Елена Стецова
Конспект ООД, прогулка-поход «По лесным тропинкам».
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка – поход «По лесным тропинкам».
Программное содержание.
Познание: знакомить детей со свойствами почвы, ее ролью в жизни человека, растений и животных. Развивать любознательность. Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным). Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано.
Публикация «Конспект ООД, прогулка-поход „По лесным тропинкам“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2017
Здоровье: раскрыть возможности здорового человека. Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Физическая культура: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности; накопление и обогащение двигательного опыта детей. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Труд: воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
Безопасность: закреплять умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом. Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от перегрева человек может заболеть.
Коммуникация: поощрять попытки выражать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться.
Оборудование: маршрутная карта, рюкзак на каждого ребенка, знаки поведения в природе, спортивный инвентарь для пункта «Переправа», емкость с водой, рюкзаки на каждого ребенка, баночки на каждого ребенка для образцов почвы, мяч, физоборудование.
Обогащение словаря: лаборатория, исследовательский, оборудование, телеграмма, пробы, переправа, привал, обитатели.
Ход совместной деятельности взрослого и детей.
Дети и воспитатель с рюкзаками. В рюкзаках у детей: бутылки с водой, лопатки, стаканчики пластиковые, коробочки для земли. В рюкзаке у воспитателя: салфетки одноразовые, коврики, скакалки, мячи. Дети и воспитатель в панамках.
Вос. Ребята, к нам в группу пришла телеграмма от Незнайки, в которой он спрашивает, чем дышат подземные жители, есть ли воздух в почве. Кстати, ребята, а вы знаете кто такие подземные жители?
Дети. Это те жители, которые живут под землей.
Вос. Назовите их.
Дети. Дождевые черви, кроты, жуки, личинки жуков и т. д.
Вос. Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в поход в «Лесную лабораторию». Хотите?
Дети. Да!
Вос. Наш поход необычный – исследовательский. Не стоит забывать, что к походу надо готовиться заранее. Что мы оденем в поход?
Дети. Удобную одежду и обувь, головные уборы.
Вос. А что мы возьмем в поход?
Дети. Рюкзаки с необходимыми предметами, влажные салфетки, еду, воду, мусорные пакеты.
Вос. Правильно, а у меня в рюкзаке есть еще и оборудование для исследовательской работы. Давайте я вам расскажу правила поведения в походе: в походе могут возникнуть разные препятствия, помните, чтобы их преодолеть, нужно быть дружными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными. Чтобы не потеряться в дороге нужно идти вместе, не перегонять и не отставать. Люди, которые отправляются в поход, должны быть сильными и смелыми. Давайте мы с вами перед походом немного разомнемся, повторяйте за мной:
Физминутка.
Хотим узнать мы очень много
Отправляемся в дорогу. (ходьба на месте)
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам. (повороты головы)
Вот надели мы рюкзак
И сказали дружно так: (круговые движения рук у плеча)
Вещи нужные возьмем
И в поход скорей пойдем. (наклоны вперед)
Веселей вперед шагай,
От друзей не отставай!» (ходьба на месте)
Движение начинаем от павильона, на тротуаре нарисована «Дорожка препятствий» : змейка, круги, поперечные линии, круги и т. д. Дети вместе с воспитателем проходят к полянке с деревьями – «Лесная справочная».
Пункт первый – «Лесная справочная».
На поляне стоит коробка с восклицательным знаком, в которой лежат знаки, обозначающие правила поведения в природе.
Вос. Прежде чем мы отправимся по тропинкам в «Лесную лабораторию», нам необходимо узнать в «Справочной леса», что можно делать в лесу и чего делать нельзя. Помните: растения и животные не могут говорить и защитить себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить вреда, но, сами того не желая, иногда причиняют боль природе! А как вы думаете, что можно делать в лесу?
Дети. Можно гулять, любоваться, наблюдать, собирать грибы, ягоды, орехи, слушать пение птиц, нюхать цветы, слушать шуршание деревьев, когда ветер.
Вос. А что нельзя делать в лесу?
Дети. Нельзя кричать, рвать и топтать цветы, ломать кусты и ветки на деревьях, разорять птичьи гнезда, разжигать костры, убивать животных, топтать ядовитые грибы, уносить детенышей животных, сорить.
Вос. Для гостей леса существуют специальные напоминающие знаки об этих правилах. Попробуйте догадаться, что они означают.
Воспитатель по очереди вынимает знаки из коробочки.
Знак №1 «Не оставляй мусор в лесу!»
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наестся и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки.
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой!
Знак №2 «Не шумите в лесу!»
У леса музыка своя…
Ее послушайте, друзья!
Вот птичьи трели раздались,
Вот белка скачет вверх и вниз,
А вот кузнечик затрещал,
По веткам дятел застучал…
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Знак №3 «Не обижай лесных насекомых!»
