Ольга Никольская
Конспект ООД «Экскурсия в этнографический музей детского сада «Дружба народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Любовь к Родине, патриотизм».
Цель:
- Знакомство детей с музеем, ее старинными предметами.
-Формирование познавательного интереса детей к культуре народов Крыма.
-Формирование социальных навыков толерантного поведения.
-Воспитание детей в духе патриотизма, любви к родному краю, гордости за его историю.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД „Экскурсия в этнографический музей детского сада „Дружба народов“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Продолжать формировать у детей знания о культуре и быте народов Крыма, их традициях и обычаях. Способствовать возрождению, сохранению и развитию культур через ознакомление детей с их элементами; учить устанавливать и развивать позитивные контакты с окружающим миром и людьми.
Развивающие:
Расширять жизненный опыт детей, знания о людях Крыма (их культуре, быте, традициях и обычаях, о родине, поддерживать и развивать детскую впечатлительность и эмоциональность, патриотические чувства.
Воспитательные:
Прививать любовь и уважение к малой родине. Акцентировать внимание на общности культур людей в Крыму и показать своеобразие каждой из них в позитивном аспекте; сформировать убеждённость, что Крым – наш общий дом и всем вместе надо заботиться о его истории и культуре, жить в мире друг с другом.
Предварительная работа:
- Беседы о Крыме, как части России;
- Чтение крымских легенд, художественных произведений о Крыме, разучивание песен и стихотворений о Крыме;
- Рассматривание иллюстраций, атласов, фотографий, открыток о Крыме;
Ход занятия:
В группу детям приходит телеграмма, что в музыкальном зале их ожидает посылка.
Мы идем в зал. Там сидят воспитатели.
Старший воспитатель:
Здравствуйте! А нам пришла телеграмма, что для нас здесь оставили посылку, вы случайно не видели?
Воспитатели:
Да вы и сами сможете ее найти, если разгадаете нашу загадку, в которой все подсказки нужно сказать наоборот. Ваша посылка не с левой стороны зала (с правой) не на стуле, (под стулом, а сидит на этом стуле воспитатель с короткими темными волосами. (комментировать по ходу слов)
Старший воспитатель:
Юлия Владимировна, посылка у Вас?
(отдает детям посылку – Вы отгадали, держите свою посылку)
Старший воспитатель:
Интересно, что же в ней? (Открывают)
В посылке чудо - куколки лежат. Они помогут нам, каждая расскажет о своем народе. (Достает кукол в национальных нарядах – русские, украинцы, крымские татары).
Старший воспитатель:
Чтобы кукла ожила и говорить с нами могла волшебные слова произнесем, друзья.
1,2, 3 наша кукла оживи.
(Выходят педагоги в национальных костюмах)
Старший воспитатель:
- Дети, скажите, пожалуйста, в каких национальных костюмах одеты наши дети-куклы. (Ответы детей).
- Верно, люди самых разных национальностей населяют нашу землю. Но самыми многочисленными на Крымском полуострове это - русские, украинцы, крымские татары).
Старший воспитатель:
А вы любите путешествовать? (Ответы детей). Сегодня мы отправимся в наш музей «Дружба народов». Он находится в нашем детском саду и создан он в результате совместной работы педагогов детского сада, воспитанников и их родителями по сбору музейных экспонатов и предметов.
Старший воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что такое дружба?
-Напомните мне поговорки о дружбе.
-Один за всех и все за одного.
-Нет друга ищи, а нашёл береги.
-Друг познаётся в беде.
Д/ИГРА «Скажи правильно»
Старший воспитатель:
Если вы согласны, то говорите «да-да-да», если не согласны, то «нет-нет-нет».
Всё поняли? Тогда начинаем.
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)
Мы научимся играть? (да-да-да)
Другу будем помогать? (да-да-да)
Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (да-да-да)
Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)
Ну, а споры разрешать? (да-да-да)
Чай с друзьям будем пить? (да-да-да)
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
-А наши ожившие куклы помогут нам отправиться в путешествие в прошлое!
Старший воспитатель:
-Ребята, чтобы отправиться в путь надо только сказать всем вместе:
Стрелка, стрелка покажи,
Нам дорогу укажи. (дети по стрелке переходят в музей детского сада)
Вот это да, мы с вами в прошлом. Как здесь интересно и красиво!
И наша первая остановка «Русский национальный уголок»
Девочка-Кукла в русском национальном костюме.
Я вам расскажу о том, как жили русские люди. Дома у русских назывались - избами. Избы строили из бревен. И все-то в избе сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены.
Темными, зимними вечерами собирались люди у кого-нибудь в большой избе. Здесь они пели, рассказывали сказки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Русский народ издавна славился трудолюбием, но любит русский народ и погулять. На праздники женщины и мужчины надевали нарядные одежды. Основными частями женского костюма были рубаха, сарафан, передник. Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Костюм мужчины состоял из штанов и рубахи. Рубаха украшалась вышивкой. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. На ноги надевали лапти или сапоги из цветной кожи.
В музее «Дружба народов» создан уголок крестьянской избы. Центральное место по праву занимает печь, рядом стоят ухваты, горшки, самовар. На лавке примостились утюг, а рядом стоит прялка. На стенах висят расписные платки, кружевами ручной работы украшены полотенца. В мебельной стенке выставлены предметы домашней утвари: половники, глиняная посуда, деревянные ложки и тарелки, матрешки, лапти, расписные поделки, черный жостовский поднос, гжельская посуда, хохлома, традиционные глиняные свистульки.
