Светлана Александровна Александрова
Конспект ООД в подготовительной группе «Камень, рожденный деревом»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Закрепить знания об объектах неживой природы (мел, уголь, коралл) Познакомить с камнем, рожденным деревом. Камень этот называется Янтарь (цвет, происхождение, свойства, использование). Воспитывать бережное отношение к янтарю, учить видеть его красоту. Продолжать учить работать с лупой.
Материал. Мел, уголь, коралл; янтарь и лупы на каждого ребенка. Выставка украшений из янтаря; аудиокассеты «Звуки природы», кассета «Музыка покоя для детей».
Ход занятия
Воспитатель. Вы уже знакомы с разными камнями. Давайте кое-что вспомним. Нам помогут загадки. А отгадки лежат на столе.
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Камень, рожденный деревом“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Белый маленький комочек,
1. Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске, белят потолки и печки.
Растворяется легко:
Попадет комочек в речку-
Утечет, как молоко. (Мел)
2. С виду неприглядный камень.
Он в земле лежит пластами. Чтоб наверх его поднять.
Надо в шахте побывать.
Под землею огоньки –
Это в шахте горняки
Отбивают молотками
Это очень нужный камень.
Он имеет черный цвет,
Всем дает тепло и цвет. (Уголь)
3. Причудлив и красив собой
Подводный камень, неземной.
Неторопливо он растет,
С годами рифы создает.
Он без садовника возник,
природы сказочный цветник,
Подводный мир он украшает,
Но кораблям ходить мешает.
Обычно корабли любые
Обходят цветники такие. (Коралл).
Дети отгадывают загадки и рассказывают все, что знают об этих камнях.
Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с новым камнем. (Показывает янтарь) Кто знает, как он называется?
Да, янтарь. Полюбуйтесь этим красивым солнечным камнем. Давайте рассмотрим его поближе. Что вы можете сказать о его цвете? (золотистый, солнечный, желтый) Правильно! Есть еще и коричневый. Какой янтарь блестящий или матовый? Какой на ощупь – гладкий или шершавый? А он такой же твердый, как гранит? (нет, мягче и крошится).
Этот янтарь обработан человеком. Давайте сравним его с кусочками необработанного янтаря. Что можно о нем сказать? Правильно необработанный янтарь – мутный, шершавый, тусклый, не сверкает, не блестит, в нем больше коричневого цвета.
Возьмите в одну руку кусочек янтаря, в другую камешек. Какой из них легче? Давайте проверим. Осторожно опустим их в воду. Что произошло? (Они утонули). Одновременно? (Нет, янтарь медленно опускался на дно). Почему? Верно, янтарь легче. В далеком прошлом янтарем было усеяно все побережье Балтийского моря. Давайте подойдем к глобусу. Что это такое? (модель земли) Где мы с вами живем? Покажите. А в каком городе? Покажите. Вот Балтийское море. Прикрепим условное обозначение янтаря около него. После шторма волны оставляли на берегу россыпи янтаря. Как вы думаете, янтарь – это морской или лесной камень? Оказывается лесной. Я вам сейчас расскажу его историю. Вы знаете, что такое смола? Это прозрачное, липкое, густое вещество. Где вы видели смолу, на каких деревьях? Верно, на лиственнице, сосне, ели – на хвойных деревьях. Янтарь – окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обламывалась ветка, отщепилась кора – тут же начинала выделяться смола, которая и закрывала ранку. Когда вы поранитесь, чем вам обрабатывают ранку? (Зеленкой). Для чего это делается? (Чтобы рана не загноилась). Так и у деревьев. Но в отличие от людей они помогают себе сами, сами себя смолой лечат. Что может произойти, если какое – ни будь насекомое, усядется на липкую смолистую поверхность? Давайте посмотрим, но вместо смолы возьмем липкую ленту. Опустим на нее перышко, нитку, бумажку. Что случилось? (Все прилипли).
Смола, как и липкая лента, все к себе «приклеивает». Что же произойдет, если насекомое сядет на смолу? Да, оно прилипнет. В лужицах смолы свои следы оставляли животные: кто шерстинку, кто перышко, кто пушинку. В янтаре можно увидеть т пузырьки воздуха и капельки дождя. Возьмите лупы и приглядитесь к янтарю: что вы видите? Чтобы смола превратилась в янтарь, должно пройти очень много времени Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землей. Под тяжелым слоем земли смола затвердевала, как камень, и становилась янтарем. Как он попал в море? Через лес протекала река, вода вымывала из земли этот солнечный камень и несла с собой. Так янтарный клад оказался в море. Но не весь янтарь забирала с собой река, какая – то часть осталась в лесу, глубоко под землей. (Включает шум моря) Шторм размывал морское дно, янтарь всплывал и оказывался вновь на берегу. (Выключает шум моря).
Сейчас в Балтийском море почти не осталось янтаря. Его добывают под землей, промывают, высушивают на специальных приспособлениях и отправляют мастерам. Они янтарь сортируют. Самые красивые камни идут на изготовление украшений и поделок. А камни, в которых есть включения (муравьи, мухи, стрекозы, пауки и др.) передают в музеи. Янтарь обладает и лечебными свойствами: он помогает справиться с ангиной, лихорадкой. А сейчас я вам хочу загадать загадку.
Затвердевшая смола.
Украшеньем стать смогла.
Как красивы украшенья!
Дарят их на день рождения.
Солнца луч играет в них,
Легких, теплых, золотых.
Угадайте дошколята,
Чем Прибалтика богата?
Что за камни ищут там,
На Балтийских берегах?
Да, это янтарь. Пришло время пригласить вас на выставку украшений из янтаря. (Включает музыку). Полюбуйтесь работой мастеров – умельцев, которые сделали эти вещи. Какие они красивые! Здесь и кольца, и бусы, и кулоны, и сережки….
Сейчас уже нет тех хвойных деревьев, которые миллионы лет назад вырабатывали смолу для будущего янтаря. В Балтийском море, как я уже сказала, янтаря осталось мало, поэтому и обращаться с ним надо бережно.
Давайте, организуем свою выставку янтаря. Но выставку не простую, а выставку рисунков «Янтарные украшения для мамы»