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
Природа-мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий и пустой!
Знак №4 «Не разоряйте муравейники!»
Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Второй пункт маршрута – «Пробы».
Вос. А теперь, когда вы знаете, как не навредить лесу, мы можем идти дальше. Но чтобы ответить на вопрос Незнайки, нам необходимо взять с собой два образца почвы для исследований: первый с тропинки, по которой постоянно ходят люди, второй с полянки, где нет тропинок и люди ходят редко.
Дети кладут образцы в разные баночки: на первой наклеена этикетка с силуэтом человеческого следа, на второй – рисунок растения.
Третий пункт маршрута – «Переправа».
Вос. Теперь, когда у нас есть все необходимое для исследований, можно отправляться в путь. Следующий пункт нашего перехода – «Переправа». Вы знаете, что без трудностей не обходится ни один поход. Это очень сложный участок маршрута. Здесь нужно быть внимательным, осторожным и не спешить. Вот именно на этом участке похода нам и понадобится сила, смелость и самое главное – дружба.
Дети по очереди проходят разные препятствия: переползают по лестнице, проходят по узкому мостику, пролезают сквозь паутину и т. д.
Четвертый пункт маршрута – «Привал»
Дети садятся на принесенные коврики и пьют воду.
Вос. В походе люди всегда устраивают себе привал, это значит – отдых. А что можно делать во время привала? Как вы думаете.
Дети. Разжигать костер, кушать, пить воду, играть и т. д.
Вос. Ребята, давайте с вами поиграем.
Игра малой подвижности «Можно – нельзя»
Дети садятся по кругу. Педагог бросает мяч ребенку и называет какое-нибудь действие, а воспитанник, у которого мяч, говорит, можно так поступать или нельзя:
• Загрязнять воду, бросать в нее бутылки, бумажки, пакеты;
• Ломать кусты и деревья;
• Громко шуметь и слушать громкую музыку;
• Слушать пение птиц;
• Разорять гнезда птиц;
• Вытаптывать растения;
• Любоваться природой;
• Наблюдать со стороны за муравейником;
• Оставлять надписи на деревьях с помощью острых предметов;
• Уносить с собой мусор;
• Брать с собой из леса детенышей животных;
• Нюхать разные цветы и т. д.
Игра – эстафета «Передай шишку»
Стоя в колонне, дети передают шишку сзади стоящему над головой, между ногами.
Командная игра «Чья гусеница быстрее ходит?».
Участники команды выстраиваются в «цепочку-гусеницу», обхватив руками за талию впереди стоящего. По сигналу две «гусенички» движутся к цели – финишу. Побеждает та команда, игроки которой быстрее доберутся до финиша.
Педагог предлагает детям собрать сухие ветки для разжигания костра. Разжигает костер, дети наблюдают и беседуют.
Вос. Ребята, а для чего туристы разжигают костер в походе?
Дети. Чтобы погреться, нагреть еду и т. д.
Вос. Что нужно обязательно сделать, когда собираешься уходить?
Дети. Потушить костер.
Вос. А как? Можно ли на него дуть?
Дети. Нужно его залить оставшейся водой или засыпать песком или землей.
Раздувать нельзя, он тогда сильней разгорится.
После того как дети понаблюдали за костром совместно с воспитателем затушили его и отправились дальше.
Пятый пункт маршрута – «Лесная лаборатория»
В данной точке маршрута дети экспериментируют с почвой.
Вос. В «лесной лаборатории» мы проведем необходимые опыты с почвой и постараемся ответить на вопросы Незнайки, который спрашивает, чем дышат подземные жители, есть ли воздух в почве.
Опыт №1
Цель. Показать, что в почве есть воздух.
Воспитатель напоминает детям о том, что в «Подземном царстве» (почве) обитает много жильцов, как и все животные, они дышат воздухом.
Ход эксперимента: предложить детям проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в емкость с водой образец почвы №2 с полянки, где нет тропинок и редко ходят люди, и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Опыт №2
Цель: показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.
Ход эксперимента: одновременно опустить образцы почвы в стаканчики с водой и наблюдать, в каком из них больше воздушных пузырьков. Спросить детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше?
Вывод: в почве есть воздух, который так необходим подземным жителям. Воздуха больше в рыхлой земле.
Возвращение на участок.
Игра «Повтори движения»
Вос. Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (шагают на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели. (поднимают голову вверх)
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопали, ногами топали! (машут руками)
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали. (вдох-выдох)
На участке воспитатель задает вопросы:
- понравилось ли вам в походе?
- ответили мы на вопрос Незнайки?
- есть ли в почве воздух?
-в какой почве воздуха больше?
- в какой почве «подземным жителям» живется комфортно?
Вос. Ребята, давайте напишем письмо Незнайки и расскажем ему, что в почве есть воздух.