Лучший педагог года

Конспект ООД с детьми подготовительной группы на тему «Обитатели рек и озер Карелии»

Ольга Губарева
Конспект ООД с детьми подготовительной группы на тему «Обитатели рек и озер Карелии»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ООД с детьми подготовительной группы на тему : "Обитатели рек и озер Карелии"

Воспитатель: Губарева О. В.

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.

Тема: «Обитатели рек и озер Карелии».

Цель: Уточнение и расширение знаний детей о рыбах Карелии.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект ООД с детьми подготовительной группы на тему „Обитатели рек и озер Карелии“» размещена в разделах

Познакомить детей с обитателями рек и озер Карелии, местом обитания, внешним видом и способом питания.

Развивающие:

Учить находить основные существенные признаки рыб.

Развивать наблюдательность, познавательную активность.

Речевые:

Активизировать и обогатить словарный запас детей: Ладожское озеро, Онежское озеро, Суна, Выг, Шуя, Сума, окунь, лещ, сом, судак, налим, щука, ёрш, рак.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, обитателям водоемов.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы: игровой, коммуникативный, практический.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, предварительные беседы по экологии, знакомство с Красной книгой, Красная книга республики Карелия.

Демонстрационный материал: картинки с изображением рыб, модель строения рыбы, модель строение чешуи, красная книга Карелии, карта Карелии.

Раздаточный материал: картинки с изображением рыб.

Ход ООД:

Игра «Приветствие».

- Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро,

Здравствуй, день,

Нам здороваться не лень.

Воспитатель:

- Ребята, в какой стране живем? (В России)

- Как называется наша Республика? (Республика Карелия)

- Посмотрите на карту Карелии. Что обозачено синим цветом? Зелёным?

- Как называют наш край? (Край рек и озер)

- Я предлагаю вам отгадать загадку.

«В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место». (Вода)

- Ребята, где в природе есть вода? (ручеек, река, озеро, лужа и т. д)

- Какие крупные озера есть в Карелии? (Ладожское озеро, Онежское озеро)

- Какие реки Карелии вы знаете? (Суна, Выг, Шуя, Сума и т. д)

- Какие реки протекают в нашем городе? (Кумса, Вичка)

- Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.

А кто всю жизнь проводит в воде? (Рыбы). Недаром говорят: “Рыбы — дети воды”.

- В какой воде живут рыбы? (солёной, пресной).

- Чем отличаются рыбы от других живых существ? (тело покрыто чешуей, есть жабры, плавники; живет в воде)

- Рыб в подводном мире огромное количество.

- А какие рыбы обитают в наших реках и озерах, мы сейчас узнаем

Это щука. Щуку прозвали речным волком. Она охотится из засады. Притаится где-нибудь в камыше, и нападает на мелких рыбёшек и на крупных. А если голодна, то может утащить на дно утёнка или гусёнка. У щуки сильные плавники. Щуку ещё называют речным санитаром. Она нападает на больных рыб и очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.

Это ерш. Ёрш чем-то напоминает ежа — такой же колючий. Бросишь на лед - замёрзнет, а в тепле оттает.

Это плотва. Плотва мелкая, быстрая рыбёшка. В еде плотва неприхотлива, а ее рацион очень разнообразен. Взрослая рыба любит полакомиться головастиками, моллюсками, червями, личинками стрекозы, мальками, водорослями.

Это окунь. Окунь - хищник. У него красные плавники. Окунь питается мелкой рыбёшкой. Когда плотве некуда деваться от погони, она начинает выпрыгивать из воды, окунь хватает её при падении.

Это лещ. Лещ - очень пугливая и осторожная рыба. Питается он разными водяными личинками, рачками, мотылем и водорослями. Лещ может вытягивать губы в трубку и доставать корм из ила.

Это судак. Судак – хищник. Питается мелкой рыбой. Охотится ночью. Живет в чистых реках и озерах.

Это ряпушка. Ряпушка - небольшая рыбка, похожа на селедку. Питается мелкими насекомыми, червяками, моллюсками. Эта рыба держится в местах, где нет сильного течения.

Это сиг. Сиг- это ценная рыба, обитающая почти во всех реках и озерах Карелии. Сиг - хищная рыба, обитает на больших глубинах. Питается плотвой, пескарями.

Это форель. Форель - хищная рыба. Еще ее называют «пеструшка» из-за множества мелких темных пятен. Пока форель маленькая, она питается икрой других рыб. А взрослая форель уже питается мелкой рыбой, червями, личинками и насекомыми.

Это лосось. Лосось - одна из ценнейших промысловых рыб в озерах Карелии. Взрослый лосось живет в озере, питается мелкой рыбой, чаще всего корюшкой. Рот большой, косой.

Это сом. Сом водится в Ладожском озере. Очень крупный хищник. Он поедает разнообразную рыбу, лягушек, моллюсков, ракообразных и даже водоплавающих птиц. Обитает на больших глубинах, где очень часто плохая видимость и мутная вода. Вот и рыбе трудно видеть в таких условиях. Вот для таких условий у сома развился такой орган, как усики. Сом с помощью усов определяет, съедобная перед ним вещь или нет, ведь охотится он ночью, и зрение ему почти не нужно. Сом не имеет чешуи, какая бывает у рыб, но на него никак не влияют температурные перепады воды. Тело сома покрыто обильным слоем слизи, которая ещё и позволяет ему проскальзывать в труднодоступные места.

Это налим. В Карелии немало водоемов с идеальным дном для обитания налима, следовательно, ареал обитания данной рыбы безгранично широк. Налим питается мелкими рыбешками: ершом, пескарем, окунем. В рацион входят донные беспозвоночные, а также лягушки и ракообразные. Кроме всего, он очищает водоем. Плавает по дну, ест мертвых животных и рыб.

