татьяна Кузьмина
Конспект ОД в подготовительной группе по ФЦКМ «Наблюдение за живым объектом на примере живых рыбок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления о декоративных животных.
Задачи:
Познавательная:
1. Делать умозаключения о повадках животного.
1. Расширять представления детей об окружающем мире.
Развивающая:
1. Развивать наблюдательно-познавательный интерес в процессе экспериментирования.
2. Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи.
3. Побуждать детей делать выводы.
4. Обогащать словарный запас детей, ввести слова «плавательный пузырь», «нефтяные пятна», «обтекаемое тело». Формировать лексико-грамматические категории.
Воспитательная:
Публикация «Конспект ОД в подготовительной группе по ФЦКМ „Наблюдение за живым объектом на примере живых рыбок“» размещена в разделах
- Аквариум. Наблюдения за рыбками в аквариуме
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
1. Способствовать гуманному отношению ко всему живому.
2. Учить правильному поведению в природной среде.
3. Закладывать основы экологической культуры личности.
Материалы и оборудование: Емкость с водой, растительное масло, предметы металлические, деревянные, пенопластиковые, воздушный шарик.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворения Э. Успенского «Рыболов», загадывание загадок о рыбах, рассматривание иллюстраций, энциклопедий.
Ход ОД.
Воспитатель: Дети, а вы заметили, какой сегодня замечательный день! Солнышко уже проснулось и заглядывает к нам в окошко. Наверное, оно хочет пожелать нам хорошего настроения. Дети, а какое настроение у вас?
Дети: Хорошее, веселое, радостное
Воспитатель: Улыбнитесь, как кот на солнышке, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка. Ну, и, конечно, давайте от всей души улыбнёмся друг другу. Замечательно!
– Ребята, у нас сегодня необычное занятие.
Загадка
К нам из сказки приплыла,
Там царицей была.
Это рыбка не простая.
Рыбка (золотая)
- Вы хорошо справились с этим заданием.
Воспитатель: Дети, обратите, пожалуйста, внимание, что за книжечка у меня в руках? Как она называется?
Дети: "Сказка о рыбаке и рыбке"
Воспитатель: А кто написал эту замечательную сказку?
Дети: А. С. Пушкин.
Воспитатель: А какая рыбка была в этой сказке?
Дети: волшебной, сказочной.
Воспитатель: Да, в этой сказке рыбка была волшебной, она могла выполнять желания, а мы с вами сегодня рассмотрим рыбку не сказочную, а настоящую, поэтому она не может выполнять ничьих желаний, а напротив, поскольку она будет жить у нас в аквариуме, мы должны учиться понимать её желания и делать так, т. е ухаживать за ней, чтобы ей и всем нашим рыбкам было хорошо и уютно в аквариуме.
Воспитатель: Дети, а вы любите аквариум?
Дети: Да, очень.
Воспитатель: Почему?
Дети: Аквариум, как добрый волшебник притягивает к себе.
Воспитатель: А кто живет в аквариуме?
Дети: Рыбки
Воспитатель рассказывает детям, что родина золотой рыбки — далёкий Китай. Давным-давно, примерно 250 лет назад, на красоту рыбки обратили внимание путешественники-европейцы и привезли ее в Европу для разведения в аквариумах.
Воспитатель: Сегодня на занятие я принесла новую рыбку, посмотрите на нее: нравится ли она вам?
(Воспитатель показывает детям золотую рыбку, заранее отсаженную из общего аквариума в таз с водой, чтобы дети имели возможность ее хорошо рассмотреть).
Воспитатель: Да, рыбка очень красивая, называется она (золотая). Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесем рыб?
Дети: К живой природе.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются.
Воспитатель: Значит, к какой природе мы отнесем рыб?
Дети: к живой природе. Рыбы - животные, живые существа. Они бывают большие и маленькие.
Воспитатель: дети давайте с Вами внимательно рассмотрим тело рыбки.
Воспитатель: На сколько частей разделить тело рыбки.
Дети: Тело рыбки можно разделить как бы на три части: голову, туловище и хвост. Шеи у рыб нет.
Воспитатель: Кто знает, чем покрыто тело у рыб?
Дети: чешуёй - закрепить это слово.
Воспитатель: Какого цвета чешуя у рыбки?
Дети: блестящая, серебристая и т. д, у разных рыб она разная, в основном серебристая.
Воспитатель: А на что похожа она?
Дети: на монетки.
Воспитатель: напоминает нам одежду из серебряных монеток.
Воспитатель: Скажите, есть ли глаза у рыбки?
Дети: Есть.
Какой они величины?
Как они расположены? Рыбка смотрит прямо перед собой или? иначе? Воспитатель: Да, глаза у нее маленькие, находятся по бокам головы.
А что еще у рыбки есть на голове?
Дети: рот
Воспитатель: Какой он величины?
Дети: маленький
Воспитатель: А какая у рыбки форма тела?
Дети: овальной формы.
Воспитатель: Да тело у рыбки гладкое, овальное, сжатое с боков, обтекаемое, вытянутое. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать. Плавая, они поднимаются вверх, то спускаются вниз на дно аквариума.
Посмотрите внимательно, как рыбка плавает и скажите, а что ей помогает при плавании? Что находится на спине и животе рыбки?
Воспитатель: Да, это плавники. Что рыбка ими делает?
Дети: двигает, когда плывет.
Итак, плавники у рыбки хвостовые, спинные и брюшные.
Воспитатель: А что рыбка делает хвостом?
Изгибает его, двигает им, он тоже помогает плавать ей. показываю своей рукой движение рыбки)
Воспитатель: А теперь вы тоже своей рукой покажите, как рыбка плавает. (дети показывают)
- Посмотрите, куда сейчас рыбка плывет
- Да, к Даше.
