Елена Маслова
Конспект ООД в подготовительной группе по приобщению к социокультурным ценностям «Город, в котором мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с окружающей действительностью с использованием ИКТ
Тема: «Город, в котором мы живем»
Программные задачи:
Расширять и обобщать знания детей о своем городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах; людях, прославивших его.
Закрепить знание домашнего адреса; познакомить с историей возникновения названий некоторых улиц города.
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе по приобщению к социокультурным ценностям „Город, в котором мы живем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление, воображение.
Воспитывать уважительное отношение к истории родного города, к тем, кто его прославил.
Методы и приемы:
Художественное слово (чтение стихов, беседа, рассказ воспитателя, музыкальное сопровождение, просмотр презентации, вопросы, игровой момент, пальчиковая гимнастика, дорисовывание, поощрение.
Оборудование:
проектор, экран, звуковые колонки, презентация «Маленький город», песня Романа Данилова «Ейск», карта Краснодарского края, альбомы и открытки с видами города и улицами, мяч.
Предшествующая работа:
беседы о Ейске, его достопримечательностях, рассматривание альбомов о родном городе, посещение историко-краеведческого музея, экскурсии по близлежащим улицам, проект «Моя маленькая Родина. Ейск вчера, сегодня, завтра», чтение и заучивание стихов ейских поэтов о родном городе, встреча с композитором А. Мацояном, рисование «Любимое место в родном городе», «Улицы родного города», настольно-печатная игра «Путешествие по родному городу», сюжетно-ролевая игра «Строители» сюжет «Микрорайон города», «Город будущего».
Ход:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, где мы с вами живем : о Родине большой и маленькой. Скажите, пожалуйста, что называют Родиной? (ответы детей).
- Правильно, Родина – это место где человек родился, вырос, живет. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). А как называют людей, которые живут в России? (Россияне). Наша страна очень большая, здесь много рек и морей, городов и сел.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна
Её мы Родиной зовём,
А Родина одна.
- Ребята, а как называется край, в котором мы живем (Краснодарский край, а еще его называют Кубанью, т. к. здесь протекает большая река Кубань).
Это край чудесный
Там, где синь небес
Золотое поле
И зеленый лес
Ручеек звенящий
И весенний гром. Это - запах хлеба.
Это – отчий дом.
Родина – родная
Наша сторона.
Ты на всей планете
Лучшая страна.
В. Нестеренко «Родина»
- А как называется главный город нашего края? (Краснодар).
- Посмотрите пожалуйста на доску, что это такое? (обращаю внимание детей на карту).
- Правильно, это карта, карта Краснодарского края. Берега нашего края омывают два моря – Черное и Азовское. (Показываю на карте).
Утром рано мы встаем,
Город видим за окном.
Он проснулся, он живет.
Нас на улицу зовет.
- Мы живём с вами в небольшом красивом городе с маленькими улочками и с широкими улицами, а как называется наш город? На берегу какого моря находится наш город? (Азовское море и Ейский лиман)
- Ейск – это наша с вами малая Родина. А как называемся мы все с вами - жители Ейска? (Ейчане).
- Ребята, а кто из вас знает имя основателя нашего города? (Михаил Воронцов)
- Правильно, основателем нашего города является граф Михаил Семенович Воронцов (Слайд 2 с фотографией Воронцова).
- А хотите я вам расскажу историю возникновения нашего города.
Тогда проходите на стульчики, садитесь поудобней, да слушайте повнимательней.
