Оксана Фролова
Конспект ОД для детей подготовительной к школе группы «Удивительный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОД
Тема: «Удивительный воздух»
для детей подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности
Составила: О. В. Фролова
Программные задачи:
•Актуализировать знания детей о свойствах воздуха, путем экспериментирования (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды);
Публикация «Конспект ОД для детей подготовительной к школе группы „Удивительный воздух“» размещена в разделах
• Дать возможность самостоятельно применить на практике раннее полученные знания, делать выводы на основе практического опыта;
• Мотивировать детей к самостоятельной экспериментальной деятельности: определять свойства воздуха (невидим, легкий, не имеет вкуса и запаха, бесцветен, не имеет формы).
• Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений; поощрять стремления детей высказывать и отставать свою точку зрения, суждения, развивать диалогическую и монологическую речь; ввести в активный словарь следующие существительные, наречия, прилагательные: невидим, бесцветен, легкий, ингалятор, пульверизатор, атмосфера.
• Продолжать развивать логическое мышление, память, воображение;
• Воспитывать активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью, развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёров.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: глобус; воздушные шары; предметы, работающие, с использованием воздуха (насос, фен, паровой утюг, губная гармошка, пульверизатор, банка, ингалятор); сигнальные картинки: ветерок, 6 свойств воздуха, фотографии причин загрязнения воздуха, фотография «Дети, берегите Землю!».
Раздаточный материал: стаканы (на каждого ребенка); трубочки для коктейля (на каждого ребенка); мыльные пузыри; губки; веера; бумага; ёмкости с водой и с запахами; теннисные мячи.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, объяснения, указания, художественное слово.
Наглядные: сигнальные картинки, фотографии причин загрязнения воздуха, фотография «Дети, берегите Землю!».
Практические: самостоятельная экспериментальная и практическая деятельность детей, физкультминутка «Самолеты».
Предшествующая работа: наблюдение за воздушными шариками, д/и «Кто быстрее?», беседа на тему: «Для чего нужен воздух?», опыты с мыльными пузырями.
ХОД:
1. Мотивация: введение в ситуацию (дети заняты игровой деятельностью по центрам).
Воспитатель обращает внимание детей :
«Собрались все дети в круг (Дети встают в круг)
Я -твой друг и ты -мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу, улыбнёмся!»
Воспитатель:
-А вы хотите отправиться в небольшое приключение? А для этого нам нужны: умные головы, есть такие? Аккуратные руки, есть такие? Острый слух, внимательные глаза и хорошее настроение, а главное верные друзья природы.
-Ребята, у нас сегодня День открытых дверей, день, когда любой может прийти к нам в гости. Ребята, а кто кроме ваших родителей, других живых существ может без всяких преград и документов войти в наш детский сад (Ответы детей).
-Спасибо. Очень интересные версии, послушайте загадку-подсказку: «Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели».
2. Актуализация знаний детей
Воспитатель:
-Посмотрите внимательно в центр нашего круга, вы никого не видите?
-Хорошо, я попробую его поймать (ловлю воздух пакетом). Что это?
-Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения?
-Как доказать что это воздух? (Ответы детей).
-А какой он? (Ответы детей - твердый, жидкий, газообразный).
-Зачем он нам нужен? (Ответы детей).
Воспитатель:
-Ребята, отгадайте загадку:
«Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! «
(Ответы детей - воздух)
Воспитатель:
-Приятно иметь дело со знающими людьми.
Первое свойство воздуха - невидим.
-Мне удалось поймать немного воздуха, можем ли мы сказать какой он формы: круглый, квадратный? (На доску вывешиваю сигнальную картину –символ 1 – невидим)
Второе свойство воздуха – он не имеет формы (На доску вывешиваю сигнальную картину - 2 символ - нет формы)
Воспитатель:
-Ребята, а хотите поговорить о воздухе?
-Тогда, предлагаю отправиться в лабораторию КОАПП - Комитет Очень Активной Помощи Природе.
(Дети садятся за столы, расставленные для 2 групп)
Воспитатель:
-Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха (Показываю глобус). Эта удивительная оболочка называется - атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней. Где есть воздух - там есть жизнь! (на столах веера, трубочки для коктейля, большой сосуд с водой, теннисные шарики, ёмкости с водой и с запахами).
Воспитатель: Сегодня я хочу вам предложить провести несколько опытов с воздухом.
3. Открытие детьми нового знания (способа действий)
Наблюдение 1:
Воспитатель: Как обнаружить воздух? Ваши предложения, юные исследователи? (Дети отвечают, делают гипотезы)
- Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
( ВЫВОД: воздух невидим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок, ветер - это движение воздуха).