На празднике пели, плясали, играли в игры, водили хороводы. Я вам предлагаю сейчас спеть со мной частушки. (Раздаёт желающим слова и поют).
Молодцы ребята, можете продолжать путь!
- Стрелка, стрелка покажи,
Нам дорогу укажи.
И наша вторая остановка «Украинский национальный уголок»
Девочка-кукла в украинском национальном костюме.
Вiтаю вас друзi! А расскажу я вам как раньше жил украинский народ.
Украинцы свои дома называют хатами, стены в них побелены, печи украшены национальными узорами – яркими цветами. Заборы возле хат называют – тын, его плели из длинных гибких прутьев.
В украинском уголке мы видим хозяйственный инвентарь (ухват, серп, козелок, рушники, национальную одежду. В Женском костюме – длинная рубашка - вышиванка, спидниця-юбка, Венок – головной убор незамужней женщины, мужской национальный костюм – рубаха, штаны (шаровары). Головной убор-бриль. Вся одежда и мужская, и женская украшалась вышивками.
Украинцев называют хлебосольными хозяевами. Они предпочитают угощать гостей своими национальными кушаньями. У украинцев – это борщ, галушки, вареники, сало. А хотите, мы с вами разучим несколько движений из народного танца? Повторяйте за мной. (Звучит музыка, дети танцуют)
Здорово! Проходите дальше!
- Стрелка, стрелка покажи,
Нам дорогу укажи.
Наша третья остановка «Крымско – татарский национальный уголок»
Девочка-кукла в крымско-татрском национальном костюме.
Селям!
Наш народ издавна занимался скотоводством, выращивали виноград, занимались земледелием.
Жили в домах, которые назывались саманы. Сделаны были из глины и соломы. Внутреннее убранство дома, было единым для всех крымско-татарских жилищ, пол в домах представлял собой землю, обмазанную глиной и устланную либо войлоком, либо (если семья побогаче) - коврами. В середине комнаты всегда стоял небольшой столик, а вдоль стен расставлялись скамейки с коврами и подушками. Это была главная комната, которая в богатых семьях служила гостинной, а в семьях победнее - еще и спальней.
Основу костюма как у мужчин, так и у женщин составляла рубаха, только у женщин она была длиннее. Поверх рубахи женщины носили шелковые и атласные платья. На голову надевали фес, вышитый золотом с маромой.
Мужчины надевали тоже рубаху, только короче, камзол, расшитый золотом, брюки, на голову-каракулевый колпак.
У крымско-татарского народа, как и других народностей очень много праздников, семейных обрядов.
Наврез- это день всех земледельцев, отмечают в марте. Он оповещает о начале весны и символизирует начало сельскохозяйственного сезона.
Ораза-байрам, Курбан-байрам - в эти праздники поздравляют друг друга словами: «ИД мубарак!» (благословенного праздника, близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки,одевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, на следующем занятии я покажу вам как лепить блюда из слоёного теста.
Старший воспитатель:
– А сейчас предлагаю поиграть в игру «К кому относится?».
(Детям предлагаются изображения блюд, предметов одежды, жилищ и др. русских, украинцев и крымских татар).
Педагог показывает и называет их, а детям нужно определить, к какому народу Крыма относится то или иное изображение предмета, и поместить его под изображением данного народа. Таким образом, под русскими будут следующие картинки: изба, косоворотка, блины, кокошник, самовар, балалайка; под изображением украинцев: вышиванка, венок с лентами, хата мазанка, кобза, сало, борщ; под изображением крымских татар: мечеть, распашной халат, кумыс, мандалина, тюбетейка, чак-чак.
Старший воспитатель:
Сегодня мы только немного прикоснулись к культуре добрососедства между народами Крыма. Конечно, о многом из жизни разных народов мы рассказать не смогли. Но я думаю, что вы поняли главное: нам очень нужно жить в мире и согласии, изучать свою историю, беречь традиции и обычаи каждого народа и относиться к ним с любовью и уважением. Простыми словами, жить, как одна дружная семья.
В конце занятия выходят Девочки-куклы и дружно читают стихотворение:
Сегодня, когда так много наций в мире,
И мы плечом стоим сейчас друг к другу,
Нельзя играться жизнями, как в тире,
Не замечая в чьём – то сердце вьюгу.
Мы разные, конечно, все снаружи,
Но в наших жилах кровь одна течет,
И в самые холодные вновь стужи,
Цвет кожи будет уж не в счет.
У нас, у всех одни и те же чувства,
И сердце одинаково стучит,
В душе должно быть все-таки не пусто,
Когда о помощи народ другой кричит.
Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь на главное для нас.
Должна создаться в мире счастья сфера.
Чтоб на лице улыбка родилась.
Я призываю всех людей планеты,
Объединиться, стать одной семьёй.
И в жизни главные для каждого ответы,
Найдём, покончив с нравственной войной!
Старший воспитатель:
- Ну что, наши куклы обо всем вам рассказали. Правда, ребята, это очень увлекательно знакомиться с традициями, обычаями, праздниками людей разных национальностей.
- Как вы считаете почему наш музей называется «Дружба народов»?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что интересного сегодня вы увидели и услышали?
(ответы детей).
- Вы сегодня молодцы! Пели и танцевали и много нового узнали, на этом заканчивается наше познавательное путешествие, до новых встреч!
До свидания!