5 марта 1848 года указ императора Николая I провозгласил о создании нового портового города Ейска. (Слайд 3)
Хлынул на юг, в кубанские степи купеческий и работный люд. А 1 сентября (19 августа) 1848 года под залпы пушек, в присутствии многочисленных гостей из городов и станиц Черноморской губернии, был заложен первый камень в основании Ейска и фундамент городского кафедрального собора на новой, Михайловской площади. Имя Светлейшего князя М. С. Воронцова тесно связано с историей Ейска. Он является фактическим основателем города, ведь именно он заложил тот самый "первый камень" в его основание. На окраине Ейска зазеленели сады, прославившие в свое время наш город. (слайд 4)
Возникновение Ейска не было случайным. Юг России нуждался в новом торговом порте, благодатные кубанские степи, богатые хлебом, требовали опорной торговой точки. Население молодого города быстро росло. Были здесь крестьяне и купцы из Ставрополя, Воронежа, Курска, Бердянска, Таганрога, Мариуполя… (слайд 5)
Шло время, Ейск быстро возрождался и развивался. В 1849 году насчитывается всего 22 улицы: 9 из них начинались со стороны лимана, 13 – со стороны Таганрогского залива. Городская управа строго следила за соблюдением правил строительства. (слайд 6)
Для строительства стали использоваться более прочные материалы: кирпич, черепица. В городе стали возникать кирпичные и черепичные заводы. (слайд 7)
В 1852 году, в городе было открыто первое учебное заведение - двухклассное мужское училище преобразованное затем в трехклассное. В 1861 году было открыто и женское двухклассное училище. (слайд 8)
11 июля 1911 года состоялось торжественное открытие железной дороги. (слайд 9)
Первым градоначальником города был назначен В. В. Ненашев. (слайд 10)
- А что такое улица? (ответы детей)
Улица - это часть территории города или небольшого посёлка, расположенная между жилыми домами или кварталами, предназначенная для движения транспорта и пешеходов. Улица делится на две части: тротуар и проезжую часть. По тротуару ходят люди, а по проезжей части движется транспорт. Поэтому ходить по тротуару безопасно, т. к. их делают немного выше проезжей части, чтобы туда не заезжали автомобили. Раньше названия улиц давали в честь ее жителей, например: заселились на этой улицы переселенцы из Бердянска – стала улица называться Бердянская, из Таганрога – Таганрогская, поселились греки и Крыма – улица стала Греческая. Но со временем некоторые улицы были переименованы в более современные названия. В нашем городе более 100 улиц, а есть ещё переулки, площади.
А как называется улица, на которой живёте вы?
Давайте поиграем в игру «Мой домашний адрес» ( дети передают по кругу мяч и говорят: «я живу на улице.»). Какие ещё улицы нашего города вы знаете? (ответы детей)
Игра «Знатоки».
Дети встают в круг.
- Дети давайте поговорим о том, как нужно вести себя на улице, дома и в общественных местах. За каждый правильный ответ мы сможем с вами открыть картинку. (слайды 12-19)
• На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
• Можно ли открывать дверь или разговаривать по телефону с незнакомыми людьми в отсутствие взрослых дома?
• Можно ли трогать бездомных животных?
• Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?
• Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)
• На какое животное похож пешеходный переход? (зебра)
• Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)
А сейчас давайте познакомимся с людьми, которые прославили наш город своими подвигами и творчеством. (слайды 21-22)
Давайте с вами вспомним: с творчеством каких ейских поэтов мы знакомились. (Е. Котенко, Н. Цвирева, А. Мацоян). (слайды 23-25)
Ребята, а кто из вас может вспомнить, какое стихотворение Евгения Котенко мы с вами учили? (Дети читают стихотворение Е. Котенко «Рай земной»).
Ребята, а еще наш город называют «Городом спортсменов», т. к. в нашем городе жили и живут великие спортсмены: тяжелоатлет И. Поддубный, батутисты Запорожченко, Александр Русаков, Ирина Кундиус, Никита Федоренко, Дмитрий Ушаков; Стефания Елфутина- чемпионка мира по парусному спорту, Анастасия Несмеянова – серебряный призер по боксу. (слайды 26-28)
Ребята, в нашем городе очень много памятных мест. Давайте с вами поиграем в игру «Назови правильно». Дети называют знакомые им памятники (Воронцову, Мордюковой, Бондарчуку, мемориал памяти, Поддубному, бронекатер «Ейский патриот»). (слайды 30-35)
Пальчиковая игра «В нашем городе»
(Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку.)
Собранье улиц, площадей, - 5
Машин, автобусов, людей, - 4
Многоэтажные дома - 3
Стоят как книжные тома. - 2
Но всё же, любим город мы - 1
(смена рук)
За то, что с лета до зимы - 1
Встречаем радостных друзей, - 2
А с ними можно и в музей, - 3
И в цирк пойти, и на каток - 4
И погулять в любой денёк! – 5
Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.
Рисование: «Мой город»
Под песню Романа Данилова «Ейск» дети рисуют улицы родного города.
- Какие разные у всех вас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город.
Ребенок:
Мы живем, мы растем
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет! Пусть растет!
Городок наш скромный!
Ребенок:
Пусть нет у нас высоток и метро,
И спозаранку не гремят трамваи,
Зато здесь ласковое море и песок.
И хлеб пекут, и булки, караваи.
Ребенок:
Таких тенистых улиц и дворов
Вы много повстречаете в России,
Живи, мой город, стройся, будь здоров!
И становись с годами все красивей.
Ребята, Вам понравилось наше путешествие по родному городу. Что нового вы узнали из нашего путешествия? Что больше всего вам запомнилось?
Я надеюсь, что когда вы вырастете и уедите далеко от родного города, в своем сердце будите носить частичку своей маленькой Родины: своего дома, улицы, нашего детского сада и конечно же нашего любимого города. И быть может, вы тоже прославите наш город какими-то своими делами и подвигами.