Нина Козловская
Конспект ООД «Весна. Птицы с юга летят»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать познавательную активность детей, кругозор.
Задачи:
- Обогащать представления детей о многообразии признаков сезонных изменений в природе.
- Расширить представление о перелётных птицах, о значении перьев в жизни птиц.
- Побуждать детей к выполнению элементарных опытов, делать выводы, умозаключения.
- Расширить активный словарь, развивать связную монологическую речь.
- Закрепить умение создавать изображение увиденного, развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать экологическим правилам.
Публикация «Конспект ООД „Весна, Птицы с юга летят“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Демонстрационный материал: презентация «Весна. Перелётные птицы», иллюстрации с изображением перелётных птиц, макет весеннего дерева со скворечниками.
Раздаточный материал: набор для исследования (перья натуральные, камешки, ножницы, зубочистки, шапочки перелётных птиц, квадратный лист чёрной бумаги, клей, мелкие детали - глаза, клюв жёлтого цвета, салфетки.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе, за перелётными птицами, рассматривание перьев птиц, иллюстраций перелётных птиц, чтение малых фольклорных форм: «Грачи – Киричи», «Идёт матушка – весна», стихов о природе Я. Аким «Апрель», В. Жуковский «Жаворонок», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», отгадывание загадок о весне, весенних приметах, птицах, слушание аудио записи «Птицы в лесу», разучивание игры «Птицелов», рассматривание иллюстраций птичьих гнёзд, дидактические игры «Кто как голос подаёт, «У кого кто?», «Составь сложное слово», упражнение в изготовлении птиц приёмом оригами.
Ход ООД:
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята! А у нас гости, давайте поздороваемся.
Дети: Сегодня мы приветствуем гостей!
Всем говорим мы здравствуйте!
Воспитатель: Доброе утро! Этот день прекрасный, ведь на дворе весна!
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто – то тихо прошёл по улице.
Кто пришёл к нам тихо – тихо
И никто из вас не слышал
Как листочек из почки вышел
Как зелёные травинки
Тихо вышли из земли
И подснежник тихо вышел
Это значит, это значит
Тише всех пришла… (Весна)
Молодцы, догадались.
На экране появляется девушка – весна. Дети подходят к экрану.
Звучит фонограмма «Звуки весны».
(солнце ярко светит, тает снег, бегут ручьи, сосульки капают, лёд трещит и т. д.)
Воспитатель: Что мы можем представить, слушая эти звуки?
Дети: Наступила весна. Солнце пригревает землю. Тает снег. Бегут ручьи. Появляется зелёная травка, насекомые, первоцветы: подснежники, мать – и мачеха, медуница, хохлатка. Просыпаются животные. Люди трудятся в саду, огороде.
Воспитатель: Какое главное событие еще?
Дети: Прилетают с тёплых стран птицы и начинают вить гнёзда, выводить птенцов.
Воспитатель: Ребята, слышите, птицы песни свои поют, давайте послушаем.
Выходят перелетные птицы грач, ласточка, скворец в шапочках.
Воспитатель: Расскажите птицы, где вы побывали?
Ласточка: В жарких странах - жаркое лето.
Ни зимы ни снега там нету.
Грач: Бродят там слоны великаны
Целый день кричат обезьяны
Там растут деревья - лианы
Там растут на пальмах бананы
Воспитатель: Хорошо ли жили вы вдали от дома?
С кем вы там дружили в странах незнакомых?
Скворец: Мы скучали по деревьям,
По звенящему ручью,
По своим домикам
Воспитатель: Мы вас очень, очень ждали
С экрана слышны голоса птиц с картинками. Их услышал птицелов.
В зал под весёлую музыку, вбегает птицелов с клеткой, внутри птичка, дудочкой.
Птицелов : Вот и попались, как их много, птиц, сейчас всех поймаю и в клетку посажу.
Воспитатель: А ты кто такой? Поздороваться забыл?
Птицелов : Ой, здравствуйте! Извините, забыл. Я – птицелов, тихонько играю на дудочке (играет) и подзываю певчих птиц, сажаю их в клетку, чтобы вечерами слушать их красивые трели. Это самая лучшая минута в моей жизни. Глаза мои видят только птиц. Ничего больше я не знаю о птицах.
Воспитатель: Расскажем о пользе птиц.