- А теперь? К Асаду. А теперь остановилась и смотрит на нас.
Воспитатель: Как вы думаете, рыбка видит нас?
Дети: Да, у нее есть глазки
Воспитатель: Интересно, ребята! А спят ли рыбки? Есть ли у них домики?
- Вот послушайте стихотворение, может быть оно даст нам ответ на наши вопросы:
Ночью темень, ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе
След собачий - к конуре
Белкин след ведет к дуплу
Мышкин - к дырочке в полу
Жаль, что в аквариуме, на воде
Нет следов твоих нигде
Только темень, только тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Воспитатель: Оказывается рыбки, спят, и домики есть у них. Только у рыбки домик звучит как-то непривычно "рыбье гнездо". Самый простой домик - это ямка в песке или камнях.
Рыбки быстро замечают движущиеся предметы. Посмотрите, как наша рыбка увидит и поймает корм. Золотые рыбки очень любят вот таких червячков. (показывает мотыля, бросает в воду, дети наблюдают, как рыбка хватает корм). За день одна золотая рыбка съедает 4-5 личинок.
Воспитатель: а давайте позовем нашу рыбку и легонько постучим по тазу.
(Дети наблюдают за реакцией рыбки, она реагирует на стук).
Воспитатель: рыбка слышит наш стук, у нее нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит? (Ответы детей)
Воспитатель: Раньше мы проводили опыт: в сосуд с водой мы помещали кусочек пластилина. Что вы заметили?
Дети: На пластилине появились пузырьки, это воздух.
Воспитатель: Значит, в воде есть воздух, и рыбы им дышат.
Посмотрите, как рыбки дышат, заглатывают ртом поток воды. В воде находится воздух, рыбка вдыхает его жабрами, а отфильтрованная вода выходит с двух сторон.
Воспитатель: Но человек может помешать рыбам. Как?
Дети: Загрязнять реки.
Воспитатель: Что может загрязнить реку?
Опыт 1.
В емкость с водой капнуть масло растительное.
Воспитатель: Что наблюдаем?
Дети: масло покрыло поверхность воды.
Вывод: Масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.
Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.
Воспитатель: Что происходит с живыми организмами?
Дети: Они погибают.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы это предотвратить?
Дети: Нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть транспорт на берегу рек, морей, озер.
Воспитатель: Какое время года самое трудное для рыб?
Дети: Зима.
Воспитатель: В морозы трудно рыбам. Как вы думаете почему?
Дети: Водоемы покрыты льдом. Кислород не проникает, через лед в воду рыбам становится, нечем дышать и они гибнут.
Воспитатель: Как помочь рыбам?
Дети: Можно сделать во льду проруби.
Опыт 2.
В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно.
И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.
Воспитатель: Что наблюдаем?
Дети: Плотный шарик утонул)
Воспитатель: Почему он не всплывает?
Вывод: шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.
Воспитатель: Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.
Физминутка
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами. (движения по тексту).
Дети изображают резвящихся рыбок.
Воспитатель: Сейчас мы перенесем ее в аквариум к другим рыбкам. Рыбку нельзя ловить руками, она очень нежная, хрупкая. Для того, чтобы не повредить ее, имеется специальный сачок.
(Воспитатель вместе с детьми ловит рыбку, переносит ее в аквариум).
Воспитатель: Рыбки без воды жить не могут, поэтому пересаживать ее из одной емкости в другую надо очень быстро.
- Что еще есть, кроме воды в аквариуме? (зеленые растения, песок, камешки, ракушки). Прежде, чем положить на дно аквариума песок, камешки, ракушки я их тщательно промыла, затем посадила растения, постаралась сделать так, чтобы дно аквариума, как можно больше напоминало дно природного водоема. Это дно из жизни условий рыбок, без воды рыбки жить не могут они гибнут, существует пословица "Как рыба в воде". (когда человеку хорошо, комфортно, уютно).
Поэтому, видите, какой аквариум получился красивый. Нравится вам?
- А чтобы он всегда был таким, нужно постоянно за ним ухаживать. В одно, и тоже время кормить рыбок, доливать чистую воду по мере необходимости, так как она испаряется, протирать стекла аквариума внутри и снаружи, закрывать аквариум стеклом, чтобы пыль не попадала в воду.
Воспитатель: Золотая рыбка любит жить в воде определенной температуры, любит сухой и живой корм. Ребята, вы все уже знаете, для чего в аквариуме рамочка?
Дети: это кормушка.
Правильно, это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм — дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы он не портился и не загрязнял аквариум. Кормят рыбок в одно и то же время.
Воспитатель: Ребята, я насыплю в кормушку корм, легонько постучите по аквариуму. Если рыбки слышат наш стук, и в одно и то же время давать им корм, можно выработать у них привычку. На стук они будут подплывать к кормушке.
Воспитатель: Вода в аквариуме всегда должна быть чистой и наполненной кислородом. Для этого используется специальное устройство, которое поставляет в воду кислород (включает устройство, дети наблюдают за пузырьками воздуха в воде).
Итог ОД:
Воспитатель: Ребята, а для чего в аквариуме сажают аквариумные растения?
Дети: Для того, чтобы было красиво, уютно, чтобы рыбки могли прятаться, отдыхать среди листьев, питаться зеленым кормом. Чтобы растения насыщали воду кислородом.
Воспитатель: Давайте вспомним правила ухода за обитателями аквариума, и вместе рассмотрим предметы ухода за аквариумом и его обитателями.
Рыбы могут плавать в воде с помощью плавников и хвоста.
В воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.
У рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть.
Нужно защищать и беречь природу, не загрязнять водоемы, очищать их. И тогда люди смогут питаться экологически чистой речной и морской рыбой, а аквариумными рыбками – любоваться.