Назиля Якубова
Конспект ООД по рисованию в подготовительной группе «Батик»
Цель – развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием техники батик.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с историей возникновения батик.
• Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционной техникой.
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять технику батик.
• Содействовать знакомству родителей с техникой батик; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
• Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса.
• Развитие глазомера, художественно – графических умений и навыков.
• Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия.
• Развитие точных движений рук и мелкой моторики пальцев.
• Укреплять психическое здоровье через использование техники батик.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству, аккуратность, внимание, усидчивость, трудолюбие;
• Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
Материалы и оборудование:
карточки с изображениями цветов; образцы работ в технике узелковый батик
проектор, доска для демонстрации, презентация
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости,давайте поздороваемся, улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение, а заодно и поздороваемся друг с другом.
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
Пусть «Доброе утро!» — останется с нам!
Воспитатель: Очень рада видеть вас!Сегодня нас ждет путешествие в Волшебную страну творчества и фантазии. Увлекательные игры и еще многое чего интересного.
Я хочу, чтобы у вас все получилось,
и целый день было хорошее настроение!
Ребята, а вы хотите, стать маленькими волшебниками и творить чудеса?
(ответы детей)
Воспитатель: Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебные заклинание
«Топ - топ
Хлоп - хлоп,
Вокруг себя повернись
В маленького волшебника превратись!»
(волшебная музыка)
Посмотрите, что у нас появилось? (ответы детей).
А вот и волшебный сундучок. Заглянем в старый сундучок. Лежит там маленький платок.
Воспитатель: Ой, кто же сундучок ключом закрыл? Кто над нами пошутил?
Колдунья. Я, злая ведьма, задумала стать еще злей, (слайд)
Увидела я ваш сундучок
Разозлилась, да как стук, каблучок о каблучок,
Замок теперь вам не открыть
Платочков вам не получить!
Воспитатель Ах, ведьма, вот злодей-ка…
Закрыла сундук от всех людей.
Вы поможете, ребята? (Обращается к детям, они отвечают.)
Если выполним заданье, то разрушим заклинанье,
Знаний, сил не пожалеем, и сундук открыть сумеем…
Воспитатель: Надо нам три ключа подобрать. На три вопроса правильно отвечать. (Дети присаживаются на скамеечку.)
Игра «Узнай сказку» (слайды)
Василиса показывает детям иллюстрации к сказкам, отгадав правильно, дети получают ключик. (Загадки про сказки)
Игра «Что бывает?»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, волшебная палочка, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог:- Дети:
Что бывает Красным? -мак, огонь, флаг
Что бывает Оранжевым?-апельсин, морковь, заря
Что бывает Жёлтым? -цыплёнок, солнце, репа
Что бывает Зелёным?-огурец, трава, лес
Что бывает Голубым? -небо, лёд, незабудки
Что бывает Синим?- колокольчик, море, небо
Что бывает Фиолетовым?-слива, сирень, сумерки
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились и все замки открыли
Какую историю он расскажет нам сегодня? (ИКТ)
Достает платок и на экране появляется Япония!
-Ребята, это волшебный платок, у которого есть своя история!
Давным-давно жил на свете один мастер. Он очень любил природу, и каждое утро выходил из дома, поднимался на вершину холма и смотрел на раскинувшуюся под ногами тропическую долину. Так он сидел целый день и любовался диковинными цветами, яркими бабочками и переплетением лиан. А вечером возвращался домой. Однажды мастер захотел запечатлеть всю красоту, которую он видел, но под рукой не оказалось ни холста, ни бумаги. Тогда мастер снял свой шёлковый плащ и нарисовал картину на нём. Так и родился один из необычных видов рукоделия – батик. Батик действительно во многом связан с изобразительным искусством.
Что же означает слово –батик. Ба-это капля, а тик-это материал.