Дети: Птиц в неволе удерживать нельзя. Птицы приносят пользу лесам, садам, полям. Уничтожают вредных насекомых их личинки, переносят семена растений.
На экране появляются перелётные птицы - стая.
Воспитатель: Ребята, вы узнали этих птиц?
Дети: Да.
Воспитатель: Назовите их.
Дети поочерёдно называют птиц.
Воспитатель: А к какому виду их можно отнести?
Дети: Это перелётные птицы.
Дети садятся на стульчики.
Птицелов : Расскажите мне про этих птиц.
Воспитатель: Вот игра для вас «Птичий ком».
Дети берут картинку с изображением птицы и рассказывают про неё.
На экране появляется птица и её голос.
(Лебедь, кукушка, грач, аист, иволга, скворец, ласточка, соловей, журавль, жаворонок, стриж, зяблик)
Игра" Кто как кричит"
Лебедь - трубит, Журавль - курлычет, Аист - трещит, Соловей - свистит, Кукушка - кукует, Ласточка - щебечет
Птицелов : Какие удивительные все птицы, много я узнал о них. У меня есть игра для вас «Птицелов», но я не буду уже птиц ловить, я хочу с вами поиграть.
Воспитатель: Оденем шапочки птиц и посмотрим, запомнил птицелов название птиц. Какую птицу он поймает, должен её назвать.
Дети в шапочках птиц становятся в круг. Птицелов в кругу. Дети двигаются по кругу и произносят слова:
В лесу, в лесочке
На зелёном дубочке
Птички весело поют
Ай, птицелов!
Птицелов : Птицы улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, «птицы» разлетаются, птицелов их ловит и называет.
(нужно запятнать как можно больше и назвать птицу)
Воспитатель: Молодец, птицелов, много птиц назвал.
Птицелов : Чем птицы отличаются от других животных?
Дети: Тело покрыто перьями, или оперением, есть крылья, они умеют летать, петь, есть клюв.
Игра "Сложи птицу из частей"
Птицелов : Ребята, что помогает птицам летать и почему они не падают?
Воспитатель: Сейчас ты всё узнаешь. Есть такая профессия – учёный – орнитолог. Они изучают жизнь и повадки птиц, где живут, что едят, как перемещаются, даже лечат. А хотели бы вы попробовать себя в роли этих специалистов?
Дети: Да
Воспитатель: Сегодня и мы будем учёными. Где проводят учёные свои исследования?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Мы сейчас проведём исследование. А чтобы быть настоящими учёными наденем халаты и шапочки. Пройдём в нашу мини – лабораторию и будем проводить исследования. А какие правила поведения в лаборатории.
Дети: Нужно соблюдать тишину, быть внимательным, осторожно обращаться с оборудованием, ничего не брать в рот.
Воспитатель: Чем покрыто тело птиц?
Дети: Перьями.
Воспитатель: Ещё можно сказать оперением. Посмотрите на перья, которые у вас лежат, что вы можете сказать?
Дети: Они разные по размеру.
Воспитатель: Возьмите в руку самое длинное перо, где оно расположено?
Дети: По краям крыльев.
Воспитатель: Как оно называется?
Дети: Маховое. Оно обеспечивает полет и поддерживает птиц в воздухе.
Воспитатель: Какое оно на ощупь?
Дети: Гладкое, жёсткое, самое большое и прочное.
(обозначим это свойство вот такой картинкой – прикрепить на мольберте пёрышко)
Воспитатель: Что можно сказать про вес пера? Лёгкое или тяжёлое?
Дети: Перо лёгкое.
Воспитатель: А почему вы так думаете? Как это можно проверить?
Дети: Взвесить на весах, подержать в руках.
Воспитатель: Положите в одну руку перо, а в другую камешек
дети взвешивают в руках.
Воспитатель: Что вы почувствовали? Какое перо, а камешек? Какой вывод можно сделать?
Дети: Перо лёгкое, а камешек тяжелый.
Воспитатель: Отойдите от стола, бросьте вниз камешек и перо. Что вы видите?
Дети: Камешек упал вниз быстро, а пёрышко медленно летит вниз, плавно опускается на землю.
Воспитатель: Хотите узнать, почему пёрышко такое лёгкое? Сядьте за столы.
У перышка есть стержень. Возьмите ножницы (напомнить правила обращения с ножницами) и отрежьте кусочек стержня пера. Что видим? (проверяем зубочисткой)
Дети: Внутри отверстие.
