Середенина Светлана Ивановна
Конспект ООД «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Юные исследователи»
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей о песке и его свойствах;
- формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать, Что я знаю? Что сделано);
Публикация «Конспект ООД „Юные исследователи“ для детей старшего дошкольного» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- дать элементарные представления о свойствах фильтрации.
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
-развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувства ответственности и работы сообща.
Методы и приемы:
- беседа;
-наблюдение;
-создание проблемной ситуации;
-экспериментально-опытный;
-объяснительно-иллюстративный;
-игровой;
-совместная деятельность с детьми.
Предварительная работа:
Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое развитие».
Оборудование и материалы:
Стаканчики, песок, вода, пробирки, губки, воронки, салфетки, одноразовая посуда, схемы, лупы, воронки, игровая атрибутика и т. д.
Длительность: 25 мин
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
А теперь детвора, начинать игру пора.
Проводиться игра «Тепло и холодно»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Тепло и холодно».Давайте встанем полукругом, по очереди будете подходить ко мне и прикасаться ладошкой к моей ладошке, называя объекты и явления не живой природы.
(дети строятся полукругом, по очереди подходят к воспитателю, прикасаются ладошкой к ладошкеи называют объекты и явления не живой природы)
Воспитатель:Молодцы, ребята
Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора:
Ждут в лаборатории нас дела.
Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты.
Воспитатель: А, как вы думаете, кто такие исследователи?
Дети: (предполагаемые ответы). Люди, ученые.
1. Постановка проблемы. Вхождение в игровую ситуацию. Обсуждение проблемы и постановка задачи.
Воспитатель: Ребята, нам сегодня в детский сад пришло видео обращение от Незнайки. Хотите посмотреть?
Дети: Да
Дети смотрят видео обращение на интерактивной доске.
«Здравствуйте мои друзья! Пишет вам Незнайка. Помогите мне, пожалуйста!
В лаборатории у Знайки, я слышал об удивительном песке. Вот только почему он удивительный, не знаю. Помогите мне разобраться, что же это такое. Мне очень интересно, но сам я ничего не понял. Я буду вам очень благодарен, если выпроведете исследование, и мне поможете».
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке разобраться о свойствах песка?
Дети:Да
А что мы с вами планируем исследовать, по просьбе Незнайки?
Дети: песок.
Дети, вы готовы?
Дети:Да
Воспитатель: Ребята, давайте превратимся с вами в исследователей, без которых нельзя проводить опыты. Я, буду профессором, а вы исследователями. Поможем Незнайке узнать, как можно больше о свойствах песка?
(Звучит музыка, воспитатель и дети надевают спецодежду для экспериментов, и садятся за столы.)
1. Опытническая деятельность.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы с вами начнё м работать вспомним правила поведения в лаборатории:
- Надо соблюдать тишину.
- Надо соблюдать осторожность.
-Нельзя трогать без разрешения.
-Нельзя трогать руками глаза.
-Нельзя пробовать на вкус.
- Надо делать выводы.
Воспитатель: А теперь давайте будем искать в песке что-то удивительное!
Опыт 1
Воспитатель:Ребята, у каждого из вас лежит тарелочка и ложечка. Возьмите мерной ложкой и насыпьте песок на тарелку.
-Как сыпется песок?
Дети: Легко, свободно.
Воспитатель: А почему, как вы думаете?
Дети: Песок сухой, рассыпается.
Воспитатель:Правильно, песок сухой, и рассыпается.
Работа с лупой.
Воспитатель: Ребята, давайте возьмем в руку лупу и внимательно рассмотрим песок. Что вы видите?
Дети:Камушки, песчинки.
Воспитатель: Ребята, а какой они формы? Они одинаковые или разные? Какого они цвета?
Дети:индивидуальные ответы) : по размеру (большие - маленькие, по форме (круглые, квадратные, овальные и т. д., по цвету (белые, коричневые, желтые).
Воспитатель: А, как вы думаете, они скреплены между собой?
Дети: нет, он сыпучий, их можно разделить по одной.
Воспитатель:А сейчас положите лупы.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок? Чем он пахнет?
Дети: песок не пахнет.
Воспитатель:Правильно, сухой песок не имеет запаха.
Воспитатель: Если песок сыпется, то он какой?
Дети: сыпучий, легкий, рассыпающийся.
Воспитатель: Дети, какой мы сделаем с вами вывод?
Дети:Песок сыпучее вещество, имеет отдельные твердые крупинки, и разные по размеру.
Воспитатель:Молодцы дети! Песок состоит из мелких камешков, песчинок, которые имеют разную форму, окраску и размер.
Опыт 2.
Воспитатель:Продолжаем изучать свойства песка. Юные мои исследователи, а как вы думаете, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?
Дети:на прогулочном участке, в песочнице, во дворе, на пляже, на стройке.
Воспитатель:А на обеденном столе мы можем встретить песок?
Дети: да, сахарный.