А теперь, я хочу рассказать вам о древней технике батика, которая называется ШИБОРИ – это узелковый батик, его родиной является Япония. Сама по себе технология узелкового батика достаточно проста. Батиком украшают сарафаны, носовые и шейные платки, шарфики. Батик – это уникальный и хороший подарок, как для себя, так и для близких. Дети, мы сейчас приступим к изготовлению сувенирных платочков, в подарок нашим любимым мамам, а перед работой мы разогреем пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.
Массаж пальцев «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальцы погулять.
(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши).
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальцы погулять.
Погуляли, погуляли
И домой пришли опять
(Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки). (При повторении-правой руки начиная с большого.)
- Молодцы, ребята. Пальчики, мы с вами размяли, а сейчас я вас приглашаю в нашу волшебную мастерскую.
- Дети, в нашей сказочной мастерской есть всё необходимое для украшения платочков, что ж, приступим! Будьте внимательны и повторяйте за мной.
Давайте присядем за столы и будем творить чудеса.
Для нашего волшебства понадобится сперва намочить водой ткань, отжать сильно и расправить.
Затем возьмём платочек левой рукой за серединку, а правой рукой аккуратно начинаем скручивать ткань в тугой жгут. Вот такие жгутики у нас получились Теперь приступаем к самому сложному этапу нашей работы. Наши жгутики необходимо, как можно крепче перетянуть волшебной проволочкой по всей длине, начиная с верхушки. Волшебные проволочки лежат у нас на подносах лежат у вас на подносах. Чем крепче будет затянут жгут, тем красивее будет узор. Все завязали ниточки, молодцы, а сейчас самое увлекательное – нам необходимо смочить чистой кисточкой наш жгутик, чтобы ткань стала немного влажной, смочили, продолжаем, набираем краску и наносим на самую верхушку нашего жгутика. Краску можно брать любого цвета и наносить поочерёдно, после каждого цвета не забывайте промывать кисточку, чтобы краски не испортили своё цвет. Главное условие в этой технике – это тщательно прокрашивать ткань, чтобы не осталось белых мест Вот такие разноцветные жгутики у нас получились Теперь, после того, как мы закрасили весь жгутик краской, нам необходимо убрать проволочки, которыми была связана ткань. Делать это надо аккуратно и осторожно, чтобы не порезать окрашенную ткань Как только все проволочки удалили, наступает время сюрприза – расправляем ткань!. Вот какие волшебные платочки у нас получились
.(хорошо бы пофантазировать, чтоб дети включили воображение, как то соотнести с игрой «что бывает») или провести анализ при помощи этого стихотвореня
Например : ребята,пока ваши платочки высыхают, давайте с вами попробуем разгадать-что же у вас получилось?Я прочту вам стихотворение,а вы подумайте,с чем ассоциируется ваш рисунок. (или то же самое с игрой)
Если капля красная упала
На прозрачных нитей полотно,
Не считайте этот "штрих" изъяном,
Это солнце поутру взошло
А оранжевою струйкою пролился
Сочно - кисловатый апельсин.
С жёлтой каплей лютик распустился,
А с зелёной - родился жасмин. - Голубая капелька упала –
Неба край блестит среди мимозСинее пятно – грозы начало
И смятенье запоздалых грёз.
Фиолетовая капля проявилась
Как в тетрадке Димы - школяра -
В небе радуга соцветьем заструилась
Как над морем за окном вчера.
А сейчас нам пора возвращаться. Давайте встанем в круг и произнесем волшебное заклинание и возвратимся в детский сад, и станем обычными ребятишками.
(волшебная музыка)
«Топ - топ
Хлоп - хлоп
Вокруг себя повернись
И в ребяток превратись».
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
Ребята, где мы с вами побывали?
А что мы там делали?
Что больше понравилось?
А тебе что запомнилось?
Скажите, а вам понравилось наше путешествие?
А мне так понравилось с вами путешествовать, что я хочу вас наградить за отличные знания и умения высшей наградой сказочной страны – волшебные раскраски.
Всем огромное спасибо!