Воспитатель: Что там может быть внутри?
Дети: Внутри воздух.
Воспитатель: А мы знаем воздух - лёгкий и он помогает стать пёрышку лёгким. (обозначим это вот такой картинкой «камешек и пёрышко»)
Воспитатель: Давайте и мы, как птицы, помашем перьями. Что вы заметили?
Дети берут в руки пёрышко и машут.
Дети: Перо, как бы толкает воздух, отталкивается от воздуха.
Воспитатель: Почему?
Дети: У пера есть ворсинки, они очень плотно прилегают друг к другу, за счёт этого перо отталкивается от воздуха и птица взлетает.
(обозначим это вот такой картинкой, прикрепляем на мольберт)
Воспитатель: Какой вывод?
Дети: Перья – это приспособление для полёта. Это подъёмная сила. Они и составляют крылья. Плотно крепятся на кости крыла.
Воспитатель: Что помогает птице лететь?
Дети: Крылья, перья, кости.
Воспитатель: Есть несколько видов перьев. (слайд на экране)
Маховые – находятся в крыльях.
Рулевые – находятся в хвосте, помогают птице менять направление движения.
Пуховые – мягкие, согревают птиц, расположены близко к коже, удерживают теплый воздух и не дают птице замерзнуть.
Птицелов : Молодцы, ребята! Мне у вас так понравилось! Я хочу ещё сам с вами поиграть в игру «Составь сложное слово».
У ласточки длинный хвост, она какая? Длиннохвостая.
У соловья звонкий голос, он какой? Звонкоголосый.
У аиста длинные ноги, он какой? Длинноногий.
У журавля длинный клюв, он какой? Длинноклювый.
На экране появляются гнёзда птиц :
гнездо с отложенными яйцами, гнездо ласточки, гнездо аиста, гнездо грачей на дереве, гнездо с выведенными птенцами.
(мама птица в клюве держит еду, даёт птенцам)
Воспитатель: А что делают птицы, когда возвращаются из тёплых стран?
Дети: Вьют гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов.
Игра "Назови птенца"
У грача - граченок
У скворца - скворченок
У кукушки - кукушонок
У аиста - аистенок
У журавля - журавленок
Воспитатель: Вот макет весеннего дерева. Что вы видите?
Дети: Скворечники.
Воспитатель: Кто их делает?
Дети: Люди. Домики мы приготовили.
Воспитатель: Но они без жильцов. Кто в них может жить.
Дети: Скворцы.
Дети: Мы можем создать модель скворца путем сгибания квадрата.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Перед тем, как приступить к работе, давайте выполним пальчиковую гимнастику:
Тили – тели, тили – тели –
С юга птицы прилетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
Прилетел к нам скворушка –
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –
(Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большими пальцами делают клюв – «птицы поют»)
Звучит тихая спокойная музыка. Дети приступают к работе.
Воспитатель руководит, помогает. Сделанных птиц, приёмом оригами, прикрепляют возле домиков – скворечников.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Каждый из вас сделал по одной птице и получилась целая стайка. Каждый домик имеет жильца.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы довольны своею деятельностью на занятии?
Дети.
Воспитатель: Что вам запомнилось, понравилось?
Дети.
Воспитатель: Что помогло вам выполнить все задания?
Дети: Знания.
Воспитатель: Это вам в жизни пригодится?
Ребё нок: Может выберу профессию учёного - орнитолога, когда вырасту.
Воспитатель: Вот у меня флажки нашего успеха: зелёный и жёлтый. Зелёный означает, что у нас всё получилось. Жёлтый означает, что у нас были ошибки, но мы старались. Какого цвета флажок мы выберем?
Дети: Зелёного. У нас всё получилось!
Воспитатель: Молодцы!
Птицелов : Мне очень понравилось у вас, теперь я буду птиц оберегать, пусть живут на воле.
Воспитатель: Если все птицы запоют в природе, то получится настоящая опера!
Воспитатель: Праздником весны считается прилёт птиц к родным местам гнездования. И вот завтра, 22 марта, на весеннее равноденствие приходится один из праздников – Жаворонки. Раньше считалось, что именно в этот день начинали прилетать жаворонки, а за ними и другие перелётные птицы. Отсюда и обряд печения жаворонков из теста. Печёных жаворонков раздавали с пожеланием крепкого здоровья. И мы всем желаем здоровья и угощаем этими печёными птичками.