Это карась. Часто караси живут в таких местах, где другая рыба просто не может выжить. Они любят жить в прудах и озерах, которые заросли ряской и обладают достаточным количеством ила на дне. Там живут мелкие червячки и жучки, которые являются основным питанием для карасей. В таких местах он может найти достаточно пропитания и не переживать за то, что на него начнется охота больших рыб.

Это карп. Карп считается неприхотливой и достаточно всеядной рыбой. В основу рациона карпа входят: личинки, черви, мелкие ракообразные, насекомые, моллюски и головастики, икра других видов рыб, водная растительность.

Это осетр. Осетр в Карелии обнаружен только в Ладожском озере; ранее встречался и в Онежском озере. Они питаются мелкой рыбой (форелью, сардинами, моллюсками, водными червями, водорослями, даже небольшими водоплавающими птицами.

Все эти рыбы живут в реках или озерах.

Физминутка.

- Без чего не могут жить рыбы? (Рыбы не могут жить без кислорода).

- Как рыбы получают кислород? (Получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, а кислород попадает в кровь. Так рыба дышит).

- Вы правильно сказали, что тело рыб покрыто чешуей.

Что вы можете рассказать о чешуе? (Из чего состоит чешуя? Из отдельных чешуек. Какого размера, какой формы бывают чешуйки? Их форма и размер могут быть разными. Какого цвета чешуя? Разного цвета. Чаще всего серебристая).

Посмотрите на рисунок, где изображена чешуйка в увеличенном виде. Как вы думаете, что это за темные колечки на ней? Это возрастные кольца. По ним определяют возраст рыбы (Модель чешуи).

- Как вы думаете, у рыб хорошее зрение? Почему вы так думаете? Все верно. Чтобы разглядеть что-то в темной воде, зрение должно быть действительно очень острым. Потому рыбы, особенно хищные, обладают прекрасным зрением (щука,окунь).

- Чем питается рыба? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомятся икринками других рыб).

- Какая рыба в нашей реке самая хищная? (щука).

- Как называются детёныши рыб? (мальки).

- Из чего появляются мальки на свет? (из икринок).

Игра «Хорошо-плохо» : (в кругу с рыбой)

- Рыбам будет хорошо, если….(чистая вода, зимой чтобы был источник кислорода, проруби, лунки и т. д)

- Рыбам будет плохо, если… (грязная вода, мусор в воде, если не будет кислорода)

- Дети, мы с вами знакомились с Красной книгой.

- Почему ее так называют?

- В Красную книгу Карелии занесеныи некоторые рыбы: Атлантический осётр, пресноводный лосось, озерная форель, сиг – пыжьян, сиг – Вартманна, чудской сиг, сом.

Предлагаю вам поиграть в игру: «Назови лишнее».

- Окунь, лещ, щука, акула.

- Судак, ряпушка, дельфин, форель.

- Сом, лосось, лось, плотва.

Итог:

- О чем мы сегодня говорили?

- Что запомнилось?

- Что вызвало затруднения?

- С чем справились легко?

Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Ответили правильно на все вопросы. На следующих занятиях мы продолжим разговор о рыбах и узнаем много нового и интересного. Наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Дистанционное занятие в условиях самоизоляции на тему: «Звуки С-Ш» с детьми с ТНР подготовительной группы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Закрепить правильное произношениие и различение звуков.

Фотоотчет о посещении детьми подготовительной группы мероприятия на тему ПДД в библиотекеФотоотчет о посещении детьми подготовительной группы мероприятия на тему ПДД в библиотеке Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотелось поделиться с вами фотоотчетом о посещении библиотеки с детьми подготовительной группы. Тема "Правила.

Фотоотчёт о проведении дистанционного занятия по рисованию «На свободную тему» с детьми подготовительной группыФотоотчёт о проведении дистанционного занятия по рисованию «На свободную тему» с детьми подготовительной группы Цель: развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца, использовать разные приёмы рисования и средства.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Почва и подземные обитатели» для детей подготовительной группы Конспект НОД по «Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе» на тему «Почва и подземные обитатели» Цель: Расширять.

Конспект НОД по лепке с детьми средней разновозрастной группы на тему «Котенок»Конспект НОД по лепке с детьми средней разновозрастной группы на тему «Котенок» Конспект НОД в области Художественно-эстетического развития с детьми средней разновозрастной группы на тему: «Котенок» Вид деятельности:.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Морские обитатели» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности по развитию речи. "Морские обитатели". Подготовительная группа. Задачи: Расширять представления по.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект занятия по рисованию на тему «Тюльпаны», с детьми подготовительной группы, в условиях самоизоляцииКонспект занятия по рисованию на тему «Тюльпаны», с детьми подготовительной группы, в условиях самоизоляции 1 мая. День тюльпанов на МААМ. Цель: создание условий для творческого развития детей в рисовании. Материал и оборудование: на выбор детей.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы на тему «Поляна эмоций» Цель – создание условий для формирования эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами. Задачи: - развивать.

Конспект НОД «Славное море — священный Байкал» (рисование красками и восковыми мелками) в День озер и рек на МAAMКонспект НОД «Славное море — священный Байкал» (рисование красками и восковыми мелками) в День озер и рек на МAAM Любовь к Родине начинается с любви к природе, поэтому уделяю много внимания воспитанию любви к родным местам, к природе родного края, знакомлю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД с детьми подготовительной группы на тему «Обитатели рек и озер Карелии»
Опубликовано: 16 апреля 2023 в 22:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД с детьми подготовительной группы на тему «Обитатели рек и озер Карелии»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Губарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД