочки
2. Способствовать развитию различать комнатные растения по внешнему виду.
3. Познакомить детей с новым комнатным растением - бегония, отмечая её характерные особенности.
4. Активизировать словарь детей - бегония.
5. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями, беречь их, наслаждаться их красотой.
Материал.
Комнатные растения : герань, бегония, бальзамин («огонек», фикус, стеки, фартуки, пулевелизатор.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Работа в уголке природы. Рассматривание комнатных растений.
Предварительная работа:
Систематические наблюдение за растением уголка природы (особенности внешнего вида, строение, наблюдение в благоприятном и неблагоприятном состояниях) (экспериментирование) наблюдение за трудом воспитателя, (знакомство с моделью трудового процесса).
Подготовка к занятию : Подготовила необходимый материал (цветы, игрушку айболит)
Методика организации и проведения занятия :
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения?
Дети: Для красоты.
Воспитатель: Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие названия комнатных растений вы знаете?
Дети: Герань, фикус.
Воспитатель: Знаете ли вы название этого растения? (Показываю бегонию.) Это растение называется «бегония». Теперь вам легче будет запомнить название этого растения. Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у герани?
Дети: стебель, листья (цветки, если растение цветет) и корни.
Воспитатель: Правильно! У герани есть стебель, листья (цветки, если растение цветет) и корни. Какой формы листья герани?
Дети: Листья у герани округлой формы, ярко-зеленого цвета, с коричневатым кругом у края.
Какого цвета листья? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, молодцы! Листья у герани округлой формы, ярко-зеленого цвета, с коричневатым кругом у края (или с белой каймой). Далее Какого цвета цветы герани?
Дети: белые, розовые, малиновые.
Воспитатель: Правильно! Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик».
А где корни герани?
Дети: Корни растения находятся в земле.
Воспитатель: Верно! Корни растения находятся в земле. А как вы думаете, зачем растению нужны корни?
Дети: За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Еще корень питает растение.
Воспитатель: Правильно, молодцы! За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам. (Сопровождаю рассказ показом.) Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать.
Воспитатель. А кто знает, как называется это растение? (Показываю фиалку.)
Дети: Фиалка.
Воспитатель: Правильно! Это растение называется фиалка узамбарская. Внимательно рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки?
Дети: листья, стебель и корень.
Воспитатель: Правильно, Молодцы! У фиалки есть листья (цветки, если растение цветет, стебель и корень. Какой формы листья?
Дети: Листья округлой формы, темно-зеленого цвета, толстенькие, опушенные (у некоторых растений край ровный, а у других волнистый, у листьев есть черешок.
Воспитатель: Верно! Листья округлой формы, темно-зеленого цвета, толстенькие, опушенные (у некоторых растений край ровный, а у других волнистый) так же у листьев есть черешок. А какой стебель у фиалки?
Дети: Стебель у фиалки очень короткий.
Воспитатель. Правильно! Стебель у фиалки очень короткий.
Какого цвета цветы фиалки?
Дети: Цветки фиалки бывают разных цветов.
Воспитатель: Цветки фиалки бывают разных цветов.
(Показываю детям фиалки разных цветов – белые, розо0вые, лиловые, фиолетовые и сиреневые).
Воспитатель. Дети, у нас в группе много различных растений. Какие названия комнатных растений вы знаете?
Показываю растения и вместе с детьми называю их: фиалка, герань, бегония, бальзамин («огонек», аспидистра, фикус.
(Далее предлагаю каждому ребенку выбрать растение, которое ему понравилось больше всего, и внимательно рассмотреть).
Дети стоят около понравившихся комнатных растений.
Воспитатель поочередно спрашивает детей:
– Есть ли у растения стебель? Покажи.
– Какой формы листья?
– Есть ли у растения цветок? Покажи.
– Если есть цветок, то какого цвета?
– Как называется растение?
Воспитатель: У всех комнатных растений есть корень, стебель, листья, в период цветения – цветы. Ребята, какое сейчас время года? (Зима.) А после зимы какое время года? (Весна) Весной природа оживает, оживают и комнатные растения. После зимнего отдыха, с началом роста растения нужно обильно поливать.
Показываю детям, что такое обильный полив: поливаю растение так, что через землю вода проходит в поддон. Объясняю, что: «Из поддона воду нужно вылить. Растениям, которые цветут, воды требуется больше. Гладкие листья протирают мокрой тряпочкой, а с мягких листьев аккуратно убирают пыль щеточкой».
Поочередно предлагаю детям полить растение, протереть листья, смахнуть щеточкой пыль с листьев. Рассказываю детям: «Чтобы растения лучше росли, с ними нужно ласково разговаривать. Что мы можем пожелать нашим растениям? Чтобы они не болели. Чтобы за ними хорошо ухаживали. Чтобы они цвели. Я думаю, что теперь растения будут хорошо расти и радовать нас своей красотой.
А сейчас давайте поиграем в игру «Что изменилось?».
Перед вами стоят три комнатных растения, например: герань, фиалка, бальзамин («огонек»). Я называю каждое растение. Затем вы отворачиваетесь и закрываете глаза, а я убираю одно растение. Потом вы открываете глаза, поворачиваетесь а затем называете растение, которого не хватает, или описываете его внешний вид. Выигрывает тот, кто первым даст правильный ответ. (Игра повторяется 2–3 раза).