Воспитатель: А как вы думаете, в чем отличие сахарного песка от природного песка?
Дети: цветом, из сахарного песка не сделать куличик (он развалится, песок с улицы есть нельзя.
Воспитатель: А у меня возник такой вопрос: «Какой песок быстрее растворяется в воде?»
Дети: сахарный песок растворяется быстрее.
Воспитатель:Дети, необходимы доказательства наших слов. Давайте с вами продолжим исследовательскую деятельность, и проведем эксперимент с сахарным песком и обычным.
Воспитатель: Посмотрите у вас на столах стоят два стакана с водой, возьмите одну ложечку природного песка и опустите в один из стаканов с водой. А в другой стакан положите ложку сахарного песка. Посмотрите что происходит? Сахарный песок растворился в воде. А в стакане с природным песком на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. А теперь ложечкой размешайте воду. Вода от природного песка стала какой?
Дети:непрозрачной.
Воспитатель: Совершенно правильно вода стало мутной, непрозрачной,т. е. песок окрашивает воду.
Воспитатель:Какой мы с вами сделаем вывод?
Дети: сахарный песок растворяется быстрей, и вода остается светлая,а природный песок полностью не растворяется в воде,и вода становиться мутной.
Воспитатель:Правильно ребята, сахарный песок растворяется быстрее, и вода остается светлая, а природный песок полностью не растворяется в воде (образует на дне осадок) и вода становиться мутной.
Физкультминутка «Зарядка»
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
Опыт 3.
Воспитатель: Рассаживайтесь на свои рабочие места, уважаемые исследователи и продолжаем. Как замечательно у нас получается изучать свойства песка. Теперь давайте попробуем очистить воду от песка, как вы думаете, что для этого надо сделать?
Дети: надо слить воду и останется песок.
Воспитатель: - Можно и так сделать…. А для чего нам губка?
Дети: вымыть стаканчики.
Воспитатель: - Она сможет нам помочь очистить воду от песка. Давайте попробуем вылить раствор с песком через губку в чашу. Как изменилась вода?
Дети: вода стала светлая, а песок остался на губке.
Воспитатель: Правильно дети, губку можно использовать как самый простой фильтр, чтобы очистить воду от примесей песка. НО ПИТЬ ЕЕ ВСЕ равно НЕЛЬЗЯ!
А сейчас ребята, мы с вами проведем следующий опыт. Проходите к другому столу.
Опыт 4. Мокрый песок
Воспитатель: Ребята, давайте потрогаем песок. Какой он?
Дети:сухой, сыпучий.
Воспитатель:Правильно, сыпучий, легко рассыпается на песчинки.
А теперь посмотрите, у каждого на столе стоят бутылочки с водой, возьмите их и аккуратненько налейте в сухой песок воды. Что с песком произошло?
Дети: Песок стал мокрый и липкий,перестал сыпаться.
Воспитатель:А что происходит с мокрыми песчинками?
Дети: они слипаются.
Воспитатель: Изменился ли цвет?
Дети: Да, изменил, он стал темный.
Воспитатель: А как, наши исследователи думают, какой песок тяжелей?
Дети:мокрый.
Воспитатель:А что можно делать из мокрого песка?
Дети: играть в песочнице, строить фигурки.
Воспитатель:Теперь кончиком ложки нарисуйте на мокром песке, какой-нибудь знак или картинку.
Воспитатель: Получилось, попробуем, легонько потрясти тарелку. Рисунок исчез?
Дети: нет
Воспитатель: А почему он сохранился на мокром песке?
Дети:тяжелый и не двигается.
Воспитатель:Какой мы сделаем с вами вывод?
Дети:Из мокрова песка можно лепить, потому что когда он
намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается
со своей «соседкой».
Воспитатель: Правильно ребята, когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, а мокрые грани песчинок слипаются и удерживают форму.
ИТОГ (рефлексия) :
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы хотели сделать в начале нашего исследования?
Дети: Помочь Незнайке.
Воспитатель:Итак, мы помогли Незнайке, узнать удивительные свойства песка?
Дети: да
Воспитатель:И каковы же свойства песка?
Дети: Сухой песок сыпучий, мокрый становится тяжелым и из него можно лепить, если песок опустить в воду и размешать, осадок опустится на дно,
Воспитатель: Молодцы! Ну что, уважаемые коллеги, я очень довольна вашими исследованиями. А какое у вас осталось впечатление от работы в лаборатории? Я предлагаю вам это оценить самостоятельно, для этого нарисуйте веселого или грустного смайлика (в зависимости от ваших впечатлений) на песке.
Сюрпризный момент.
Поработали не зря,
В сад возвращаться нам пора.
Где нас ждет веселье и игра.
Видео обращение Незнайки на интерактивной доске.
Молодцы ребята! Спасибо вам за вашу помощь, теперь я знаю, почему песок называют удивительным! За вашу активность, стремление к знаниям, за любознательность, в знак благодарности, я приготовил для вас сюрприз!
Угощение для детей.