Наблюдение 2:
-На столе лежат губки. В губке есть отверстия – «дырочки». Что в этих дырочках? (Ответы детей - воздух) Что случится, если губку погрузить в воду. Опустите губку в воду, нажмите на нее, что увидели?
(Дети рассматривают губки, пытаются сформулировать вывод).
(Ответы детей - пузыри)
- А теперь повторите этот же опыт еще раз.
( ВЫВОД: в губке есть воздух).
Наблюдение 3: опыт с трубочками.
Воспитатель:
- А как еще можно увидеть воздух? (Ответы детей).
-Возьмите каждый по трубочке и подуйте через нее в стакан с водой.
-Что выходит из воды с пузырьками? (Ответы детей - в воде образуются пузырьки воздуха).
-Какого цвета воздух?
( ВЫВОД: мы, выдыхаем воздух, и он виден в воде в виде пузырьков. А если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появился воздух. Значит, в воде есть воздух, которые не имеет цвета).
(На доску вывешиваю сигнальную картину - символ 3 - бесцветен).
Воспитатель:
-А какие еще пузыри можно пускать? (Ответы детей - мыльные. Надуваю вместе с детьми мыльные пузыри).
-Что находится внутри мыльных пузырей? (Ответы детей - воздух, почему шарик с водой летит? (Ответы детей - он легкий).
Наблюдение 4: предлагаю детям погрузить в воду теннисные шарики, наполненные воздухом.
-Почему они не тонут?
( ВЫВОД: воздух легче воды).
(На доску вывешиваю сигнальную картину - символ 4 - легкий).
Наблюдение 5:
Воспитатель:
-Попробуем взвесить воздух. Возьмем палку (длина около 60-ти см). На е середине закрепляю верёвочку, к обоим концам которой привязываю два одинаковых воздушных шарика. Подвешиваю палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Прокалываю иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Ответы детей - шарик без воздуха стал легче).
-Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? (Ответы детей).
-Проверим? У нас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
( ВЫВОД: воздух имеет вес).
Физминутка «Самолеты»
Воспитатель:
-Ребята, представьте, что вы - самолеты. Для полета нужно вдохнуть как можно больше воздуха, руки в стороны - это крылья. А теперь полетели! Крылья покачиваются, самолеты летят плавно и красиво. (Дети выполняют). Но воздух кончается, и самолеты приземляются. Дети снова присаживаются за столы.
Наблюдение 6:
Воспитатель:
-А имеет ли воздух запах и вкус? Как вы думаете? (Ответы детей - если воздух чистый, то он не имеет запаха).
-Чем может «пахнуть» воздух? (Ответы детей - свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами, бензином и т. д.)
-Предлагаю вам в этом убедиться. В этих баночках были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
-Какой мы можем сделать вывод?
( ВЫВОД: своего запаха и вкуса воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Так, например, при насморке мы делаем ингаляцию, и воздух пахнет эвкалиптом или пихтой. (Показываю ингалятор).
( На доску вывешиваю сигнальные картинки: символ 5 - нет запаха,6 - нет – вкуса).
4. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка: Где работает воздух?
Воспитатель:
-Молодцы! В нашей лаборатории КОАПП есть небольшая выставка. Предлагаю пройти к экспонатам. Что вам говорят эти предметы, как они дружат с воздухом. На выставке представлены предметы: насос, фен, паровой утюг, ингалятор, губная гармошка, пульверизатор.
Беседа:
-Эти предметы помогают человеку?
-Будет ли работать фен без воздуха?
-Как вы думаете нужно заботиться о воздухе?
-А что загрязняет воздух? (автомобили, заводы, сигареты, пожары - во всем участник человек).
-Давайте посмотрим несколько фотографий, которые ветерок принес к нам в группу.
-Что можем мы с вами сделать, чтобы воздух был чистым и свежим?
( ВЫВОД: Чтобы заботиться, о воздухе нужно знать его секреты).
(Дети возвращаются за столы, открываю закрытую часть доски).
(Комментарии детей).
5. РЕФЛЕКСИЯ:
-Вы сегодня славно потрудились, в завершении занятия я хочу показать вам опыт-фокус, а вы мне его объясните, как настоящие исследователи, мои юные защитники природы.
Демонстрация опыта
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель:
-Дети, сегодня мы много нового узнали о воздухе, совершая опыты.
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что для вас было новым и интересным?
- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
- Как по - вашему, кто сегодня был самым активным?
- Спасибо за работу, за умные головы, аккуратные руки, острый слух, внимательные глаза и хорошее настроение, а главное любовь к природе. Лаборатория КОАПП ждет вас! Предлагаю продолжить изучение свойств воздуха на прогулке!